Страсти по парку Универсиады

02.04.2012

Научно-парковый совет

На днях в Казани состоялось заседание Научно-технического совета при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ. Оно было посвящено проекту создания парка Универсиады. К её открытию парк должен раскинуться от третьей транспортной дамбы до моста Миллениум на правобережье Казанки.

К рассмотрению ученых дам и мужей, входящих в НТС, было представлено два варианта проектов парка. Один презентовал заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Владимир Кудряшов. Другой – профессор КФУ, доктор биологических наук, а также известный в республике эколог Нафиса Мингазова.

Учитывая, что первый проект уже находится на согласовании в высших инстанциях, у второго, как считается, более экологически направленного, мало шансов. Но сначала надо определить, в чем разница между этими проектами. Например, корреспондент «Вовремя» больших разночтений не увидел.

 

Казанский Круазетт

Для начала следует сказать, что Казань не страдает от обилия парков вообще и прогулочных зон, в частности. На месте строительства нового стадиона, дворцов единоборств и водных видов спорта раньше были… тут всё зависит от степени научности подхода. Для экологов – это, безусловно, уникальное собрание редких растений. Ну а для обывателя – обычные болота. Во всяком случае, данная местность если и была пригодна для прогулок, то только ботаников, энтомологов и прочих увлеченных своей работой людей.

Благодаря Универсиаде, город может получить набережную длиной 2947 метров и шириной примерно 4 метра. И главное, обустроенную, то есть покрытую асфальтом. Чтобы граждане не месили грязь, наслаждаясь свежим воздухом после какого-нибудь открытого чемпионата по каратэ.

Прогуляться по набережной с детьми уютным летним, да и зимним, вечером, заодно рассказывая им об открывающихся красотах – это ли не мечта любого цивилизованного горожанина. Да вот беда, в полном смысле этого слова набережной в Казани (в отличии от многих поволжских городов, где от пристани с набережной можно пешком комфтортно попасть в центр – прим. авт.) пока нет. Так что инициативу городских и республиканских властей можно было бы только приветствовать.

Так что не устраивает в этой инициативе казанских экологов?

 

Экологические поправки

В выступлении Нафисы Мингазовой не было резкого неприятия идеи набережной. Она отметила, что навстречу экологам идут. Например, рассматривается уже 5-й проект парка Универсиады от Татинвестгражданпроекта.

Но в её речи звучали и нотки сожаления. Она отметила, что за 2011 год данная территория была очень сильно «трансформирована». На месте строящегося стадиона было 12 видов краснокнижных растений. Там росли даже вековые дубы.

Но какие-то редкие растения, безусловно, сохранились. Например, папоротник ужовник – одно из реликтовых растений. В пойме Казанки есть единственная в республике массовая популяция. Ключевое слово здесь – массовая. В принципе, ужовник встречается и в других местах, но не в таких количествах. Пересадка в другие места, по мнению Мингазовой, невозможно из-за уникальных условий, созданных в этом месте.

Забегая вперед, отметим, что подрядчики не совсем согласны с такой трактовкой. Они при участии ведущих биологов республики готовы выполнять необходимые мероприятия по переселению этих растений в благоприятную среду, а также способствовать в создании научно-методического центра для изучения и воспроизводства редких растений.  Тем более такой опыт у республики есть.

Что же предлагается в проекте Мингазовой и других специалистов из самых разных вузов, чтобы сохранить ужовник, а также некоторые другие редкие растения?

Во-первых, отказаться от бетонирования набережных. То есть оставить покатые берега. По мнению экологов, такой подход вполне в духе сохранения экологического каркаса Казани. Получается, что природно-рекреационную зону не надо будет воссоздавать, а достаточно будет использовать нынешнюю.

Этот же аргумент используется и для второго замечания экологов – надо восстановить местные пойменные озера. Или хотя бы сохранить оставшееся, которое расположено ближе  к Миллениуму. Для этого от русла Казанки к нему необходимо проложить небольшой канал. Это поможет спасти ужовник без пересадки. Главное, по словам активистов экологического движения, сохранить ирисовые, ужовниковые и орхидные луга. И тогда горожанам будет на что любоваться во время пеших прогулок, кроме архитектурных шедевров современного казанского зодчества.

 

Взгляд со стороны

Казалось бы, возразить тут нечего. Да и кто против сохранения редких видов? Но противники (не сохранения видов, конечно, а проекта Мингазовой — прим.авт.) нашлись даже в научном сообществе.

Например, Александр Глебов, заведующий кафедрой общей химии и экологии факультета автоматики КНИТУ им. Туполева, назвал данный альтернативный проект «воздушным замком». По его мнению, при его составлении не учитывалась гидрология обсуждаемого участка. Если там не будет стабильного течения, то там всегда будут болота, заявил Глебов.

Поскольку колебания Куйбышевского водохранилища (а Казанка является его частью – прим. авт.) находятся в ведении исключительно федеральной власти, никто в Казани не может гарантировать, что ужовник выживет при очередном таком колебании.

 

Борьба за ужовник

Но это даже не самое главное. Всё дело в том, что не существует всемирного тайного заговора против ужовника. Застройщик вместе с заказчиком не ставят цель – во что бы то ни стало его извести. Они также ратуют за сохранение краснокнижных растений.

Поэтому между двумя проектами парка Универсиады, официальным и альтернативным, нет принципиальных расхождений.

Но всё учесть невозможно. Существует правило: бетонировать берега обязательно, если поблизости располагаются строения. Поскольку всегда, хотя бы теоретически, существует риск затопления. Подвергать опасности строения, а возможно и жизни находящихся там людей никто не будет. Даже ради ужовника. Тем более, что без прописанного бетонирования берегов проект-фаворит могли бы запросто завернуть.

А против сохранения пойменного озера (которое, впрочем, вполне может стать болотцем — прим.авт.) застройщик отнюдь не выступает. Более того, по словам члена президиума татарстанского республиканского совета Всероссийского общества охраны природы и по совместительству соавтора предыдущей альтернативной концепции парка Универсиады Сергея Мухачева, явочным порядком по договоренности с генеральным директором ПСО «Казань» (именно они являются подрядчиками этого строительства – прим. авт.)  уже проводятся необходимые мероприятия по сохранению флоры. И замминистра строительства Владимир Кудряшов подтвердил, что канал до оставшегося пойменного озера можно сделать, если позволят технические условия.

 

Человек – мера всех вещей

В конце концов, если выбор встанет жестко – либо ужовник, либо набережная, то, думается, большинство казанцев всё-таки предпочтут набережную. Хотя бы потому, что не довелось им полюбоваться красотами ужовника. Возможно, это слишком потребительская позиция.

Однако сам ужовник в купе с соответствующими условиями своего обитания появился в Казани только около 55 лет назад. Когда построили Куйбышевское водохранилище и правый берег Казанки заболотился. Как говориться, без техногенного фактора не обошлось.

В речи профессора Мингазовой корреспондента «Вовремя» насторожила одна фраза: природа всегда знает лучше. Кто она, эта таинственная природа? Муравей, ползущий в траве? Или придорожный камень? Они же – часть природы. Очень похоже на пантеизм.

Давайте всё-таки, прежде всего, проявим внутривидовую солидарность и будем в первую очередь заботиться о людях. А уже потом о прочих биологических видах. И будем рассчитывать на человеческий разум, а не на «знания» абстрактной природы.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

02.04.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также