Сирийский сценарий

07.02.2012

Гражданская война подкралась незаметно

В то время, когда в прошлом году внимание мировых СМИ по понятным причинам было приковано к Египту и Ливии, некоторые арабские страны, где тоже происходили довольно масштабные народные волнения, ушли как бы на второй план. Это непосредственно касается и Сирии.

Но не может же «американская военщина» делать несколько дел сразу. Поэтому ситуацию в Сирии в НАТО поначалу как-то упустили. И вот теперь она доведена до такого состояния, что из-за этой небольшой арабской страны мировые державы ведут настоящие дипломатические сражения.

Ещё в марте прошлого года в Сирии начались народные выступления недовольных нынешним сирийским режимом.

 

Истоки конфликта

Стоит напомнить, что нынешний руководитель Башар Асад — представитель шиитской секты алавитов, которую иногда вообще называют самобытной религией. Алавиты руководят Сирией более 50 лет — с тех пор, как к власти, вследствие военного переворота, пришел отец нынешнего президента — Хафез Асад. Между тем, секта алавитов составляет меньшинство населения государства – по разным данным, от 11% до 13%.

Вообще, шииты – это приверженцы различных религиозных течений в исламе, которые считают Али ибн Абу Талиба и его потомков (алидов) единственными законными халифами, религиозными руководителями и духовными наставниками. Зародился шиизм в Персии. Большинство шиитов проживают в нынешнем Иране. Отсюда и «холодное», но ожесточенное противостояние между иранским режимом и арабским миром, направляемое, в основном, из Саудовской Аравии.

Пятьдесят лет – срок, вполне достаточный для того, чтобы суннитское большинство очень сильно захотело как-то участвовать в политической жизни. Тем более, что оно – большинство.
Точных данных о том, что произошло, ни у кого из западных или арабских СМИ нет. Но известно, что в какой-то момент мирные демонстрации переросли в вооруженное сопротивление власти. Кто первым начал стрелять, установить сейчас уже вряд ли представляется возможным.

 

Баланс сил

Армия, а значит, военная сила сегодня на стороне Асада. Кроме того, его поддерживает Иран. А Лига арабских государств не скрывает своих симпатий к мятежникам. Среди повстанцев есть салафиты.

Некоторые отечественные аналитики, в частности, президент института Ближнего Востока Евгений Сатановский считает, что основная причина разгорающейся в Сирии гражданской войны не в том, что Асад опоздал с гражданскими реформами, а в том, что сирийский руководитель – это последний союзник Ирана на ближнем востоке. Поэтому, по мнению аравийских монархий, его, так или иначе, следует убрать.

Асада поддерживает немногочисленная христианская община. Её представителям понятно, что после свержения нынешней власти шиитов, скорее всего, просто вырежут, а с местными христианами поступят тоже не самым благородным образом.

Кроме того, по оценке главного научного сотрудника института мировой экономики и международных отношений РАН Георгия Мирского, «в двух крупнейших городах, в Дамаске и в Халибе, никаких серьезных волнений не было. Суннитская буржуазия – это господствующий в экономике класс. Она ведет себя достаточно тихо, понимая прекрасно, что, в конечном счете, придут к власти исламисты. Может быть, не самого худшего в мире толка, может быть, они чуть-чуть получше талибов, но не намного».

В Сирии есть две оппозиционных организации – это сирийский национальный совет, в котором, конечно, главную роль играют именно исламисты, и национальный координационный комитет – это соперничающая с советом группа, которая как раз недовольна тем, что слишком велико влияние исламистов в сирийском национальном совете. Кто из них влиятельнее, покажет время.

 

Последний довод королей

Как уже говорилось, Асад использует армию. Только на прошлой неделе танки обстреливали мятежный город Хомс. Арабский канал «Аль-Джазира» показал сотни трупов мирных жителей. Но картинка была невнятная, снятая камерой сотового телефона. Впрочем, это и понятно, журналистов с профессиональными камерами туда не пускают.

А представитель Сирии  Башар Джафари заявил позже на заседании Совбеза ООН: «Но послушайте, разве можно представить себе, чтобы кто-нибудь в здравом уме пошел на такой шаг? Устроить такое в тот день, когда сирийский вопрос будет решаться на таком уровне?!»
В его словах есть доля правды. Но с другой стороны, понятно, что применение военной силы – это последний шанс для Асада удержаться у власти. Хотя Асад и заявил, что в марте будет проведен конституционный референдум. Но, кажется, он немного опоздал с этим заявлением. Войска из городов вывести он всё равно уже не сможет. Иначе там тут же власть перейдет к исламистам.

