Социальный бизнес. Грантовая перезагрузка

29.09.2012

 

 

Никогда ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас.

 

Воланд (пером Михаила Булгакова)

 

Заявки без заявителей

Сегодня 28 сентября  в конференц-зале технопарка «Идея» продолжился отбор проектов на получение субсидий по госпрограмме «Социальный бизнес».

Краткая предыстория вопроса (которая, впрочем, давно известна всем заинтересованным лицам) умещается в пару-тройку  предложений. А именно: поначалу 400 поданных заявок не хотели рассматривать, поскольку лимиты, выделенные на программу «Социальный бизнес» были исчерпаны (об этом была статья «Вовремя«). Теперь же руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Линар Якупов сказал, что его ведомство (отвечающее за организацию приема заявок и отбора победителей) отойдет от календарного принципа рассмотрения заявок. Это значит, что теперь нерассмотренные 400 заявок тоже будут рассмотрены специально созданной экспертной комиссией. По 100 заявок в день, то есть за 4 дня.

В пятницу рассматривали с 200 по 300 заявки. Корреспондента «Вовремя» удивило, что в 9.00 зал был ещё почти пуст. Сначала подтянулись члены экспертного совета. Затем, потихоньку просторное помещение стало наполняться предпринимателями-конкурсантами. И, кстати, так и не наполнилось «до краев». Интересно было бы ввести подобную практику в суде. Сначала «встать, суд идет» — в пустой зал заходит судья, спустя 15 минут подходят адвокаты, а уже потом подтягиваются истец с ответчиком. Именно такую сюрреалистическую картину наблюдал корреспондент.  Вроде как судья меньше заинтересован в исходе процесса (если его предварительно не «подмазать»), чем остальные участники. В данном случае, видимо, дело обстоит наоборот.

Большинство заявителей так и не смогли присутствовать на защите лично. Тому может быть несколько логичных объяснений: они живут в сибирской тайге, они космонавты, и сейчас находятся на работе; 600 тысяч рублей (которые теоретически можно получить от государства) – не та сумма, из-за которой имеет смысл рано вставать; у конкурсантов были более важные дела. Но самое логичное объяснение – узнав о том, что финансовые лимиты, выделенные на «Социальный бизнес» исчерпаны,  люди потеряли надежду.

Поэтому многие заявки рассматривалось  без участия заявителей исключительно по бумагам, которые в режиме аллегро демонстрировались на большом экране с помощью проектора. Всякому понятно, что находясь далеко мыслями и телом трудно «заразить» своей бизнес-идеей кого бы то ни было. Звук аргументов быстро гаснет на больших расстояниях.

Те же, которые пришли на защиту собственных проектов, хотя и заметно волновались, но всё же не напоминали студентов, пришедших на зачет. Отличие состояло в том, что каждый «экзаменуемый» точно знал, что его проект самый лучший. Никаких сомнений в этом у них не было. А студенты всё-таки иногда сомневаются в своих познаниях.


Такие разные претенденты

Корреспондент «Вовремя» в виду дефицита времени не смог прослушать все 100 заявок, рассмотренных за день. Но среди тех, о которых он имел честь узнать не было ни одной, хотя бы отдаленно похожей на «я изобрел перпетуум мобиле, теперь мне не хватает каких-то 600 тысяч на то, чтобы осчастливить человечество». Увы, среди заявок преобладали стандартные «курсы по чему-то жизненно важному, изготовления чего-то очень нужного, прачечные по отмыву всего» и  т. п. Инноваторская составляющая заявок оставляла желать лучшего.

Также некоторую оторопь вызвала у корреспондента «Вовремя» социальная составляющая некоторых проектов. Вообще, представленные проекты можно отнести к двум большим классам.

Первые – это чисто социальные, но которые планируют какие-никакие, а деньги с населения собирать. Например, медицинские центры, хореографические кружки для детей, центры помощи инвалидам на дому, центры по психологической работе с детьми и семьями.

У корреспондента вызвал симпатию проект ООО «Алат». Он предусматривает обучение желающих профессиональной видеосъемке. Благо, бытовые камеры (не говоря уже о сотовых телефонах) есть сейчас в каждой семье. Таким образом, прошедший обучение сможет снимать кино о своей семье, а также подрабатывать на корпоративах. Актуально это, например, для мам, сидящих с маленькими детьми. Или для увлекающейся всем подряд молодежи. Также «Алат» предполагает снимать фильмы (для организаций) по заказу. Стоимость низкая, по мнению представителя фирмы, — от 32 тысяч рублей. Впрочем, у корреспондента «Вовремя» есть знакомый, который может снять и тысяч на 10 дешевле.

Однако, первый класс заявителей – это просто потенциальные бюджетники. Зачем их сажать на какие-то гранты и субсидии? Надо просто взять их в штат соответствующей их профилю бюджетной организации. Руководители России постоянно утверждают, что мы строим социальное государство. Тогда не надо перекладывать на бизнес социальные функции государства.

Второй класс заявителей – обычные предпринимательские проекты. Какой-нибудь 125-й шиномонтаж. Социальная составляющая в таких проектах заключается в том, что создаются рабочие места для молодых мам либо для инвалидов. Получается, что  трудоустраивают  2 инвалидов или мамочек за 600 тысяч рублей. По 300 тысяч на одного трудоустроенного. Может будет экономнее платить им обычное пособие – хотя бы тысяч по 15 в месяц?

