Сторона татарская, многонациональная

08.08.2012

 

Путешествия обнаруживают не столько любопытство наше по отношению к тому, что мы собираемся смотреть, сколько усталость от того, что покидаем.

 

Альфонс Карр

 

Столица третья, российская

Путешествие по красотам республики предлагаем начать с главного города Республики Татарстан, её столицы – Казани. И это настоящий туристический рай! Для начала заглянем в Азимовскую мечеть – на её месте когда-то стояла деревянная непримечательная, но действующая мусульманская мечеть без минарета, построенная в 1804 году. А в период с 1887 по 1890 годы была воздвигнута каменная мечеть на средства известного в то время купца Азимова Муртазы. Однако, уже в 1930-х годов по причине антирелигиозной государственной политики она стала недействующей, что продлилось до 1992 года, когда Азимовская мечеть была отреставрирована и вновь открыта.

…………………………………………………………………….
Азимовская мечеть
…………………………………………………………………….

Следующая остановка – мечеть Кул Шариф – крупнейшая в Европе, названная так в честь татарского национального героя сеида Кул Шарифа и возведенная в 16 веке. Кул Шариф являлся поэтом, главой мусульман Казанского ханства и, впоследствии, одним из руководителей оборонительного процесса против войска Ивана Грозного, погибшего, мужественно защищая мечеть. Ее строительство началось в 1995 году, а закончилось в 2005. А главной идеей при строительстве стал символический знак мусульманского народа Бисмилла (Во имя Аллаха) – два квадрата, расположенные друг относительно друга под углом в 45 градусов. Кул Шариф – это четырехминаретное купольное здание высотой 57 с небольшим метров, находящееся во дворе Юнкерского училища. Являясь самой высокой мечетью во всей Европе и наиболее значимым мусульманским центром России, мечеть вмещает более 1,5 тыс. человек. В архитектуре минаретов сохранились украшения, присущие Казанскому ханству.

…………………………………………………………………….
Кул Шариф
…………………………………………………………………….

Далее предлагаем полюбоваться на башню Сююмбике, которая до строительства Кул Шарифа считалась самым высоким в Казани сооружением. Однако популярность ее вызвана не столько историческим прошлым, сколько одним атрибутом: башня Сююмбике относится к падающим башням с отклонением проекции шпиля (высшей точки башни) почти на 2 метра (1,98 м). Благодаря этому башня Сююмбике популярна не только среди российских туристов, но и необычайно известна во всем мире. Башня Сююмбике представляет собой семиярусное конусное здание, выстроенное из красного кирпича общей высотой 58 метров. Она расположена внутри комплекса Казанского Кремля на Казанском холме.

…………………………………………………………………….
Башня Сююмбике
…………………………………………………………………….

Здесь же, на территории Казанского Кремля находятся ещё нескольких прекарсных достопримечательностей. В Кремле 13 башен: Юго-Западная, Преображенская, Пятигранная, Западная безымянная, Северо-Западная, Тайницкая, Северная, Воскресенская, Северо-Восточная, Дмитровская, Консисторская, Юго-Восточная и Спасская. В северной части Казанского Кремля находится Благовещенский собор – символ православия и одно из старейших заведений города. Он соседствует с башней Сююмбике, Архиерейским домом, памятником Зодчим и главным корпусом Пушечного двора. Кроме того, на территории Кремля стоит и дворец президента республики – на него тоже стоит взглянуть. Рядом с Архиерейским домом находится здание присутственных мест – вместе со зданием гауптвахты эта троица образует комплекс, являющийся самым протяжённым в Кремле. В здании гауптвахты во время взятия Казани белогвардейцами в 1918 году были заключены многие военные и государственные служащие.

…………………………………………………………………….
Спасская башня
…………………………………………………………………….

На выходе из Кремля обратите внимание на Спасскую башню – белокаменное четырёхъярусное здание высотой 45 метров и шириной 23 метра. Каждый верхний ярус уже нижнего, 2 нижних яруса являются четырёхугольными, в самом нижнем ярусе находится прямой арочный проём для въезда в Кремль. Третий ярус башни восьмигранный, и на нём расположены знаменитые часы. Четвёртый – последний ярус башни – также восьмигранный, имеет большие арочные проёмы на каждой грани и выполняет функцию звонницы. Завершает структуру постройки кирпичный шатёр с пятиконечной позолоченной звездой вверху.

