Широкая ярмарка

10.11.2011

Не нефтью единой

Наверно, даже законченный горожанин, не умеющий не то что подоить корову, а отличить суслика от агронома, знает, что в субботу надо идти или ехать на рынок, если хочешь кушать свежую и полезную пищу. Каждую субботу урбанистический пейзаж в некоторых точках города оживает яркими естественно-природными красками: мешками с картошкой и сахаром, бутылками со свежим молоком, россыпями гречки и прочими вкусностями.

Субботним ярмаркам и была посвящена сегодняшняя пресс-конференция в агентстве «Татмедиа». Перед журналистами выступал всего один докладчик — заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по вопросам перерабатывающей промышленности и регулирования агропродовольственного рынка Шавкат Сунгатов. Количество букв в названии его должности тонко намекает на большой объем информации, содержащийся в голове чиновника. И Сунгатов этой информацией охотно делился.

Начал (как, впрочем, и закончил – прим. авт.) замминистра на мажорной ноте. Если даже в прошлом засушливом году на долю Татарстана приходилось 4% всей сельхозпродукции, произведенной в России, то в этом, когда природа была на стороне производителей, доля республики увеличилась до 6%. По словам спикера, мы всем обеспечиваем себя сами. Мясом – на 100% от внутренней потребности (интересно, как её считают, например, корреспондент «Вовремя» не прочь увеличить свою потребность до 2 кг шашлыков в день – прим. авт.), молоком – 140%, куриными яйцами – 114%, сахарным песком – 152%. А от обычной картошки у татарстанцев может случиться несварение желудка. Её собрано аж 320% от потребности. Придется экспортировать в другие регионы. Не нефтью единой жива экономика Татарстана. Подкачали немного только овощи: внутренняя потребность обеспечена всего на 64%.  Ну, не родятся у нас гигантские огурцы.

При таком изобилии возникает закономерный вопрос: что на наших прилавках делает продукция из других регионов и стран? Почему до сих пор не разорились сетевые компании, торгующие продуктами? Понятно, что бананы в республике растут плохо. И морепродукты по понятным причинам приходиться завозить. Но как находят свою нишу сыры, масла и даже тот же картофель, который тоннами прибывает из-за границы с Чувашией? И, надо сказать, пользуется спросом.

Но все это вопросы из разряда риторических. А возвращаясь к ярмаркам в частности и рынкам вообще, надо отметить, что именно там казанцы встречаются с продукцией местных пейзан.

 

Налетай, раскупай!

Ярмарки проходят с 24 сентября по 3 декабря включительно на 9 рынках Казани, а также в других крупных городах Татарстана. В пресс-релизе сказано, что «в этом году большим спросом у населения пользуются мясо (говядина), гречневая крупа, яйцо куриное, картофель, масло сливочное, молоко на розлив и сыры». Надо ли думать, что в прошлые годы городские жители старались обходиться без этих излишеств? Возможно, это и не так уж далеко от истины.

По информации Сунгатова, на сентябрь 2011 года в РТ стоимость минимального набора продукции питания, входящих в потребительскую корзину, составляет 2063 руб. 52 копейки.  А в прошлом году, надо думать, она была ещё меньше. Что за продукты входят в этот минимум? Может, мешок картошки, палка колбасы, ещё пару килограмм мяса, плюс 37 буханок хлеба и 10 банок сгущенки (как раз примерно на 2063 рубля без копеек получится – прим. авт.). С такими минимальными потребностями родного сельхозпроизводителя не поддержишь.

Субботние ярмарки помогают казанцам экономить. Если встать пораньше, то можно сделать неплохие запасы на зиму. Ажиотаж на картофель спал. Теперь его можно приобрести по 6 рублей за кило. Цена на обыкновенную гречку в прошлом году взлетела до 100 рублей в некоторых магазинах. Сегодня она опустилась до 40 рублей за кг. Её поставки на рынки Минсельхоз регулирует через «Татпотребсоюз». Яйца на ярмарках уходят за 29-30 рублей за десяток (в магазинах – 35 рублей – прим. авт.). Ну, и прочие продукты отличаются свежестью и невысокой ценой. За счет этого на сегодняшний день на ярмарках только в Казани реализовано продукции на сумму 225 млн. рублей.