Впрочем, и тут корреспондент «Вовремя» услышал о весьма достойных проектах. Например, фирма, занимающаяся бухгалтерским учетом по аутсорсингу, трудоустраивает мам с маленькими детьми. Они получают возможность работать на дому, без отрыва от семьи. Нужно только экономическое (желательно) бухгалтерское образование.


Критикуешь — предлагай

Надо отметить, что работа у экспертного совета была не из легких. Учитывая, что никакого вознаграждения (кроме чувства выполненного долга) они за участие в отборе не получают. Может поэтому не все члены экспертного совета присутствовали на отборе заявок. Да и среди присутствующих не все были активны.

Но с другой стороны, рассмотреть 100 проектов за день (в кредитном отделе банка на один проект уходит 3 дня) – адский труд. Получается, по 3-5 минут на одну заявку (в реальности было несколько дольше). Понятно, что детально рассмотреть не удастся. Отсюда и несколько формализованный подход. Некоторые на первый взгляд очень социальные проекты зарубались по соображениям чисто формальным.

Однако, какие критерии могут предложить критики? По их словам, надо скрупулезно останавливаться на каждой заявке, чтобы не пропустить самое интересное. Но тогда несколько сот заявок можно рассматривать до следующей пятилетки. А выдача денег победителям начнется тогда, когда инфляция уже «съест» половину полагающихся 600 тысяч рублей.

Ещё одно интересное предложение, внесенное критиками существующего порядка формирования экспертного совета, — включить в его состав инициативную группу из части заявителей. Оно настолько оригинально, что сказать что-нибудь конкретное по данному поводу трудно. Понятно только, что такой подход кратно может увеличить число недовольных результатами.

В интернете можно найти анонимные комментарии, намекающие на коррупционную составляющую программы «Социальный бизнес». Возможно, корреспондент «Вовремя» просто никогда не давал взятки. Но ему ни за что не понять, как можно одним махом коррумпировать 20 совершенно разных человек (по полу, возрасту, менталитету, взглядам) к тому представляющих совершенно разные организации – сообщества предпринимателей, вузы, общественные организации, чиновничество (куда уж без него). К тому же не до конца ясно, как скоро окупятся вложения в коррупционную схему с участием двух десятков солидных граждан, если на выходе этой схемы – 600 тысяч рублей.

Кстати, сами члены «высокой комиссии», хотя и задавали каверзные вопросы по ходу рассмотрения заявок, в основном, были благожелательно настроены по отношению к конкурсантам. По крайней мере, к тем, кто пришел.

Например, Данил Хазиев, начальник СБ Гарантийного фонда РТ сказал корреспонденту «Вовремя», что около 45% проектов вполне хорошие. Есть из чего выбирать. Хазиев сожалеет о том, что денег выделили мало, всем достойным не хватит. Поэтому Хазиев при окончательном выборе отдавал предпочтение специалистам, людям, хорошо разбирающимся в том, чем они занимаются.


Счастливый финал

В результате, промежуточное решение проблемы недовольных предпринимателей, подавших заявки,  в АИРе  и среди членов экспертного совета было найдено. Как сказал, открывая сегодняшнее заседание, Сопредседатель ТРО «ОПОРА России» и по совместительству председатель сегодняшнего заседания данного экспертного совета  Артем Наумов: «Пока идет антикоррупционная проверка в АИРе, мы не можем принимать решение о системе оценок без учета мнения проверяющих». Он также сообщил, что теперь будут рассматривать абсолютно все поступившие заявки, включая 400 «опоздавших, но запрыгнувших в последний вагон».

По непроверенным данным, победители будут определены голосованием экспертного совета. 59 проектов, которые больше наберут голосов «за», и будут победителями, то есть получат по 600 тысяч рублей. Если в какой-то момент голоса будут равными, выявлять победителей, скорее всего, будут по баллам либо по тому же календарному принципу – кто раньше заявился.

В такой схеме есть здоровая доля субъективизма. Но в этом нет ничего предосудительного или необычного. В конце концов, мы выбрали президентом Путина, а не робота-андроида.


Нужны деньги – потрать время

Резюмируя, можно порадоваться за предпринимателей. Ура, справедливость восторжествовала, АИР повержен, все заявки допущены к рассмотрению.

Но какой-то неуловимый разумом осадок остается… Когда государство помогает матерям-одиночкам, инвалидам, ветеранам, детям это понятно. Но государство помогающее предпринимателям… на фоне предпринимателей, протестующих против того, что безвозмездные субсидии распределяются слишком формально.

Да, из-за задолженности по налогам в размере 180 рублей могут отклонить заявку. Это бюрократический произвол и волюнтаризм. Но давайте не будем забывать, что речь идет о безвозмездной субсидии (правда, обремененной последующим предоставлением отчета). То есть –  деньги дают и ничего не просят взамен.

К сожалению, ничего в этом мире не дается бесплатно. За возможный денежный бонус надо заплатить своим временем. Можно в этой ситуации долго возмущаться несправедливостью чиновничьего произвола. А можно просто оформить заявку по требуемой форме и подать её в числе первых. Совершенно ясно, какой вариант выберет человек дела.

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
28.09.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также