 

Зилант, казанский Иерусалим и свияжские берега

На горе, неподалёку от Казанского Кремля расположился Зилантов Свято-Успенский женский монастырь. Название монастыря происходит от названия горы, а название горы – от дракона Зиланта – героя татарской национальной мифологии, изображение которого расположено ныне на казанском гербе и флаге. Сейчас монастырь принадлежит Казанской епархии. Достоверно известно, что Зилантов монастырь был основан 15 октября 1552 года Иваном Грозным практически сразу после взятия им города Казани. Вот только стоял он не на вершине горы, а почти у подножия. Вся неблагонадежность такого расположения показала себя уже в 1559 году, когда течение Волги частично разрушило стены монастыря. После этого было принято решение перенести монастырь на самую вершину Зилантовой горы. Ещё одно трагическое событие в истории монастыря произошло в 1918 году, когда 10 монахов тогда уже мужского монастыря были расстреляны по непонятным обвинениям. Позже большинство зданий Зилантова монастыря были разрушены, а затем восстановлены. Только в 1918 году после передачи монастыря Казанской епархии монастырь стал вновь действующим.

…………………………………………………………………….
Свято-Успенский женский монастырь
…………………………………………………………………….

Что касается Зиланта, то существует ряд легенд, ни одна из которых не является приоритетной. При этом, одни легенды описывают существо как доброе, другие – как злое. Согласно наиболее популярной легенде, у одного казанца была пасека за Зилантовой горой. Также у него была очень красивая дочь. Её вскоре выдали замуж. Как-то она пошла набрать воды в реке Казанке. Но ей было чрезвычайно сложно добираться до реки, поэтому она посоветовала хану Галим-беку основать город около Зилантовой горы. Но здесь обитало множество змей, из-за чего приказал хан зимой сложить солому и сухие ветки на гору, а весной, когда змеи проснулись и выползли из-под земли, солому подожгли, вследствие чего все змеи, кроме одной, сгорели. А эта, оставшаяся в живых змея, убила богатыря – поджигателя соломы и в течение долгого времени мстила жителям Казани.

…………………………………………………………………….
Раифский монастырь
…………………………………………………………………….

Спустившись с горы, отправляйтесь гулять на казанский Арбат – улицу Баумана – удивительное по красоте место, полное сувенирных лавочек, симпатичных магазинчиков и весёлых худодников, готовых написать ваш портрет. А направляясь за пределы города, непременно посетите Раифский монастырь – новый Иерусалим – жемчужину XVII века с главной святыней Чудотворной Грузинской иконой Божьей матери. Загляните в прекрасный остров-град Свияжск, насчитывающий более 20 памятников старины федерального значения.

 

Там, где ступала нога Владимира Высоцкого и плавают анапские дельфины

Город Набережные Челны, что находится в северо-восточной части республики, смело заявляет, что на его территории поставлен самый большой в России памятник Владимиру Высоцкому. Согласно данным, опубликованным на ресурсе komandirovka.ru, в высоту он достигает 9 метров. Памятник открыт к тридцатилетию посещения города Владимиром Высоцким в составе группы артистов Театра на Таганке. Высоцкий был в Набережных Челнах все один раз, на двухнедельных гастролях в 1974 году. Выбор места для памятника не случаен, так как именно здесь, на улице Гидростроителей, раньше располагалась гостиница «Кама», в которой жили артисты Театра на Таганке во время гастролей в Набережных Челнах. Есть и музей памяти Высоцкого.

…………………………………………………………………….
Памятник Владимиру Высоцкому
…………………………………………………………………….

Кроме того, в городе можно полюбоваться на долгострой в лице гостиницы «Сити-центр» – 24-этажной цилиндрической башней в центре Нового Города, которую видно почти из любой точки, и которую местные жители прозвали «тюбетейка» за окрашенный в цвета флага Татарстана цилиндрический выступ на крыше похожий на тюбетейку. Строилась с 1980-х годов – конструкции были завершены, когда в связи с финансовыми трудностями в годы реформ строительство остановилось. С середины 1990-х годов возникали различные проекты завершения здания – в виде гостиницы, офисного центра или даже самой большой в мире рекламной пивной банки. Президент РТ предложил продать здание «за рубль» местной предпринимательнице при условии скорой достройки и ввода в эксплуатацию. Однако, в связи с отсутствием в городе потребностей в большом количестве гостиничных или офисных номеров и соответствующих инвестиций, здание оставалось «долгостроем» до 2006 года, когда с привлечением английских инвесторов начались работы по его достройке и рестайлингу в стиль «хай-тек» в качестве гостиницы «Сити-центр». В эксплуатацию его сдали лишь в 2008 году.

…………………………………………………………………….
Гостиница «Сити-центр»
…………………………………………………………………….

