Соцгранты: без вины виноватые

03.10.2012

 

Тайное ощущение собственной вины мы всегда предусмотрительно прикрываем ненавистью, которая облегчает приписывание вины другому.

 

Георг Зиммель, австрийский социолог

 

Гаснет свет в конце туннеля?

 Сегодня в некоторых СМИ появилась информация о том, предприниматели, которые заявлялись по программе «Социальный бизнес», и которые не получат деньги, могут подать в суд на Агентство инвестиционного развития РТ.

История этого бизнес-скандала уже стала обрастать подробностями в виде слухов. Поскольку тянется она уже не первую неделю. Кому интересны подробности, обратитесь к статье «Вовремя».  

До финала, похоже, далеко. Оценки экспертного совета подобьют оперативно. Но окончательное решение – кто всё-таки получит гранты, не может быть вынесено до того, как комиссия из проверяющих АИР сотрудников  Управления президента РТ по антикоррупционной политике не закончит свою работу.

Это понятно, зачем по нескольку раз в неделю принимать решения, чтобы тут же их дезавуировать? Перспектива же судебных исков конкурсантов к АИРу вообще может отодвинуть подведение итогов программы «Социальный бизнес» на неопределенное время.

Конечно, побороться за деньги для предпринимателя – дело святое. На первый взгляд, негодование от неполученного результата со стороны определенной части заявителей понятно.

Но есть 3 момента, на которые мало кто обращает внимание. А между тем, они, на взгляд «Вовремя», являются ключевыми в данной истории.

 

Скромность – не порок

 Интересно, какова будет суть исков? В какой форме они будут представлены суду?

Ведь, как ни прячься за обтекаемыми юридическими формулировками, в сухом остатке получится примерно следующее: мой проект самый лучший, почему же мне не дали на него денег?

В этой формулировке (очищенной от второстепенных деталей) не видно избытка скромности. В тоже время даже неопытный в деле оценки проектов корреспондент «Вовремя» не мог не отметить, что далеко не все представленные по программе «Социальный бизнес» проекты, мягко говоря, жизненно необходимы республике. И, более того, с ним согласны некоторые члены экспертного совета по данной программе. Они весьма мягко формулируют – многие проекты «сырые». И с социальной составляющей у некоторых конкурсантов было не очень – проще говоря, она была притянута за уши.

Вспомним также, что речь идет о безвозмездной помощи со стороны государства. И на этом фоне возможные судебные иски выглядят уже немного иначе. Менее благородно.

К тому же понятно, как не дели бюджетный «пирог» на всех желающих всё равно не хватит. То есть недовольные результатами (даже при самой прозрачной системе и объективных оценках) будут всегда. Так что, теперь будем жить и работать в состоянии перманентного судебного процесса?

 

О «победивших» замолвите слово

 Мало, кто вспоминает и о тех первых 59 «счастливчиках», которым якобы уже «повезло» выиграть гранты. Уж эти-то предприниматели точно ни в чем не виноваты – они правильно оформили заявку и успешно защитили проект. Ну, разве что они «виноваты» в том, что заявились раньше других.

Предположим, была совершена ошибка – и во втором этапе отбора победителей (из основного списка четырехсот) оказалось много не менее достойных. Но зачем её теперь усугублять? Зачем продлевать всеми силами ожидание конкурсантов?

Тем, достойным деньги пригодятся уже сейчас, а не ближе к Новому году. Проверки и суды вряд ли ускорят процесс получения средств. А сделают ли они распределение грантов более объективным – это ещё большой вопрос.

Как написал в комментарии к статье одного уважаемого издания заявитель уже по другой программе «Лизинг-грант»: «Участвовал во втором конкурсном отборе, согласно регламенту, ждал результаты 21 сентября, но их до сих пор нет. Звонил в АИР РТ, сказали, что идет проверка, и пока результатов не будет. Хочу сказать «спасибо» тем 30-ти, которые написали это письмо, удружили!!!»

 

В поисках виноватых

 Теперь о «вине» АИРа и создавшейся ситуации. Сотрудники Агентства во главе с её руководителем оказались меж двух огней. С одной стороны на них жалуются недовольные предприниматели. С другой – решение по выдаче грантов принимают не они, а эксперты. Это экспертный совет (по признаниям его же членов) выдвинул идею о календарном принципе рассмотрения заявок. Он же поддержал её голосованием. «Надавить» на экспертов (которые и без того тратят свое свободное время на общественные нужды) у АИРа возможности не было.

Да и нападки на сам совет экспертов выглядят не очень убедительно. Почему в совете порой заседают по доверенности? Потому что у людей могут быть и другие дела. Потом, в качестве доверенных лиц никто не посылает своих водителей. Если нет на месте члена совета, то вместо него присутствует либо его зам, либо не менее опытный человек.

К тому же, «много званых, да мало избранных». Звали и обычных предпринимателей участвовать в работе совета. Почти никто не откликнулся. Свой бизнес важней.

Кто хочет узнать, какими критериями руководствуются эксперты, читайте «Вовремя».

Но самое главное не в этом. Сейчас деятельность АИРа частично парализована. А ведь эта государственная структура, которая реально стремится помочь предпринимателям (вспомните хотя бы нашумевшую историю с переделом рынка наружной рекламы в Казани). В чьих интересах нынешний поворот событий? Вряд ли в интересах самих предпринимателей.

А теперь вспомним, с чего всё началось: кто-то неправильно оформил заявку, кто-то подал её позже других. Стоит ли ситуация «выеденного яйца»? Что важней – своевременная выдача грантов или информационный шум, вокруг в общем-то стандартной ситуации?

От вопроса: кто виноват, перейдем к более актуальному: что делать? Тут очень сложно быть оригинальным. Вывод «Вовремя» прост и умещается в знаменитой фразе кота Леопольда.

«Ребята, давайте жить дружно!»

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
03.10.12

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также