Тайна себестоимости перевозок

13.02.2013

Вежливость водителя автобуса состоит в том, чтобы закрывая двери не прищемить последнего входящего пассажира, а позволить ему спокойно дожидаться следующего автобуса.

 

Вынужденная индексация

 

И снова всё о нём… о незабываемом (для тех, кто хотя бы однажды проехал в нём) казанском общественном транспорте. Это неотъемлемый атрибут пенсионеров, студентов, бюджетников и прочих не обремененных богатством горожан, а также всех тех, кто по тем или иным  желает нести бремя расходов на содержание собственного авто. Тем более, что эти расходы постоянно растут. Вот уже поговаривают (и не бабки на скамейке, а президент Татарстана), что не за горами введение платы за постой. То есть парковка в центре Казани станет платной. Причем, повсеместно. Транспортный налог, цены на бензин и т. д. не демонстрируют тенденцию к снижению. А даже наоборот.

Но и городской транспорт не становится дешевле. Фанатики общегородских маршрутов с прискорбием вынуждены констатировать, что на поездках в «комфортабельных» автобусах скоро придется экономить. Заниматься, так сказать, спортивной ходьбой на дальние расстояния. И хотя пешие прогулки укрепляют общее состояние организма, в абсолютном большинстве случаев совсем без общественного транспорта не обойтись.

Однако… первая за последние два года индексация стоимости проезда в городском общественном транспорте произойдет с 15 февраля в Казани. Стоимость одной поездки на автобусе, метро и троллейбусе при оплате проезда наличными средствами в салоне подорожает на 1 рубль, а на трамвае – на 3 рубля. То, что индексация (по-простому – повышение стоимости) первая за 2 года – слабая попытка подсластить горькую пилюлю.

А вот в Нижнем Новгороде, к примеру, автобусный билет стоит 20 рублей. А в Екатеринбурге – вообще  23 рубля. Только вот как эта информация может утешить казанцев, не до конца понятно.

В сообщении пресс-службы мэрии говорится: «решение об индексации тарифов вызвано в первую очередь ростом себестоимости перевозок. В последний раз цены на проезд в общественном транспорте Казани повышались в декабре 2010 года. За это время официальная инфляция составила 12,7%, стоимость дизтоплива выросла на 25%, а запчастей – на 20-40%». Так и хочется воскликнуть: ай-ай! бедненькие, да как же вы ездите-то до сих пор! Тем более что стоимость проезда с 15 февраля поднимется «всего» на 5,5% для автобуса, на 6,7% для метро и троллейбуса и на «каких-то» 25% для трамвая.

Но подождем с соболезнованиями. Поскольку не известна себестоимость содержание одной единицы техники. Хотя бы примерная. А без этого стенания о необходимости догнать и перегнать инфляцию – пустой звук.

Ни в одном казанском АТП корреспонденту «Вовремя» не назвали цифры, которых он так алкал. Кто-то посоветовал обратиться в исполком. Пресс-служба казанской мэрии также затруднилась с определением примерной себестоимости пассажирских перевозок. Более того, там рассказали о принципиальной невозможности получить такие данные. Ибо средний показатель есть голая абстракция. А расходы, к примеру, на автобус сугубо индивидуальны. Они зависят от длины маршрута, возраста автобуса, мастерства водителя и многих других слагаемых. Правда, корреспонденту до сих пор не ясно, почему всё-таки нельзя вывести средний расход средств по конкретному АТП на один автобус, путем простых арифметических действий.

Ну, да ладно – невозможно и не возможно. Пойдем другим путем.

 

 

В тесноте, да не в обиде?

 

По данным председателя Комитета по транспорту исполкома города Казани Айдара Абдулхакова, в текущем году по нашему городу  будет ездить 14 составов метро, 83 единицы трамваев (в том числе обещают закупить 20 очень новым, прям новейших вагонов) на 5 маршрутов, 159 троллейбусов на 13 маршрутов и 988 автобусов на 73 маршрута.

По данным всезнающей Википедии общественным транспортом в Казани пользуются  до 1,5 миллионов пассажиров в день. До – это натяжка и условность. Округлим до миллиона. Откуда столько пассажиров? Просто обычно ездят минимум по 2 раза в день – туда и обратно. Если нужен минимум (транспортный коллапс, затяжные выходные и т. п.), то давайте остановимся на 500 тысячах пассажиров за сутки.