Опыт военного подавления мятежа у Асада есть. Хотя и несколько подзабытый за давностью лет. В 1982 году было подавлено ценной большой крови мятежников восстание «Братьев-мусульман» в городе Хама. Но сейчас ситуация гораздо острей. Это связано с тем, что тогда на стороне мятежников не выступало мировое общественное мнение. В отличии от нынешнего момента.

 

Переговариваться нельзя бомбить

4 февраля в Совете Безопасности ООН состоялось голосование по проекту резолюции по Сирии, внесенному делегацией Марокко совместно с рядом западных и арабских стран. Россия и Китай проголосовали против, и резолюция принята не была.

Это вызвало раздражение американской делегации и руководителя Госдепартамента США Хилари Клинтон лично. Она назвала голосование Совета безопасности ООН «карикатурой».
А уж как разозлились представители Лиги арабских государств! В некоторых из этих государств попытались даже напасть на российские посольства.

Чтобы понять эмоциональность американских дипломатов, надо знать некоторые детали закулисной борьбы вокруг текста этой резолюции.

Американцы перед составлением текста резолюции пошли на значительные уступки. Например, они исключили из него требование об отставке Асада. Наши дипломаты требовали, чтобы в тексте было прямое указание на запрет военного вмешательства во внутренние сирийские дела. Как будто американцев в последнее время останавливали какие-то подписанные бумажки…

Кроме того, российская делегация предлагала внести положения с требованием к сирийской оппозиции отмежеваться от экстремистских элементов, избравших путь насилия, и к государствам-членам, особенно тем, кто располагает такими возможностями, – оказать на них сдерживающие воздействие. Были проигнорированы и наши предложения закрепить в тексте настоятельные призывы к вооруженным группировкам прекратить нападения на сирийские государственные институты и мирное население, включая иностранных журналистов. По мнению российской стороны, СБ ООН своей резолюцией не предвосхищает исход политического процесса в Сирии, а подталкивает стороны к гражданской войне. Наши дипломаты, видимо, как-то упустили из виду, что гражданская война в Сирии фактически уже началась.

Российская сторона на стаивает на переговорном процессе между сирийским режимом и тамошней оппозицией. Более того, сегодня министр иностранных дел России Сергей Лавров и директор Службы внешней разведки России Михаил Фрадков посетят Дамаск для переговоров с президентом Сирии Асадом.

 

Нет хороших вариантов

На фоне этих событий интересна позиция Израиля. Он предпочитает не вмешиваться в происходящее у самых своих границ. Стоит отметить, что между Израилем и Сирией до сих пор нет мирного договора. То есть юридически они находятся в состоянии войны.

Кроме того, Сирия пока является союзником Ирана – старого врага израильтян. Но приход к власти исламистов для Израиля – ещё более худший вариант.


Две новости: плохая и очень плохая

Прогноз развития событий вокруг Сирии давать пока сложно. Но в любом случае понятно, что он не может быть радужным. В обозримой перспективе, не смотря на противодействие России и Китая (который поддерживает сирийский режим, потому что заинтересован в иранской нефти – прим. авт.), какие-то санкции, в том числе и военные, против Асада будут предприняты.

Вряд ли это будет прямое вмешательство войск НАТО. Скорее всего, воспользуются «услугами» вооруженных сил Турции (впрочем, Турция – тоже член НАТО – прим. авт.). В конце концов, Сирия – это бывшая турецкая провинция.

В этом случае, режим Асада несомненно падет. Кто придет там к власти, зависит от многих факторов. Но как показывает опыт Ливии и Египта, скорее всего, это будут радикальные исламисты.

Российская военная база на Средиземном море перестанет существовать. Возможная продажа российского оружия режиму Асада вряд ли компенсирует её потерю.

А арабский мир ещё вспомнит нам поддержку Асада. На Северном Кавказе стоит ждать новых эмиссаров от салафитских движений. На этот раз из Сирии.

Сирия – яркий пример неэффективности традиционных авторитарных режимов, если смотреть не с точки зрения сиюминутных задач, а с точки зрения перспективы. Рано или поздно любая проблема приводит к патовой ситуации, когда уже априори невозможно найти «хорошее» решение. А от неэффективности ранее принятых решений часто страдают и другие страны.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

07.02.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также