Страсти по оффшору

12.05.2012

Эйфелева башня — это пирамида Хеопса после уплаты налогов.

Неизвестный бизнесмен

 

Налоговая оптимизация до нуля

Российская налоговая система одновременно причудлива своей запутанностью и тягостна своей навязчивостью. По последнему показателю с нашими налоговиками не сравнится ни одна стареющая женщина, принявшая на грудь для храбрости. Невозмутимая настойчивость бюджетных церберов, которые периодически залезают в «кошельки» к бизнесу, конечно, вызывает уважение. Но, будем откровенны, иногда от цепких объятий государства хочется уклониться.

Причем, такая тенденция наблюдается не только в нашей стране. Британские активисты по борьбе с уклонением от налогов из группы Tackle Tax Havens поставили Россию на 4 место в рейтинге по объему ежегодно недоплачиваемых налогов. Эту величину они оценили в 221 млрд долларов. Опередили Россию только США, Бразилия и Италия, немного отстала Германия. В то же время, в докладе аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers указывалось, что Россия занимает 70 место по  количеству налогов, 123 место по общей сумме налогов и 155 место в мире по времени, которое надо затратить на их уплату налогов.

Бизнесмен подобно вольной птице «летит» туда, где его как можно меньше заставляют тратится на содержание позолоченных кресел для мелких клерков из ненужных ведомств.

Специально для таких «уклонистов» и были придуманы оффшоры. Понятие «оффшор» берёт своё происхождение от английского слова «off shore» и обозначает дословно «вне берега». Изначально понятие подразумевало страны (в основном острова), которые предоставляли возможность регистрации компаний на их территории без каких-либо налогов или требований к подаче финансовой отчётности. Сюда также относятся компании (offshore company), которые регистрируются в той или иной юрисдикции и используют льготный режим налогообложения.

Впервые такое понятие возникло в конце 50-х годов прошлого века. Оно родилось (как это ни странно) в голове журналиста. В одной из газет восточного побережья США в статье рассказывалось о финансовой компании, избежавшей контроля правительства США благодаря тому, что она переместила свою деятельность на территорию другой страны, которая имела более привлекательное и выгодное налоговое законодательство. Потом пошло поехало: эту схему стали применять всё чаще.

Ещё в древней Элладе пользовались подобными способами ухода от податей того времени. В Афинах был введен двухпроцентный экспортный и импортный налог. Тогда торговцы стали объезжать территорию полиса за 20 миль. И очень скоро были созданы своеобразные безналоговые зоны — небольшие острова возле Афин. Сюда товары завозились без уплаты налогов и пошлин, а потом переправлялись контрабандой в Афины. Как видно, наши предки тоже были не дураки.

Типизация оффшоров

На сегодняшний день различают несколько видов оффшоров:

     1. Классические оффшоры.
     Компании, зарегистрированные в этих юрисдикциях, не платят никаких налогов      и не обязаны подавать какую-либо финансовую отчётность. К этой категории      относятся небольшие островные страны, наиболее известными из которых      являются Британские Виргинские, Каймановы и Багамские острова, Доминика,      Белиз и другие. Достоинства: высокая степень конфиденциальности и      практически полное отсутствие государственного контроля.

Зарегистрированная там фирма в России налоги платит, но только с прибыли от деятельности, которую ведет здесь. Конечно, платит все налоги с зарплаты сотрудников (если они трудоустроены здесь в России). А обычно умные  оффшорные фирмы поступают так: оформляют сделку так, как будто услуга была оказана (или продукция была произведена) на территории оффшорной зоны. А там – какие налоги?

Другие плюсы: госорганы зарубежных государств не смогут проследить движение валютных средств (практически отсутствует финансовая и валютная отчетность), удобно расплачиваться с зарубежными партнерами.

  1. Низконалоговые юрисдикции (юрисдикции со льготным      налогообложением).

Такие юрисдикции предоставляют низкие ставки налога на прибыль, но требуют при этом подачу финансовой отчетности. Низконалоговые юрисдикции не могут напрямую сотрудничать с классическими offshore (отсутствует налог у источника), что позволяет использовать их в большинстве налоговых схем. В качестве примера таких юрисдикций можно назвать Кипр, Гонконг, Сингапур, Гибралтар, Венгрию, Мальту и другие.

      3. Европейские юрисдикции.

К этой категории относятся страны, законодательство которых предусматривает определенные налоговые льготы для зарегистрированных там компаний, но чётко контролируют деятельность таких компаний. Примерами таких юрисдикций являются Швейцария, Люксембург, Дания, Эстония и в своё время даже Россия (не вся, конечно, а отдельные части – например, Калининградская область). Татарстан тоже может быть таким примером.

