Судьба «Дубравной»

11.11.2011

Десятилетка здоровья

Если для закона все виды бизнеса равны, то в общественном сознании существует разделение на банальное зарабатывание денег и предпринимательство с социальной направленностью. Ярко выраженным примером второго является лыжная база «Дубравная». Она существует уже 10 лет. За это время её успели, без всякого преувеличения, полюбить тысячи казанских лыжников. Хозяин базы, директор ООО «Рустем и К» Рустем Бикеев человек увлеченный. Это бросается в глаза с первой встречи. С его энергией и эмоциональностью он мог бы заниматься любым бизнесом, но выбрал почему-то лыжи и велосипеды.

Можно долго пропагандировать здоровый образ жизни, говорить о здоровье нации, но за плакатом должны обязательно следовать конкретные решения. Иначе всё превратиться в пустую болтовню, от которой у населения возникает только апатия. А апатией здоровье не улучшишь. Что толку призывать к занятиям спортом, если ближайший спортзал закрыт на замок, а абонемент в фитнесс-центр стоит две зарплаты?

Самый реальный проект сохранения здоровья горожан – это лыжная база «Дубравная». В скромном двухэтажном здании по адресу Дубравная, 2б храниться 600 пар лыж, 150 пар коньков, 2 снегохода для зимы, а также 80 велосипедов и оборудование для походов на 60 человек на лето. Весь этот арсенал не лежит без дела. На стоянке, возле леса, который арендует (или арендовал – прим. авт.) Бикеев, в выходные можно насчитать до 300 машин. А ведь какая-то часть добирается туда пешком или общественным транспортом. Конечно, 10 лет назад, когда Бикееву выделил землю ещё старый казанский мэр Камиль Исхаков, всё было скромнее. Приходили от силы 15 человек в день. И постепенно база развилась до приема тысячи человек за день.

Кроме проката, работает кафе, есть каток. Некоторые встают на лыжи на этой базе с 3-х лет. Есть у Бикеева и корпоративные клиенты: «Госнаркоконтроль», «АТП-2», «Тепловые сети». Неоднократно на территории леса на Дубравной проводилась «Лыжня России». Летом Бикеев устраивает походы и велопробеги. Нынешним летом был велопоход за 20 километров до озера Мохового около поселка Габишево. Пытается Бикеев привить и любовь к родному городу. Посредством велопоходов под кодовым названием «Тысячелетняя Казань». Есть филиал (пока не развитый – прим. авт.) В Петровском на базе отеля «Регина». Планируется открыть ещё один филиал – около Мясокомбината на улице Родины. Но пока это всё мечты. Потому что для катания на лыжах и велосипедах нужна трасса, то есть более-менее значительный кусок земли. А пока обрезают ту, что имеется.

 

Боксерский удар по лыжникам

Некоторые проблемы начались у «Дубравной» 20 января 2008 года. Но узнал о них Бикеев намного позже. Просто потому, что январь, не смотря на зиму – для лыжных баз время «жаркое». Именно в этот день тогдашний глава исполкома Казани, нынешний министр молодежи и спорта РТ Рафис Бурганов подписал «неспортивное» подписал постановление, которое уменьшала арендуемую «Дубравной» площадь в 5 раз – с нормальных 0,5 га до 10 «соток». 

Освободившиеся в результате такого сокращения площади в исполкоме решили использовать рационально. Земли выделены были под строительство Центра детского бокса «Али» (0,7 гектара) и мечети (0,8 гектара). Также планировалось размещение в данном месте клиники Нуриевых и территории с назначением «бытовое обслуживание». Под официальным термином сложно понять, что там хотели построить на практике – будку чистильщика обуви или современную баню. В любом случае за бытовым обслуживанием ехать в лес на край города лишиться далеко не каждый казанец. Тем более что этого «добра» в городе на каждом шагу. Плюс по данному лесу в перспективе должна пройти новая трасса – продолжение Зорге в леса и поля. Но это в планах на 2020 год.

Вроде бы от планов по строительству клиники решили отказаться. Но мечети и центру бокса земля отведена уже вполне официально.

Узнав об этом, Бикеев как человек убежденный и эмоциональный, стал активно протестовать против решения казанских властей. Он написал множество писем во все мыслимые инстанции (ну, может быть, за исключением ЮНЕСКО и ООН – прим. авт.). Получил стандартные отписки. Собрал более 2 тысяч подписей постоянных пользователей в защиту своей лыжной базы. Вновь тишина со стороны городских властей. Бикеев предлагал в 2010 году исполкому даже выкупить те самые полгектара по кадастровой стоимости. Ответом ему стало молчание. Прямо не мэрия, а египетский сфинкс.

Пока не центр бокса «Али», ни мечеть ещё не даже начали строиться. И это хорошо. Как говорит Бикеев, построить недолго, потом не снесешь.

Вот уже скоро исполниться 4 года мытарств Бикеева. Особенно обидно ему, что половина его рабочего времени тратиться на бесполезную переписку с чиновниками. Уж он-то нашел бы способ использовать это время более рационально.

 

Лыжню!

А что, собственно, не нравится Бикееву и его единомышленникам? Базу «Дубравная» не закрывают. Вон целых 10 «соток» оставили. Живи и катайся на здоровье.

