Социальный грант и шаманы консалтинга

03.10.2012

 

Горы Кавказа. Пастух пасёт овец. Вдруг садится вертушка, оттуда выходит молодой человек, в безукоризненном костюме и при галстуке:
— Вы пастух?
Молчание.
— Я хочу вам сказать, что вы неправильно пасёте овец. Вот смотрите…
Достаёт ноутбук, подключается к спутнику:
— Вот видите? Вот картинка. Здесь ясно видно, что за тем склоном трава более зелёная и сочная. Вы согласны? Я вижу, что согласны. Вам надо перегнать отару туда. Вы хотите, чтобы вам выбрали маршруты перегона? Пожалуйста! Есть три маршрута. По этому маршруту, сразу отвечаю, вам идти нельзя: видите, здесь волки. Из оставшихся двух этот короче, значит – вам по нему. В качестве гонорара я забираю одну овцу.
И идёт к вертолёту, но вдруг слышит:- Ты, наверное, консалтингом давно занимаешься.
— Да, а откуда вы знаете?
— Во-первых, ты появился, хотя тебя никто не звал. Во-вторых, ты сам задаёшь вопросы и сам на них отвечаешь. В-третьих, положи собаку на место.

 

Анекдот

 

Поможет или не поможет? Вопрос – риторический

Консалтинг, как явление, называют процессом динамичным, развивающимся и принадлежащим к бизнесу интеллектуальному. Но даже принадлежность к чему-то более высокому, не избавило появление консалтинга от проблем. Яркий тому пример – ситуация с татарстанским АИРом. Ещё в прошлом году, подводя итоги реализации программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса, глава агентства Линар Якупов, заметил, что «ошибки в основном возникали у тех компаний, которые обращались в брокерские (читайте «консалтинговые» – прим.авт.) агентства». Вместе с тем, АИР в ходе реализации программы этого года неоднократно призывал заявителей: «Не обращайтесь к посредникам, пишите бизнес-планы сами либо консультируйтесь у нас (то есть в АИРе – прим.авт.)». В пользу этого заявления говорит уже то, что кому как не АИРу знать, что же там нужно представить на оценку экспертного жюри.

В этом году ситуация повторилась – ошибки всё те же, проблемы, соответственно, тоже. А спекуляции в этом бизнесе тоже не редкость – выживать-то как надо. И когда специалистов в сфере консалтинга превалирует тысячу, нужно точно знать, кто из них профессионал, а кто так, симулирует.

 

При оценке работы выбранного вами агентства, такие критерии оценки, как численность штата, масштабность проектов, площадь офиса и стоимость услуг лучше оставить в стороне и сосредоточиться на самом главном показателе: качестве и эффективности выполняемой работы. Среди разновидностей консалтеров часто выделяют имитаторов или «продавцов воздуха» и попасться им в «лапы» не так уж трудно. Кстати, иногда в маленьком, казалось бы неприметном агентстве, в можете получить за ваши деньги полный перечень всех услуг, в то время как в большом и самом популярном вам могут предложить воздух, за который и платить-то, по сути, не нужно.

 

Для примера заметим, что ситуация сравнима с маленьким магазинчиком, где вас встретят как самого дорогого гостя, да ещё и чаю нальют. Это как ушедшая на покой эстрадная звезда, которая уже ничего собой не представляет, но тянущийся за ней шлейф прошлых заслуг, открывает перед нею все двери. И её всё ещё куда-нибудь да зовут.

Но ведь когда человек замедляет движение, перестаёт двигаться и находить новые пути для собственного роста, считая, что уже всего достиг и теперь пусть клиенты сами за ним побегают, он деградирует. И консалтинг не исключение – бегут туда, где считается «круто» и ярко сияет нимб известности над головой. Эксперты считают (и делают это вполне справедливо – прим.авт.), что консалтерам свойствен «синдром сапёрской небрежности», когда на «мине» подрываются уже бывалые, а не новички. Другой аспект: в старейшем и пышущем известностью агентстве вам могут предложить уже давно просчитанные и тысячу раз использованные ходы, в то время как начинающие сделают попытку внедрить что-то новое, а от того более интересное. Мы не претендуем на 100%-ную состоятельность данного высказывания, но практика, как говорится, показывает.

