Слабые журавли

13.09.2012

 

— Не волнуйся, Лев, правительство тебя не оставит.

 

Савва Игнатьевич, «Покровские ворота»

 

Закон журавлиного клина

На пресс-конференции, посвященной результатам прошедшего в Владивостоке саммита АТЭС, президенту России Владимиру Путину один из журналистов задал вопрос по поводу журавлиного клина, который тот лично возглавил накануне международного мероприятия. В журналистском вопросе (на первый взгляд к АТЭС не имеющим никакого отношения) явно слышался донос на российскую блогосферу, которая посмела довольно иронично отнестись к полету национального лидера. В доносе были упомянуты не какие-нибудь анонимы, а конкретная телеведущая и с недавних пор – оппозиционерка-лайт Ксения Собчак. Она написала по следам того знаменательного полета: «62% журавлей выбрали Путина своим вожаком. Остальные 30% — мигрировали на юга. И только маленькая группка белых журавлей начала вить гнезда в парках и на площадях».

И Путин, славящийся своим остроумием, не стушевался и ответил в том же тоне: «Не все журавли полетели сразу, не полетели только слабые журавли. И то с первой попытки, а со второй все полетели. Правда, должен сказать по-честному: в том, что не все журавли сразу полетели, есть и вина лидера-пилота, потому что он слишком быстро набирал скорость и высоту, и они просто не успевали». Стоит ли говорить, что зал смеялся от души.

Давайте задумаемся: над чем смеялся зал? В чем смысл шутки Путина?

Ответ президента проиллюстрировал отношение государства к своим гражданам. Принцип таков: противники текущего курса наличной власти  — «слабаки». Поэтому, какой смысл считаться с их мнением? Определение отношения к какому-то объекту или решению через систему «сила – слабость» — атрибут не только нынешней властной элиты. Такая политическая культура складывалась в стране веками. Да что там говорить, в насквозь просвещенной Европе отошли от этой парадигмы не более полувека назад.

Это случайно прорвавшаяся наружу фраза, а также реакция на неё характеризует и зал. Ситуация проста: гопник удачно подколол очкарика, а тот радостно смеется в ответ.

Конечно, отколовшиеся — тоже «члены нашей популяции», «к ним нужно относиться бережно». Но они – не «члены стаи», на принятие решений они влиять не должны. Более того, само наличие тех, кто «предпочитают вить гнезда где-то отдельно», это уже пусть другая, но «проблема» (цитаты из Путина).

В животном мире слабость – действительно большая проблема. Например, из-за заболевших особей может погибнуть вся популяция. Если ты не можешь спрятаться или убежать, то ты переходишь в разряд пищи. Хотя многие виды животных заботятся о более слабых. Хотя бы внутри одного вида.

Но у людей вроде всё не так. Слабость не считается грехом. Или нет?


Герои современности

Сходите в кино. На средний или высококачественный американский боевичок. Благо их демонстрируют в каждом кинотеатре по десятку. Какое качество главного героя этих «шедевров кинематографа». Он обычно обаятелен, умен, красив (куда уж без этого). Но это не главное. Его базовое свойство – то, благодаря которому он вызывает восхищение у зрителей, — он всегда побеждает своих врагов. Ещё древние греки поклонялись героям. Американцы у них кое-что переняли и технически усовершенствовали.

Другой пример — так называемый «культ золотого тельца». Богатым все завидуют. Ну, или почти все. Некоторые втайне. Почему? Ведь чтобы иметь еду, одежду, жилье много денег не нужно (если исключить из «рациона» премиум-сегмент). Да и на поход в театр, покупку планшетника или путешествие к египетским пирамидам заработать не столь уж трудно. Вряд ли кто-нибудь в здравом уме проникнется черной завистью к человеку, побывавшему в Луксоре или приобретшему iPad.

Завидуют, как правило, тем, у кого денег столько, что надо обладать недюжинной фантазией, чтобы их потратить (не вложить в дело, а прокутить). Потому что деньги воспринимаются, прежде всего, как способность влиять на окружающий мир и как выражение независимости. Большие деньги (в чистом виде) – это уровень личной силы.

О традиционном подобострастии к любому даже небольшому начальству, о культе мускулов среди мужчин, о «ботаниках» как вечных изгоях и упоминать не нужно. С этими наглядными свидетельствами культа силы, процветающим в нашем обществе, итак всем всё понятно.


Царь должен быть в голове

Некое поклонение силе и людям её олицетворяющим (альфа-самцам) – не есть какое-то зло. Это просто факт.

Любому руководителю важно иметь такие качества как настойчивость, готовность к принятию трудных решений, некоторую жесткость. Иначе подведомственная ему организация рискует столкнуться с большими проблемами, а в перспективе развалиться. Без труда (без применения силы) не вытащишь и прибыль из пруда и прочих объектов.

И, разумеется, лидер государства просто обязан внушать трепет соседним странам. Чтоб те не расслаблялись.

Проблемы начинаются в тот момент, когда силу (и её применение) возводят в культ. По сути, сила, отвага, даже интеллект – это лишь инструменты для достижения каких-либо целей. Если плотник слесарь начнет поклоняться своему гаечному ключу, он будет как-то глуповато выглядеть.

Дополнительная беда России – идеологическая «каша в головах» её граждан. После распада советской системы и краха коммунистических идей страна так и не нашла новые ориентиры. Ни ценностные, ни практически достижимые.

Отсюда разброд и шатание многих неокрепших умов. Бывшие партработники защищают православную церковь. Якобы самые правоверные мусульмане взрывают своих единоверцев. Левые партии (наследники Коминтерна) борются за буржуазные ценности – свободные выборы и защиту частной собственности. Жулики выступают против коррупции. А христиане против милосердия.

А в совокупности никто ни во что по-настоящему не верит. У людей есть только символы веры, за которые они сражаются (большинство, слава Богу, пока только виртуально). А смысл веры (которую они номинально исповедуют) темен для них самих. Под верой здесь понимаются не только религиозные убеждения, а также и политические.

Вот на такой почве и вырастает культ поклонения силе.


Не стесняемся, спрашиваем дорогу

Чем это чревато? Если гаечный ключ вместо того, чтобы что-то закручивать и откручивать будет лежать на пьедестале, рано или поздно вся  система разболтается.

Корабль без понятного курса с самым отважным капитаном рано или поздно сядет на мель. Похоже, у сильных журавлей нет хороших идей по поводу того куда лететь, они целиком и полностью доверяют свой маршрут летящему впереди дельтаплану.  

Может всё-таки спросим у слабых журавлей?

Твердых убеждений, целей и возможностей их достичь желает всем Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
13.09.12

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пальто вязаное для полных короткое пальто с мехом Купить. Купить женское пальто с мехом.
Читайте также