Однако при таком сценарии развития событий остаются две «небольшие» проблемы. Первая заключается в том, что на месте нынешней парковки (которую, к слову, чистит от снега фирма Бикеева – прим. авт.) должна будет встать мечеть. А под парковку отводится только территория на 100 машиномест. То есть создается искусственный дефицит. Учитывая, что в двух шагах будет спортивный объект, где предполагаются соревнования, и культовый объект, где тоже не будет недостатка в посетителях, для посетителей «Дубравной» места не останется. Куда же денутся те 300 автомобилей, на которых приезжают заядлые лыжники? При большом желании покататься можно, конечно, оставить машину метров за 300 и с поклажей и детьми дойти до леса пешком. Но при этом нарушается главный закон маркетинга: клиент всегда прав. Главное правило — удобство клиента. Кроме того, возможно, потенциальным лыжникам придется перебираться по узкой тропе между заборами мечети и центра бокса «Али». Говоря короче, многие казанцы просто либо уйдут в другое место, либо перестанут вставать на лыжи вообще.

Вторая несуразность заключается в том, что ни один инвестор не будет вкладывать деньги в развитие лыжной базы, пока она находиться в подвешенном состоянии.

Вот собственно и все возражения против строительства, безусловно, нужных городу зданий. Только не понятно, почему именно в этом месте.

 

Разговоры за жизнь

И вот, наконец, 10 октября 2011 года состоялась рабочая встреча в Общественной палате РТ  по вопросам перспективы развития лыжной базы «Дубравная». Зал переговоров Аппарата Президента РТ в Кремле вместил как представителей различных ведомств, так и широкую общественность в лице членов Общественного палаты РТ. Были там и журналисты. Правда, в явном меньшинстве. Впрочем, Бикеев был там совсем один.

Все участники своеобразного круглого стола признавались в любви к лыжам. Некоторые не скрывали, что сами и их знакомые катаются в лесу на Дубравной. Один член Общественной палаты сказал, что он давний клиент Бикеева и постоянно консультируется с ним по поводу мази для лыж и прочих дел. Даже присутствующий от исполкома заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Равиль Юлдашев двумя руками «за» сохранение лыжной базы. Интересно, каким ещё органам надо подключиться, чтобы вопрос был решен и статус-кво данного объекта сохранился.

Бикеев несколько раз на разные лады повторяя одну и ту же мысль: хотел донести до участников совещания, что речь идет не конкретной лыжной базе, а о  развитии здорового образа жизни вообще. Его неоднократно перебивали (вероятно, из желания помочь – прим. авт.). Председатель Общественной палаты РТ Ильгиз Хайруллин призывал Бикеева не горячиться и не выпячивать свои заслуги. Мол, в том лесу и до Бикеева люди катались (человек 15 – прим. авт.). С такими защитниками и врагов не надо.

Один депутат Казгордумы сказал, что его пригласили, но забыли озвучить тему. А сам он, видимо, не поинтересовался из стеснительности. Впрочем, по словам Бикеева, тема «Дубравной» уже два раза выносилась на сессии гордумы. Только старых созывов. А нынешние депутаты, понятно, не в курсе.


Нелюбовь к простоте

Ведущий круглого стола, руководитель рабочей группы по молодежной политике и спорту Общественной палаты РТ Ярослав Муравьев предложил конкретно и пошагово сформулировать, что нужно сделать для сохранения базы. Специально для Муравьева предложение от корреспондента «Вовремя»: шаг один – просто отменить постановления о выделении земли мечети и центру бокса «Али», вынеся соответствущее предложение на сессию Казгордумы, шаг два — для строительства этих объектов  выделить землю в другом месте, можно поблизости. Но такое «сложное, многоступенчатое» решение никто из участников круглого стола не озвучил.

Юлдашев предложил встретиться у него в Управлении во вторник 15-го ноября: на встрече Бикеев должен представить свой проект развития «Дубравной». Соберутся вместе с земельным комитетом, обсудят, поговорят… На этом все и сошлись.

Самым оптимистичным знаком судьбы корреспонденту «Вовремя» показалось появление в зале где-то в середине совещания президента Федерации лыжного спорта РТ Ильшата Фардиева (также известного в некоторых кругах как вице-премьер и министр энергетики РТ – прим. авт.). Он веско вступился за Бикеева. По его мнению, это проблема города, который столкнул лбами разные виды спорта. Поэтому город и должен всё это разруливать. Есть некоторая надежда, что если вмешательство Фардиева, весьма авторитетного в правительстве, не ограничится просто словами, город разрулит всё не в течении нескольких лет, как было до того, а гораздо быстрее.

Представитель УФАС по РТ посоветовал Бикееву обратится с жалобой в это ведомство. Тогда они смогут проверить законность отвода земель в районе лыжной базы.

 

«Создание благоприятных условий для социального бизнеса в Казани»

Муравьев в интервью одному из телеканалов уже после мероприятия сказал: «Ситуация с базой «Дубравная» вскрыла несколько важных проблем формирования такой среды, но уверен, что шаг за шагом мы сможем решить сложившиеся трудности, а так же найдем пути для создания благоприятных условий для социального бизнеса в Казани. На данный момент определены конкретные шаги и органы для взаимодействия, считаю, что первая рабочая встреча прошла очень эффективно».

Куда уж эффективней? Вроде все – за. А какая-то неведомая сила (в виде непонятно откуда «сложившихся трудностей» — прим. авт.) не дает проблеме разрешиться. И, главное, дело пустяковое, не требующее бюджетных вложений или изменения законодательства.

Всё-таки есть шанс сохранить «Дубравную» в том виде, в котором она сейчас существует. И если такой прецедент будет создан, возможно, казанцы действительно поверят в то, что власть заботиться об их здоровье. А также о социальном бизнесе.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

11.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также