Слуга государев

12.07.2012

 

Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам.

 

Стив Джобс

 

В конце июня президент России Владимир Путин объявил о новом государственном назначении, и соответственно, о новой структурной «единице» – бизнес-омбудсмене, в права и обязанности которого, по информации из официальных источников, будет вменяться защита прав российских предпринимателей. Впрочем, официально функционал нового государственного служащего не уточнён, не рассмотрен и не введён. Поговаривают, что как раз его составлением сейчас занимаются на уровне правительства.

Возглавить ответственный пост Путин предложил председателю общественной организации «Деловая Россия» Борису Титову. Говорят, что на его месте мог быть и Сергей Борисов – глава общественной организации ОПОРА РОССИИ, но его к этому времени пригласил к себе Герман Греф – на пост вице-президента Сбербанка. Как бы ни было, но российские предприниматели теперь гадают, чем новым, интересным и юридически правильным «светит» им новый государственный управленец.

Разобраться в тонкостях понятия «бизнес-омбудсмен» на днях попытались эксперты делового портала Татарстана – Татцентр. Был созван круглый стол «Новый импульс защиты прав предпринимателей. Региональный аспект», местом действия выбрана Торгово-промышленная палата РТ. Модератором встречи выступил Борис Пантелеев – правовой эксперт Общественной палаты России, кандидат юридических наук, советник юстиции. Эксперт прибыл в Казань в связи с решением нескольких вопросов и согласился обсудить с казанскими экспертами региональный аспект введения должности бизнес-омбудсмена.

Только вот что обсуждать, если функций омбудсмена, как таковых, на правительственном уровне ещё не обозначили. Точно также неизвестно, будут ли у Бориса Титова помощники- омбудсмены в регионах. Не ясно и то, на что будут направлены усилия уполномоченного. Как неизвестно и то, как будут избираться региональные уполномоченные, если таковые всё же будут иметь место. На круглом столе затронутые вопросы были преподнесены под соусом «мы с вами сейчас можем разработать и предложить некие законодательные/правовые/функциональные инициативы. Кому предложить?! Борису Титову?! А он об этом просил?! С точки зрения рассуждения можно об этом поговорить, что-то выяснить, уточнить, но зная, что нет ещё никаких стандартов этой введённой государственной структуры и неясен путь работы с ней, стоит ли? Кроме того, в рамках встречи не раз подчёркивали, что омбудсмен – состоявшийся факт, и что здесь можно исправить? Да непонятно совсем «чей холоп будет» – то ли слуга народа (в данном случае бизнесменов – прим.авт.), то ли государства.

Имело место и мнение относительно того, что столь знаковая фигура – бизнес-омбудсмен, будет положительно сказываться на инвестиционной привлекательности России и регионов (если в регионах появятся отдельные структурные единицы – прим.авт.). Дескать, зная, что есть в этом краю свой защитник, подкованный исключительно на соблюдение прав и интересов бизнеса, то и инвесторы охотнее пойдут.

Собственно, на федеральном уровне трудятся несколько уполномоченных: уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, самовыдвиженец из Госдумы – депутат Вадим Медведев презентует себя не иначе как финансовый омбудсмен. И вот теперь Борис Титов. К слову, по завершению противоречивых прений, казанские эксперты пришли к выводу, что заботится-таки Владимир Путин о судьбах бизнеса, даже защитника подобрал. Особенно этот факт подчеркнула гендиректор «Элемтэ» Закия Шафикова.

Начало было положено грустное – мнения разошлись относительно того, нужен ли вообще государству новый служащий, ведь, по сути, интересы, в том числе и правовые представляют многочисленные общественные организации, общественные палаты, торгово-промышленные палата. Титова, кстати, хвалили, не успел, так сказать, утвердиться на должности и полномочий официально не принял, а уже вошёл в коллегию Генеральной прокуратуры. Прозвучал вопрос: а если зайдёт речь о появлении региональных омбудсменов, то войдёт ли татарстанский омбудсмен в местную прокуратуру, — интересовались спикеры.

Довольно долго обсуждали, от кого защищать будет бизнесменов новый государственный чин.

— От силовиков, — прокомментировал Пантелеев.

— Так жима силовиков у нас в Татарстане не было, — возразили ему.

Далее последовал спор относительно того, каким должен быть функционал уполномоченного: отличаться от региона к региону или нет. Закия Шафикова сразу высказалась, что разницы между региональными омбудсменами быть не должно, а значит и функции едины!

— Приоритеты в разных регионах разные, — противопоставил Пантелеев. – Он должен мониторить ситуации. И когда говорят об уполномоченном, он должен быть гибким.

Для кого, интересно? И под кого прогибаться (прим.авт.)?

— Стандарты должны быть едины, — настаивала на своей точке зрения Шафикова.

— Если говорить об области права, то у нас есть общественные организации, которые подобные вопросы рассматривают, — сомневалась директор ЗАО «Эбиволь», заместитель председателя Общественной палаты РТ Татьяна Забегина.

