Триллионы в мутной воде

04.04.2012

Неладно в российском водопроводном царстве

Как известно, человек на 80% состоит их воды. Поэтому от того, насколько она будет чистой зависит его здоровье, долголетие, а, возможно, и чистота помыслов. Те же 80% болезней так или иначе связаны с некачественной водой. Человечество осознало эти истины ещё на заре цивилизованности. Водопровод и канализация относятся к одним из древнейших изобретений.

И вот пришел 21 век. С помощью куска металла, умещающегося на ладони, можно через космос связаться почти с любой точкой мира. А проблемы чистой воды всё также актуальны. Во всяком случае, в некоторых странах. И Россия к ним, безусловно, относится.

Нынешние «Водоканалы» — это советское наследство. Сделаны они были по технологиям 60-70-х годов. Когда в эту сферу государство начало массово закачивать деньги.

Соответственно, изношенность инфраструктуры российских водохозяйств сейчас составляет от 60 до 100% (аварийное состояние) – в зависимости от региона. Только порядка 1,5% от общего числа сетей ремонтируется каждый год. Ничего, лет за 70 всё починим!

Различные специалисты в этой области (как правило, находящиеся «под крышей» госструктур – прим. авт.) называют умопомрачительные цифры расходов на реконструкцию всей водопроводной сети России. Обычно говорят о нескольких триллионах рублей. Причем, прямо так и говорят: несколько, не уточняя точное число этих триллионов. Что вызывает закономерные сомнения в точности проделанных этими специалистами расчетов. Но об этом чуть позже.

 

Чистый денежный поток

В 2008 году председатель российского правительства Владимир Путин принял решение о разработке федеральной целевой программы «Чистая вода». Это был партийный проект «Единой России». Программа, принятая правительством в декабре 2010 года, должна была продлится до 2017 года. Цель весьма амбициозная – увеличить среднюю продолжительность жизни у нас в стране на 6-7 лет. 

Эту программу обсуждали на конгрессе в рамках работы III специализированной выставке  «Чистая вода. Казань», открывшейся на ВЦ «Казанская ярмарка». Конгресс тематически разделили на несколько круглых столов. На одном из них удалось побывать корреспонденту «Вовремя».

Основа ФЦП «Чистая вода» — это привлечение в отрасль инвестиций. Поскольку один бюджет, понятное дело, триллионы не потянет. Но пока данная ФЦП больше напоминает межбюджетный междусобойчик. Кроме того, у муниципалитетов должны быть планы и проекты реконструкции своих водохозяйств. Ещё одним главным условием участия в ФЦП «Чистая вода» является привлечение внебюджетных источников. Это самое трудное. Пока соотношение бюджетных и внебюджетных вливаний 7 к 1. Но чиновники надеются довести его уже в ближайшее время до 3 к 1. Вот только как?

Хотя по информации некоммерческого партнерства «Российское водное общество» (именно там разрабатывали и будут оценивать эффективность ФЦП «Чистая вода» — прим. авт.), в ряде субъектов РФ, конкретнее, Республике Башкортостан, в Волгоградской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Ярославской областях уже начали реализацию водных проектов самостоятельно, привлекая частных инвесторов, используя схему государственно-частного партнерства. Стартовали крупные межрегиональные проекты, например, в Ростове-на-Дону с участием французской компании «Дегремон» запущен проект «Чистый Дон», который должен повысить качество питьевой воды и улучшить экологию реки Дон, стратегически важной для сельского хозяйства всей страны.

Сначала были разработаны индикаторы, всесторонне характеризующие состояние водной отрасли в конкретном населенном пункте. По ним анализируют эффективность бюджетных средств.

В 2011 году было подано 36 региональных заявок на участие в ФЦП. 13 сразу не допустили до конкурса, потому что там не были указаны эти самые внебюджетные источники. Но остальные «просители» деньги так или иначе получили. А это 70% из федерального бюджета от общей стоимости заявки.