Стоит заглянуть в набережночелнинский дельфинарий – филиал дельфинария Анапы – единственный стационарный дельфинарий в Поволжье был открыт в 2006 году. В Набережных Челнах также расположены несколько мечетей: «Нур-ихлас», Абузар, Ак мечеть, Билал, Джамиг, Ихлас, Рамазан, Тауба, Туфан, Чишмэ и Кэусар; православных хармов: Свято-Вознесенский собор, храм святых бессеребреников Космы и Дамиана, храм святого Тихона, патриарха Московского и храм преподобного Серафима Саровского. Есть здесь и протестантские общины: церковь Евангельских Христиан «Возрождение», церковь Христиан Веры Евангельской «Благая весть», церковь Адвентистов седьмого дня.

 

Древние Болгар и Билярск

Более 700 лет назад на месте современного города Болгара находился древний город Великие Булгары, который был столицей Волжской Булгарии, а с XIII века, сообщает ресурс strana.ru, – первой столицей Золотой Орды. Этот город издревле был политическим, экономическим и культурном центром. Однако в 1431 году войско Василия II Тёмного его полностью разрушило, и пальма первенства перешла к Казани. Теперь это небольшой городок, названный так в 1991 году в честь своего знаменитого предшественника. До этого времени он носил множество других имен – Спасск (первое имя, данное при образование города на месте села в 1781 году), с 1926 по 1935 годы – Татарский, с 1935 по 1991 – Куйбышев.

Название древнего города – Болгар (ударение на первый слог), Булгар (ударение на последний слог), Великие Булгары – связано с названием народа, проживавшего здесь – волжские болгары. А название «булгары» или «болгары», по одной из версий, происходит от русского «волгари», то есть жители Волги. Первым указ об охране памятников Болгарского городища издал Петр I. В 1722 году он побывал в этом удивительном месте, а после повелел создать здесь музей. Можно сказать, что это был один из первых архитектурно-исторических памятников России, который государство взяло под свою опеку. А сегодня Болгарский историко-архитектурный комплекс включен в предварительный список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В начале июня Болгар, точнее Болгарское городище, превращается в место массового паломничества мусульман. В эти дни отмечается годовщина принятия ислама Волжской Булгарией. У мусульман считается, что троекратное посещение Великого Булгара равнозначно хаджу в Мекку.

…………………………………………………………………….
Город Болгар
…………………………………………………………………….

Интересная легенда связана с живописным озером Рабиги, которое находится на территории Болгарского заповедника. Прекрасная Рабига, дочь хана Болгара, все свои дни проводила взаперти в стенах ханского дворца. Её сверстницы в это время собирались вместе по вечерам и водили хороводы, а потом превращались в белых лебедей и улетали. Рабиге тоже хотелось плясать и петь песни, но хан её не отпускал. И вот однажды красавице удалось убежать от бдительного отца и присоединиться к своим подругам. Но в этот вечер хан отправился на охоту и, увидев на лесной опушке стаю белых лебедей, выстрелил. Все птицы улетели, кроме одной. Это была раненая насмерть Рабига. Понял хан, что убил собственную дочь, и заплакал горячими слезами. И плакал всю ночь. А утром на этом месте появилось озеро — чистое, как девичьи слезы, и глубокое, как отцовское горе. В Болгаре в разные века жили или гостили многие выдающиеся люди своего времени: в начале XIII в. – болгаро-татарский поэт Кул Гали; в первой половине XIII в. – Бату-хан (он же Батый); в XVIII веке – Петр I; а также императрица Екатерина II, писатели Державин и Пушкин, художники Шишкин и Саврасов.

Современный Билярск построен на развалинах древнего булгарского города Биляр (X-XIII века), он был вторым после города Булгара – столицы Волжской Булгарии. Когда-то это был огромный мегаполис, по размерам во много раз превосходящий современные Париж и Лондон. Символом города стали ворота из чистого золота, предания о красоте которых живы по сей день. Однако город был полностью уничтожен в XIII веке в результате монгольского нашествия. На сегодняшний день раскопано всего лишь 0,1% территории булгарской столицы. Ехать сюда, отмечают на strana.ru, стоит на целый день, не меньше. Одна только территория заповедника составляет 2392 гектара.

У горы Хужалар-тавы на территории Билярска несколько названий – Девичья гора или гора Двенадцати Девушек. Древняя мусульманская легенда рассказывает, что некогда неподалёку от горы стоял город Марджан. Жил в том городе человек по имени Тырышмал Хужа, и было у него двенадцать дочерей-красавиц. Слава об их красоте разнеслась далеко за пределы дома, и многие юноши мечтали жениться на одной из девушек. Но те не торопились с замужеством, дожидаясь самых достойных. Однако случилось так, что озлобленные отвергнутые женихи решили отомстить. Собралось их войско великое и направилось к жилищу Тырышмал Хужа. Город Марджан сожгли дотла, а старика и его дочерей увезли на то место, где сейчас стоит гора Хужалар-тавы. Там заставили пленниц своими платками носить землю и ссыпать в одну кучу. Когда гора достигла своей нынешней высоты, женихи объявили, что собираются на её вершине закопать несчастных двенадцать дев и их отца. В тот же миг превратились сёстры в яркие звёзды и вознеслись на небо, а Тырышмал, прыгнув с крутого склона горы, стал родником. Ключ этот в наши дни зовут Святым, а воду в нём считают целебной.

