Солнце на льду

27.10.2011

О Cirque Du Soleil в России не принято говорить плохо и поэтому каждый год журналисты пытаются написать о шоу ярко и красочно. Но в основном все сводится к банальным пресс-релизам: описание зрелища — это пока редкий для отечественной журналистики  жанр. Об этом бы задуматься организаторам кампании продвижения, которые при запуске проекта выбрали легкую форму коммуникации – агрессивную рекламу, а после буквально сформировали стереотип, что ходить на именно это шоу сегодня модно.

Но как же трезвомыслящему человеку пойти на цирк добровольно, допустим, закрыв, глаза на вездесущность логотипа, если анонс предлагает посмотреть «барочный по оформлению, эклектичный состав действующих лиц», который «уводит зрителей в причудливый, сказочный мир, в придуманный город, где многообразие выступает в качестве оплота надежды»?…

Такой сюрреалистический каламбур, конечно, собрал зрителей в Ледовом дворце в первый день показа. Но знатоки скажут, что Du Soleil – это вовсе не цирк. Это шоу с элементами цирковых жанров. Причем, поколение постарше, кто помнит советских акробатов, атлетов и эквилибристов, которыми восхищался весь мир, и вовсе не удивлялись увиденному… Разве что костюмам заграничных артистов, световым оформлением, хореографией, использованием аромата, как в 5D, и, конечно, театрализованностью.

Du Soleil – это театр. В доказательство тому факт, что зрителей развлекал не клоун в рыжем парике с красным шариком на носу, а пантомим, который создает образы пластикой тела, жестами, подражанием звуков – все это вид сценического искусства.

При всей ослепительности спектакля, состояние между шоу и искусством – очень непростое для восприятия. Шоу — это яркое эстрадное представление, развлекательная программа, а также нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект. Задачи искусства несопоставимо шире, например, эстетическая, приводящая к аристотелевскому катарсису. В аргумент к «шоу» можно отнести то, что Cirque Du Soleil имеет множество трупп, которые, не останавливаясь, гастролируют по всему миру. Что же не позволяет «Цирку Солнца» быть товаром широкого потребления? Музыка. С момента создания компании она была чуть ли не на первом месте, и как заявляют режиссеры, композитор Рене Дюпере сыграл ключевую роль в формировании концепции самого театра. Он знаменит также как автор саундтреков к множеству кино- и телепроектов. В 1995 году его альбом Alegria был номинирован на премию «Грэми» и продержался на вершинах международных хит-парадов несколько месяцев.

Представленный в этом году спектакль Saltimbanco – явление удивительное в музыкальном плане. Дело в том, что композитор высказал предположение, что  звук имеет эмоциональное значение и может доносить информацию самостоятельно, без  смыслового содержания текста при условии, что исполняется вживую. Интересно, как он это доказал? Вместе со своей супругой певицей Элизой Велле он придумал несуществующий язык – набор звуков, на котором «разговаривали» герои и исполнялись песни. А зрители шептались, что это французский, итальянский или еще какой-нибудь, но именно тот, который они не знали. Но всем все было понятно.

Наверное, после выступления Cirque Du Solei в России цирковые училища будут переполнены молодыми талантами, ведь канадские шоумены в постановки приглашают иностранных артистов, а это шанс туда попасть. Кстати, из Казани Du Solei уже забрал четырех.

 

Лиана Тимерханова,

специально для «Вовремя:ру»

27.10.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также