 

Татарстан пока не положил глаз на ФЦП чистой воды

Кстати, по словам заместителя министра строительства, архитектуры и ЖХК РТ Алексея Фролова, Татарстан, уже имеющий репутацию «главного пилотного региона», в данной ФЦП не участвует. В городах с населением свыше 100 тысяч человек должны быть предусмотрены свои средства на содержание водопровода. Казань, Набережные Челны и Нижнекамск, бюджеты которых такой статьи не имеют, автоматом не попадают в ФЦП.

Татарстанский бюджет в этом году выделил 706 млн.ф рублей на всё ЖКХ республики. Но это, по словам Фролова, только «латание дыр». Посетовал спикер на недостаточную эффективность прежних вложений местных властей. Об этом, по его мнению, свидетельствует «незавершенка» или сухотрубы, появляющиеся в разных частях региона.

Но представитель «Российского водного общества» похвалил Татарстан — за то, что в РТ есть частный «Водоканал».

В ходе жаркой дискуссии по поводу того, можно ли приватизировать «Водоканалы», к единому мнению так и не пришли. Но чиновники придумали соломоново решение: приватизировать, но с обязательной долей муниципалитета — не менее 50%.

 

Тарифный барьер для развития

Инвестиции в эту сферу (по словам тех, кто в ней уже «прописался», а также по уверению замминистра строительства Фролова — прим. авт.) сильно тормозит государство как регулятор тарифов. Постоянно вспоминается, что тарифы у нас не могут расти больше, чем инфляция. (Хотя это всё — «сказки венского леса», тарифы растут обычно на 15% в год, а официальная инфляция в России – 6-8%.) Тариф (якобы) не покрывает инвестиционные издержки. Да и вообще не дает развиваться отрасли.

С другой стороны, экономически обоснованный тариф – это увеличение платы за воду в несколько раз. Наше государство, упорно претворяющееся социальным, на такое в здравом уме тоже не может пойти.

Но деньги всё равно надо найти. Либо государственные, либо частные. Без  средств о реконструкции водохозяйств говорить не приходиться. А платить все равно придется гражданам – либо как налогоплательщикам, либо как потребителям коммунальных услуг. Ну, или переходить на колодцы.

 

Миллионы в канализацию

Об этом же говорил Уел Хусаинов, генеральный директор того самого частного «Водоканала» — ЗАО «Челныводоканал» (дочернего предприятия КАМАЗа – прим. авт.). Он согласен с мнением, что имеющиеся тарифы не дают развиваться, вложения не окупаются и так далее. К тому же из-за установки счетчиков падает потребление воды. Что, в общем-то, не плохо. Но для его организации означает существенную потерю прибыли при примерно тех же затратах.
Кроме того, выступление Хусаинова было ещё интересно и тем, что он называл конкретные цифры вложений их компании. Но, к сожалению, не озвучил, сколько они собирают с населения Набережных Челнов. 

Итак, «Челныводоканал» инвестировали в собственную программу улучшения качества воды порядка 150 млн. рублей. Из 260 километров водопроводных сетей заменили 60%. Кстати, копали мало. Меняли трубы современным безтраншейным методом. Прямо под асфальтом. К 2020 году панируют их полностью обновить.

Также отремонтировали главный канализационный коллектор. Ещё более 54 млн. рублей.
Благодяря проведенным мероприятиям содержания алюминия в водопроводной воде снизилось в 3,5 раза, а хлороформа – в 11 раз.

Но далее у Хусаинова пошли цифры куда больше. Потому что он заговорил о потребностях. Оказывается, на ремонт только самых плохих коллекторов нужно ещё 250 млн. рублей! Всего на модернизацию очистных сооружений – 1,5 млрд рублей. Напомним, что речь идет о Челнах – далеко не самом большом городе в Российской Федерации. В Казани эта сумма должна быть в несколько раз больше. Отсюда и берутся те самые триллионы.

Водная арифметика

Но давайте посчитаем, смогут ли челнинцы потянуть такие расходы.

По официальным данным, населения в Набережных Челнах 513000 человек. Пусть примерно половина из них будут неработоспособны (дети, инвалиды и так далее). Хотя это явное преувеличение. Разделим груз ответственности за водопровод, оценённый примерно в 2 млрд. рублей (очистные сооружения плюс обновление труб), на всех трудоспособных жителей Челнов:

2 000 000 000 рублей / 256 000 человек = 7 812,5 рублей.