 

И ухо режет, и глаз неймёт

Эффективность работы консалтинговых агентств некоторые сравнивают с заправками и станциями технического обслуживания, чья польза не вызывает сомнений в необходимости их работы. Поэтому, если автомобилю для его полноценной работы требуется качественный бензин, а через какое-то время ремонт или замена некоторых деталей, так и любой организации, спустя какое-то время нужны новые идеи, пути и решения. И консалтинг здесь рассматривается как самый приемлемый вариант. Тем не менее, возвращаясь к вопросу о качестве и эффективности и, пытаясь отделить зёрна от плевел, внимательно оцените ряд тонких и порой не всегда заметных нюансов. На первой встрече акцентируйте внимание на словоохотливости принимающей вас консалтинговой стороны. И если ваше ухо слышит исключительно труднопроизносимые фразы, всевозможные термины и иностранные диалектизмы, есть повод призадуматься: а что за ними стоит – профессионализм или небольшие знания, почерпнутые из книг. К тому же, если мы хотим расположить клиента к себе, не проще ли донести суть нашего предложения в понятной ему форме?!

Другой нюанс: существует выражение, что «все плохие консалтинговые агентства, как правило, отличаются непомерным апломбом». Пример тому – подчёркивание достижений агентства планетарного или галактического характера – непомерный и не подлежащий измерению. И не забудьте, что шикарный офис с мебелью известной фирмы, буковыми шкафами и покрытыми бархатом диванами, а также суперсовременной техникой не должен ввести в заблуждение, помните: нам нужен профессионализм, а не внешняя красивость и вычурность. Кроме того, не исключено, что вам будут предлагать посмотреть всевозможные дипломы, завоевания, кубки, грамоты и прочую сертифицированную и уникальную (уникальная методика, подход, программа – прим.авт.) атрибутику. Не поддавайтесь – сертификат не даёт полной гарантии компетентности. А массовый зритель часто расценивает всё так, как мыслят «организаторы»: авторитетно, компетентно, признанно – надо брать.

 

Тройка, шестёрка, цели

Итак, русская Википедия отмечает, что «консалтинг» – деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Как отмечено на ресурсе i2r.ru, согласно распространенному мнению, к услугам внешних консультантов обращаются в основном и в первую очередь те организации, которые оказались в критическом положении. Однако помощь в критических ситуациях – отнюдь не основная функция консалтинга. Во-первых, в тех случаях, когда предприятие, имеющее статус надёжного, намечает перестройку всей системы, связанную либо с расширением, либо с изменением формы собственности, либо к коренным изменением спектра деятельности предприятия и переориентацией ее на более перспективные и/или выгодные направления бизнеса. Во-вторых, в случаях, когда предприятие, имеющее статус надёжного, с целью утверждения своих позиций на рынке и создания необходимого имиджа в глазах потенциальных партнёров, обращается к услугам консультанта и проводит ревизию своей деятельности, а затем делает её результаты достоянием гласности.

В-третьих, в тех случаях, когда предприятие находится в критическом положении (или даже на грани краха) и своими силами из этого положения выбраться не в состоянии ввиду отсутствия опыта и внутренних ресурсов для адекватной и своевременной реакции на создавшуюся ситуацию. Услуги консалтинговой фирмы в этом случае носят характер кризис-консалтинга. Наш источник пишет, что требований к консалтинговым компаниям шесть. Первое: консалтер обязан владеть отработанной технологией решения задач и необходимыми навыками, а также методами анализа и прогнозирования экономического положения, диагностики общей производственной ситуации и установления контактов (общения и утверждения. Второе: консультант должен быть независим от каких бы то ни было мнений. Третье: консалтинговая компания должна являть собой структуру, внешнюю по отношению к консультируемой организации.

Четвёртое требование: консультант обязан оказывать заказчикам помощь в использовании их собственного опыта для непрерывного совершенствования своей деятельности. Пятое: с целью накопления, анализа, переработки и использования получаемого опыта консультант консалтинговая компания должна работать со многими клиентами. И, наконец, шестое  требование: консультант должен обладать обучающим воздействием на клиентов. А цель консалтинга как такового: помочь менеджменту в достижении заявленных целей.

И только вам решать, насколько ваши цели совпадают с целями того, за чьей помощью вы обратились. Помощь ведь тоже не всегда бывает объективная, даже если вы за неё хорошо заплатили.

Оксана Ефимова, Вовремя.ру
03.10.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также