Процедура и стоимость

В принципе, каждый российский предприниматель может попробовать себя в роли иностранного. Или, проще говоря, зарегистрировать фирму в оффшорной зоне, а деятельность вести в России. Впрочем, не всем это будет выгодно.

По поводу «оффшорных» перспектив для российского среднего и малого бизнеса «Вовремя» проконсультировал pr-директор международного холдинга West Union Group, специализирующегося на консалтинге в области налогового планирования, а также регистрации фирм по всему миру, Михаил Решетник.

По его словам, процедура регистрации фирмы – дело не простое, но доступное каждому. Обычно процесс занимает неделю (но зависит от конкретного оффшора).

В некоторых случаях, например в Белиз, придется полететь  и пожить там какое-то время, а это уже обременительные расходы. Ну, ничего. Ради будущих прибылей (вернее, отсутствия убытков) можно и потерпеть.

Необходимо будет открыть счет в зарубежном банке. Наши банки после последних законодательных телодвижений против вывоза капитала почти не идут на открытие оффшорных счетов. Поэтому лучше воспользоваться услугами филиалов европейских банков. Швейцарские подходят идеально. Беда в том, что далеко не у всех иностранных банков есть представительства в Москве (не говоря уже о провинции). К тому же, минимизируя собственные риски, какой-нибудь швейцарский банк может отказать ИП Пупкин из села Сухостой в открытии счета. Даже если тот собрал всю пачку необходимых документов. Кстати, западные банки так обычно и поступают.

Помогут выйти из ситуации так называемые банковские агенты. Это уполномоченные организации, которые сотрудничают с зарубежными банками. Собирают для них информацию и как бы поручаются за будущих клиентов. Услуги банковских агентов не очень дороги. Цена вопроса зависит от банка. Чем он солидней, тем соответственно дороже стоит там открыть счет. Да и времени больше занимает. Разовый платеж банковскому агенту может составить от стоимости плотного обеда в дорогом ресторане – 500 евро. До 20 000 евро.

На счет сразу же надо будет перевести определенную сумму (её размер опять таки зависит от солидности банка, некоторые особо «брезгливые» требуют миллион евро). Впрочем, эту сумму можно будет вложить в дело уже на второй день после открытия счета.

В общем, малый и средний бизнес, который по природной скромности в России не жирует, может вполне обойтись бюджетным вариантом – те же 500 евро плюс 1000 евро на счету. Вот собственно и всё, можно работать.

Только многие оффшорные зоны предполагают ежегодную процедуру аудиторской проверки. Аудиторы должны быть из той же местности. Их поиск – процедура нудная. Радует только то, что стоит это опять-таки не очень дорого – для малого бизнеса порядка 1000 евро в год.

Оффшор – инструмент не универсальный

Работать через оффшор рекомендуется не всем. Например, если для выбранного вида деятельности в российском законодательстве прописана обязательное лицензирование либо сертификация, у иностранной компании в этом вопросе  могут появиться проблемы. Вплоть до того, что лицензию ей могут не выдать совсем. А работать неофициально, да ещё и через оффшор – это уже относится к компетенции уголовного кодекса.

Сейчас основная масса компаний, зарегистрированных в различных оффшорах, но работающих в России, относится к сегменту импорт-экспорт. И сюда включается не только и не столько продажа углеводородного сырья, но и импорт товаров народного потребления, да и многое другое. Также консалтинговые фирмы и сфера IT тоже постепенно сдвигаются в «тень» оффшоров.

И уж просто рекомендовано открываться в оффшоре тем, кто хочет открыть собственное производство за рубежом (зачем кормить чужую армию, если не хочется даже свою?).

Обращайтесь к специалистам

Можно никуда (дальше Москвы) не ездить, время не тратить, в детали ни вникать, а доверится профессионалам. Например, компании West Union Group. В таких международных компаниях обычно предлагают полный спектр услуг – регистрацию в оффшоре, подбор банковского агента и аудитора. Так сказать, иностранная фирма «под ключ».

К примеру, «стандартный набор» для Кипра – от 1800 евро. Для Белиза – от 2000 евро. В некотором отношении Белиз даже предпочтительнее Кипра (хоть и подальше). Кипр – это вообще не оффшорная зона, а зона со сниженной налоговой нагрузкой. А Белиз – оффшор из оффшоров. Там даже нет ежегодной государственной пошлины, как в некоторых других оффшорных зонах. И вообще, государственный контроль сведен к минимуму.

«Вовремя» планирует не бросать тему оффшоров.  В следующей статье мы собираемся рассказать о некоторых схемах, по которым выгодно работать через оффшоры.

Дмитрий Смирнов

Вовремя.ру

12.05.2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также