Существует и христианская трактовка названия горы. Говорят, что однажды случилось в местной православной церкви горе — пропала всеми почитаемая икона. В скором времени пропажа явилась татарской девушке, гуляющей вдоль берега близлежащего озера. Девушка захотела достать святыню из воды, и та сама поплыла к ней в руки. В тот же день икону вернули в храм. Однако на следующее утро её вновь не оказалось на месте. Вновь девушка увидела икону посреди озера. Но на этот раз образ не дался молодой татарке. Услышала девушка голос: «Тогда вернусь на место, когда ты христианство примешь». Так и сделала татарка, и с тех пор до самой смерти почитали её за святую. А когда похоронили эту праведницу, то на месте том забил ключ. И между христианами решено было, что это слёзы этой святой, которая она льёт по всем грехам людским.

 

Мифы древнего Шолома, Чёртово городище и святые источники

Чрезвычайно интересна для путешествия Елабуга. Честно признаться, чего здесь только нет – всевозможные музеи: Марины Цветаевой, Ивана Шишкина, Натальи Дуровой, Владимира Бехтерева, музей «Портомойня» (история мыловарения – прим.авт.), музей-театр «Трактир». Памятники: упомянутых Шишкина, Цветаевой, Дуровой, Бехтерева, есть также памятник связистам и почтальонам, мемориал памяти жертв политических репрессий, памятник булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухамаду и памятник самовару. Ещё: часовня Александра Невского, несколько православных соборов, мечети, художественная галерея, фонтан «Нефтяник». Но самое, пожалуй, интересное это Елабужское («Чёртово») городище – крутой утес над устьем реки Тоймы. С древнейших времен он служил пристанищем человека. До сего дня на его вершине сохранились остатки старинной крепости. Уникальный памятник истории и археологии, со следами древних поселений, овеянной легендами и преданиями башней булгарского времени.

…………………………………………………………………….
Чертово городище
…………………………………………………………………….

В Спасском районе Татарстана есть Шолом – таинственный курган в селе Балымеры на обрывистом волжском берегу. Название ему дали местные жители: Шолом на старорусском языке означает холм, курган, возвышенность. История возникновения балымерского кургана многие века была окутана тайной, и до сих пор мифы о нем будоражат сознание живущих в округе людей…

И практически все районы республики славятся своими святыми источниками: Параскевы Пятницы (Набережные Челны), великомученика Пантелеимона (Буинский), Макария Унженского (Верхнеуслонский), Пантелеймона Целителя (Елабужский), Иоанна Предтечи (Нижнекамский), Михаила Убиенного (Камско-Устьинский), Николая Чудотворца (Алексеевский).

 

«Это Кара- Кара- Кара- Кара- Кара- Кара-Куль»

В Балтасинском районе – в трёх километрах от «столицы» района расположено озеро под названием Кара Куль, что в переводе с татарского значит «чёрное озеро». Вода в озере издали зеленоватого цвета, но, несмотря на это она прозрачная, чистая, холодная. Прозрачность чистейших вод у самого берега постепенно переходит в центре озера в таинственную темень. Потому-то это красивое водное сокровище получило название Кара Куль. Место действительно замечательное – водоём окружён деревьями, дарящими приятную свежесть жарким летом, а вода здорово остужает после сильного солнцепёка. И при этом здесь стоит удивительная тишина – вдали от шума и суеты даёт возможность хорошего, спокойного и интересного отдыха. Озеро овальной формой: длиной 215 м, шириной 122 м. В 50-х годах глубина озера составляла 27-29 м. Объем воды 136000 м. Озеро бессточное. Родники, которые выбиваются рядом, постоянно очищают и холодят его воды.

…………………………………………………………………….
Озеро Кара Куль
…………………………………………………………………….

У него карстовое происхождение, связанное с залежами карбонатов, сульфатов и ангидридов. Карстовый рельеф формируется с помощью глубоких впадин, которые заполняются водой из открывшихся подземных источников. В январе 1978 года Кара Куль был признан памятником природы постановлением Совета Министров Татарской АССР.

Приятных впечатлений и раскрытия тайн! 

Оксана Ефимова, Вовремя.ру
09.08.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также