75 тысяч пользуются метро. Ещё тысяч пять – такси. В сухом остатке примерно 420 тысяч активных пользователей обычным наземным общественным транспортом. И это ещё без учета гостей столицы Универсиады.

Их должны перевезти 1230 единиц техники. Примерно по 341 пассажиру на одну единицу за сутки. Цифра для местной публики, привыкшей к толкотне, просто смешная. А если брать по максимуму получается что-то в пределах 750 человек. То есть где-то по 50 человек в час (стоит учесть, что нагрузка на единицу транспорта весьма не равномерна по времени, есть большие перепады в течении дня). Возможно, это нельзя счесть толкотней (в казанском понимании). Но и комфортной поездкой это назвать сложно.

 

 

Фантастическая выручка

 

Далее, давайте всё-таки посчитаем выручку. Хотя бы для автобусного парка Казани. Автобусами в Казани перевозится около 75% от общего числа пассажиров общественного транспорта.

Да простят корреспондента «Вовремя» любители статистики, но его глаза и опыт подсказывают ему, что пассажиропоток в Казани весьма насыщенный. Это ощущается буквально каждой частью тела, особенно в час пик. По самым скромным подсчетам корреспондента «Вовремя», по крайней мере, 8 часов из рабочего времени средняя загрузка автобуса составляет 100 человек в час. Причем, это минимум — примерно 1000 человек перевозит один автобус за день.

Допустим, из 988 автобусов в рейс выходит… округлим до 900. Предположим, остальные в конкретный день сломались, заблудились, не добравшись до маршрута или встречают делегацию инопланетян, прибывших порадоваться за градостроительные успехи Казани и перенять местный опыт.

Итак, 1000 * 900 = 900 000 поездок за одни сутки. Пусть треть из пассажиров будут условными льготниками (хотя в реальности это далеко не так). Получается 600 тысяч пассажиров, которые регулярно оплачивают проезд. Умножаем получившееся число на 16 рублей (опять-таки допустим, абсолютно все пользуются транспортными картами), получаем 9 600 000 российских рубликов. Умножаем на 30 дней, итог – 288 млн рублей. Неплохо для месячной выручки. А ведь ещё есть электротранспорт, тоже совсем не бесплатный.

Таким образом, получаем примерно 292 тысячи – месячный заработок одного автобуса. Много это или мало? Хватит ли ему на содержание?

 

 

Метод сравнения

 

Сравним с Таллинном. Просто потому что тамошние власти решили преподнести новогодний подарок горожанам – сделать весь общественный транспорт абсолютно бесплатным. Поэтому им не имеет никакого смысла хитрить, прикрываясь коммерческой тайной. По информации предоставленной «Вовремя» Екатериной Лайдинен, референтом вице-мэра Таллинна, годовое содержание тамошнего общественного транспорта в 2013 году должно составить 52 850 800 евро. Или примерно 2 167 млн рублей. Это где-то по 180 миллионов рублей в месяц.

В Таллинне наличествуют 351 автобус, 74 троллейбуса и 57 трамваев (всего 482 единицы городского транспорта). Где-то по 400 тысяч рублей в месяц на автобус уходит.

У талллиннцев  транспорта примерно раза в три меньше – город меньше и население меньше. То есть по нашим казанским меркам им бы понадобилось примерно 540 млн рублей на весь свой общественный транспорт (в Таллинне ещё и метро нет). Получается, что казанский транспорт убыточен?

На самом деле, скорее всего, разгадка в том, что наши расчеты были весьма приблизительными. Они не учитывали гос. дотации на проезд льготников. И вообще: минимум – это и есть минимум. Причем, и автобусы с трамваями в Таллинне немного другие, обслуживание их стоит подороже. Хотя на кондукторах они точно экономят.

 

 

Неоптимистичное резюме

 

Но в целом: самые приблизительные расчеты показывают, что от повышения цен на проезд никуда не деться. К тому же казанский транспорт нуждается в обновлении и увеличении количества единиц.

Хотя здорово было бы помечтать о том, что казанские власти последуют примеру Таллинна. Нужно найти всего ничего – «какие-то» 6 млрд рублей в год. Учитывая, что весь бюджет Казани (с заимствованиями и вливаниями) составляет около 15,6 млрд рублей (из них свои, налоговые доходы – примерно 12,17 млрд рублей), пока об этом можно только мечтать.

Скорых, удобных и экономных поездок желает всем
Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
13.02.13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также