Делим на 24 месяца (будем считать, что 2 года – это нормальный срок для того, чтобы столь масштабный по затратам проект вышел «в ноль» — прим. авт.):

7812,5 рублей / 24 месяца = 325,5 рублей (в месяц с человека). Или где-то примерно по 650 рублей с квартиры (будем считать, что в среднем в одной квартире проживает два работоспособных человека). 

Получается не такой уж большой «довесок» к платежке за коммунальные услуги.

Корреспондент «Вовремя» сомневается, что в течении тех же двух лет плата за водоснабжение плюс канализирование в Челнах не возрастет на эту сумму (в среднем по городу -прим.авт.).

Далее делим 205 млн. рублей, вложенных «Челныводоканал» в модернизацию, на те же 256 тыс. человек. Получается 800 рублей с копейками с человека. Или примерно по 1600 рублей с квартиры. Всё-таки, кажется, можно окупить эту сумму и за год. Даже в рамках действующих тарифов. 

Отсюда вопрос: а куда раньше уходили коммунальные платежи граждан? Ну, все те, что собирали с момента распада Советского Союза? За все эти 20 лет? Большинство населения добросовестно платило за квартиру все эти годы, не смотря на то, что иногда это давалось с большим уроном для семейного бюджета.

Чего ж раньше не реконструировали?

 

Российский масштаб

Теперь попробуем сосчитать расходы на модернизацию водопровода по всей России. Поскольку точная цифра расходов названа не была, не будем мелочиться и остановимся на 5 триллионах рублей. По данным Росстата, на 1 января 2008 г. численность населения России составила 142 млн. человек, из них 89,8 млн. — в трудоспособном возрасте. С тех пор трудоспособное население сокращалось примерно со скоростью 1 млн. человек в год. Таким образом, по самым приблизительным прикидкам за последние 4 года оно может составлять около 86 млн. человек. Для верности скинем ещё миллион, и получиться 85 млн. трудоспособного населения в России.

Делим: 5 000 000 000 000 рублей / 85 000 000 человек = 58 823,5 рублей.

Скажете, много получилось. Ещё учтите, что это только расходы на ремонт водопровода. А есть ещё электросети, система отопления, неоткапремонтированные здания и так далее.

Но кто сказал, что сумму нужно выплатить сразу, одномоментно? Опять делим 58823,5 рублей на 24 месяца, и получаем 2451 рубль с человека. Или 4902 рубля с квартиры. Вполне уже привычная сумма получается. Мы, судя по ежегодной эволюции цифр в коммунальных платежках, движемся в этом направлении со страшной скоростью.

А если разделить на 5 лет?  58823,5 / 60 = 980 рублей с человека или 1960 рублей с квартиры. В крупных городах примерно так и платят за водоснабжение и канализирование. Правда, пока далеко не все. Но скорее всего, так будет платить большинство в ближайшей перспективе, если рост тарифов каким-то чудом не замедлится.

Вот вам, пожалуйста, и резервы для инвестиционного бума. А сами коммунальщики изволят толковать о том, что тарифы растут медленно и это сдерживает модернизацию ЖКХ.

Понятно, что мы подсчитывали только расходы на модернизацию, совершенно не учитывая текущие расходы на поддержание системы в норме. Но ведь и изначальная цифра в 5 триллионов рублей взята как бы с потолка. Думается, её со спокойной совестью можно уполовинить. Вот и средства на текущие расходы.

 

Простое решение

Будут реконструироваться «Водоканалы» или нет – написано вилами на грязной пока воде. В любом случае сейчас идет тенденция к локальному, на уровне конкретного жилья, решению проблем водоснабжения. Хотите пить здоровую и чистую воду – ставьте дома шунгитовый фильтр. И у вас появится на кухне дополнительный кран, откуда будет бежать чистая и вкусная вода.

Стоит это удовольствие примерно 10 тысяч рублей. Плюс периодически надо менять фильтры (раз в год или полгода – зависит от качества водопроводной воды) – это ещё порядка 800 рублей. Сумма вполне сносная.

И при этом не надо рассчитывать на государство.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя.ру

05.04.12

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также