Рад бы вложиться, да бизнес «сырой»
— Проектов для вложения много, — рассказал «Вовремя» Артем Когаринов, — но мало тех, в которые можно заходить сразу, без дополнительной работы. – На подготовку бизнеса, готового к вложению инвестиций (в активе 50-100 млн. рублей – прим. авт.), уходит несколько месяцев.
Кроме частного инвестора, стартап может рассчитывать либо на программы господдержки, которые получили распространение в Татарстане в последние годы (к примеру, программы Агентства инвестиционного развития РТ — прим.авт.), либо на классические кредитные институты. Но далеко не всегда. За исключением редких случаев, получить заемные средства начинающему бизнесу в банке сложно. Большинство кредитных программ предполагают, что у тебя уже есть финансовые обороты или поручитель. Такие проекты больше интересны уже существующим компаниям, которые готовы открыть что-то новое.
В случае же участия в программах господдержки малого и среднего бизнеса, зачастую соискатели инвестиций крайне мало внимания уделяют проработке своего бизнес-проекта, так как не готовы прикладывать значительные усилия всего лишь за возможность (а не гарантию – прим.авт.) получения субсидии.
Малым предпринимателям сложнее вдвойне – приходится рассчитывать либо на субсидии, либо брать кредит, но только как физическое лицо. К примеру, субсидии в том же сельском хозяйстве дают лишь при условии, что бизнес уже пошел – возвращают вложенные средства. Но ведь до этого еще нужно купить племенной скот или оборудование. Сначала кредит, а уже после возмещение затраченных средств. Стартапу при таких условиях, как ни крути, а без полной финансовой поддержки не обойтись – бизнес организовать крайне сложно, не говоря о том, чтобы вывести его на более продуктивный уровень.
Светлана Никифорова считает, что в поиске средств на свое начинание стартапер может использовать существующее множество блогов, порталов и сайтов с подобной информацией. На них, отмечает Светлана Никифорова, размещено не меньше информации о менторах, венчурных фондах, частных инвесторах.
Копируем у Запада, внедряем в России
— Так как мы работаем на рынке России, а конкретнее – Татарстана, оценить уровень российских и, в частности, татарстанских стартапов, могу лишь точечно, — комментирует Светлана Никифорова. В среднем, уровень стартапов не так высок, как в мире, (если мы говорим о начинаниях в сфере информационных технологий). К примеру, «Стартобаза» специализируется только на стартапах в области IТ.
По мнению Светланы Никифоровой, в США образование на более высоком уровне и с уклоном в экономику, что подтверждают успешные американские стартапы.
— В США выше мотивация на достижение персонального успеха и финансовой независимости, — дополняет управляющий партнер «Стартобазы». Подростки в возрасте 14-15 лет заняты на подработке – зарабатывают самостоятельно, а не берут деньги из карманов мамы и папы. И нацелены американцы не на короткий результат. Специфика экономики России такова, что у нас нет уверенной стабильности в завтра.
С другой стороны, то, что уже успешно стартовало на Западе – проекты наподобие «Groupon», «Вконтакте» — не менее успешно скопированы Россией.
— Таким образом, техническое образование, чутье, умение работать в команде — все, что необходимо начинающему предпринимателю — есть и у нас, — отмечает Светлана Никифорова.
Принцип соленого огурца, или что нужно рынку
Татарстан, по мнению управляющего партнера «Стартобазы», традиционно передовой регион в области информатизации. И для начала старта новых проектов здесь созданы все благоприятные условия.
— Не секрет, что наши стартапы развиваются по принципу соленого огурца, когда вокруг все в маринаде, а ты еще свежий, — дополняет Светлана Никифорова. — Но невозможно оставаться таким же свежим через какое-то время.
Как пояснила Светлана Никифорова, хотелось бы видеть предложения, более ориентированные на глобальный рынок, с возможностью масштабирования, а не только адаптированные на решение краткосрочных узких задач небольшой целевой аудитории.
Оксана Ефимова,
Вовремя:ру
09.09.11