— Это не безбашенный сотрудник, вхожий в государственную власть, — аргументировал Борис Пантелеев.

— Если в Татарстане какие-то трудности и были, то они частные, разовые и связаны с уголовным аспектом, — продолжил тему защиты гендиректор рекламной компании «Неон-Арт» Алексей Мамаков. – Что касается роли уполномоченного, то когда власть принимает решения, они не выполняются, принимает снова и снова – нет. Так есть ли смысл ещё кого-то «заводить»?!

Пантелеев в ответ обозначил как возможную область работы исчезновение национального бизнеса Татарстана, а Титов – это новый ресурс для её решения. Национальный бизнес действительно умирает (прим.авт.)!?

Закия Шафикова в продолжение заметила, что «Титов закрыт». Как пояснила, её с ним познакомили во время визита Титова в Казань. Он поздоровался, руку пожал, а чуть погодя к нему было уже не подойти. «Доступ к телу» оказался закрыт.

— Так холодно нам или жарко, что Бориса Титова назначили омбудсменом, — спросила она. — Что он может сделать?

Этот вопрос, из числа заданных на круглом столе, к слову, бьёт рекорды по популярности. А Пантелеев, между тем, заметил, что предложил прокурору РТ Кафилю Амирову разработать план по взаимодействию с новой государственной структурой. Только вот для чего – позже Борис Пантелеев заявит: предпринимательство сокращается как класс.

— Омбудсмен – это шведское слово, — поделился исторической справкой Борис Пантелеев. – Ходок, ходатай, который выходит на трибуну и заявляет: вот это сегодня в приоритете, именно это и нужно решать.

— Вот вы сейчас рассуждаете о «доступе к телу», — обратился к Закие Шафиковой глава Агентства инвестиционного развития РТ Линар Якупов. – Вместо того, чтобы работать над системой. По нашей работе знаем, что больше спорных вопросов возникает в сфере «be to be» – бизнес бизнесу. Да, есть какая-то проблематика, связанная с государством, но она не такая уж большая.

В качестве яркого примера хорошей работы с предпринимательством, Линар Якупов рассказал, что в Татарстане создана рабочая группа по взаимодействию предпринимателей с муниципальной властью (бизнес нередко жалуется, что муниципалы едва ли не палки в колёса вставляют – прим.авт.). 10 июля сей документ был подписан премьер-министром республики.

— Что касается должности омбудсмена, то один из аспектов этой должности – доведение информации до федералов, — поделился Линар Якупов. – Он должен стать пунктом сбора информации для федерального уровня. А на местах вопросы мы с вами должны сообща решать ежедневно!

Само слово «омбудсмен» глава АИР назвал «блатным».

А возвращаясь к приоритетам, отметим, что, как было обозначено на круглом столе, сейчас в виду таких вот новых законодательных инициатив очень несладко живётся бизнесу в сфере наружной рекламы. Это «разрулировать» тоже омбудсмен будет?!

О «доступе к телу», ближе к концу встречи, заговорил председатель Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин, признавшийся, что иногда приходится решать вопросы местного значения с помощью «доступа к телу» Рустама Минниханова.

— Вот к президенту обратились и всё решилось, — подытожил он.

Прения, как было обозначено выше, были разными. Кто-то сомневался в самом начале, но изменил мнение по завершению круглого стола, а кто-то, так и остался при своём. Представитель прокуратуры, например, заявил, что омбудсмен «должен быть».

— И он должен быть избран бизнес-сообществом, — продолжил Хайдар Халиуллин.

— Но лишь бы защитил нас этот дорогой человек, — прозвучало из зала (а говорили защищать не от кого – прим.авт.).

— Появление новой фигуры не даст какого-то дополнительного резкого толчка, и ничего не изменит, — высказался заместитель председателя, начальник организационного отдела ТПП РТ Артур Николаев. – Применение бизнес-омбудсмена, на мой взгляд, возможно лишь в двух случаях: с рейдерством – здесь нужно вникать, исключительная сфера деятельности и закрытие банковских счетов предпринимателей.

— Да, это дополнительный инструмент, но больших надежд с его появлением, мы испытывать не будем, — резюмировал Мамаков. –Но используем его по максимуму!

Кстати, по итогам круглого стола участники решили организовать онлайн-голосование (и возможно сразу на нескольких ресурсах – прим.авт.) относительно региональной кандидатуры на пост бизнес-омбудсмена. О тонкостях объявят дополнительно.

Между тем, во вторник Борис Титов заявил в интервью газете «Коммерсантъ», что займется делом экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, только в том случае, если тот к нему обратиться. Тогда же он отметил, что намерен разобраться в каждом случае, когда шведскому производителю мебели и товаров для интерьера IKEA не выдавали разрешения на открытие магазинов.

Оксана Ефимова, Вовремя.ру
12.07.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также