Только вот нежиться до обеда в постели и посетить  ярмарку в один день не удастся. Лучше приходить пораньше, часов в 7-8. Машины из районов вообще приезжают к 6 утра. Придется постоять в общей очереди, которая иногда не намного уступает очереди в Мавзолей в 70-е годы прошлого века. Высокий пост и научная степень не служат основанием для прохождения вне очереди. И-за этого обстоятельства многие горожане игнорируют осенние ярмарки. Часам к 11 очереди заметно редеют, но и дешевых продуктов уже не сыскать. Но некоторые продукты можно приобрести подешевле не только по субботам. Например, на Чеховском рынке есть киоск «Татплодовощпрома». Там всегда, кроме понедельников, продается продукция местных сельхозпроизводителей по довольно низким по сравнению с магазинами ценам.

Случаются на ярмарках и разные культурные мероприятия. Во всяком случае, до недавнего времени по утрам неподалеку от рынков были слышны музыка и запах шашлыков (верный признак, что рядом культурное мероприятие, такое, как День города или Сабантуй – прим. авт.).

Когда ярмарки только начинались, на них можно было встретить практически весь политический бомонд. И президента РТ, и премьер-министра, и мэра, и председателя Госсовета. Вряд ли они стояли в очереди за молоком. Они зорко следили, чтобы граждане были сыты и довольны. Теперь же только замминистра объезжает их в 9 утра.

 

Все фляги в гости к нам

32 района республики везут свои товары в города, чтоб предложить их на разных рынках. Если кто-то считает, что Арский и Тюлячинский районы наиболее экологически чистые, то ему прямая дорога на Колхозный рынок. Поклонникам Аксубаевского и Алькеевского районов лучше отправиться на рынок на проспекте Победы. Только не на место старого (там все изрыто под новый торговый центр и строящуюся развязку – прим. авт.), а к бывшему кинотеатру «Чулпан». Фанатам Кукморского и Новошешминского районов – на рынок на Адоратского. Высокогорский район  будет представлен в Соцгороде, а Тетюши – в Кировском районе Казани. Самый большой Советский район тоже не будет обделен вниманием сельчан. В Дербышки приедут продавцы из Спасского района, а на Закиева – из Алексеевского.

Есть отрадная новость для тех, кому не лень тащиться на край Вселенной, то есть на Горьковское шоссе. Стремительно набирающий популярность рынок «Фермер» будет исправно функционировать всю зиму. В планах — даже утепление его киосков. Ещё б его поближе к центру города перенесли – отбоя от покупателей бы не было.

Но не все районы дружно едут в Казань. Например, представители Заинского сахарного завода, которые могут фасовать свою продукцию только в мешки по 50 кг, реализуют только половину своей продукции. И уезжают слегка обиженные. Хотя Минсельхоз полностью компенсирует им транспортные затраты (как впрочем, и всем, кто приезжает на ярмарки в Казань – прим. авт.).  Им, видите ли, невыгодно ехать из Заинска. Минсельхоз всем своим авторитетом уговаривает их сменить фасовочные мешки на более мелкие.

По наблюдениям корреспондента «Вовремя», основную часть ярмарочных площадей занимают не фермеры, а крупные предприятия и агрохолдинги. Такие как «Вамин», «Майский», СХП «Юбилейное», «АгроИнвест», «Казанский мясокомбинат», «ЗМК», Птицекомплекс Лаишевский» и дочерние предприятия «Ак Барса». Например, на том же Чеховском рынке  продается по субботам молоко и его производные только Арского молокозавода.

 

За качество отвечаю. Минсельхоз

Случаются во время ярмарок и неприятные казусы. Например, приобрел кто-нибудь мешок картофеля с целью употребить по назначению. Привозит домой – и понимает, что употребить никак не получится по причине того, что не только в Датском королевстве, а и на местном поле что-то прогнило. Тут главное, не отчаиваться и не паниковать. Желательно в тот же день вернуться на рынок. Там всегда дежурит представитель Минсельхоза (узнать его местонахождение лучше в администрации рынка – прим. авт.), который по идее должен уладить спорный вопрос, то есть попросить заменить картошку. Если  в тот же день не получится, то дело почти безнадежное. Если, конечно, своевременно не записать номер грузовика, с которого покупаешь товар. Кстати, на каждой ярмарке дежурят и сотрудники санэпидемслужбы. Но каждый литр молока или каждый килограмм капусты проверить им, разумеется, не под силам.

У Сунгатова, видимо, было неплохое настроение — на все каверзные вопросы журналистов, он отвечал спокойно и в том смысле, что волноваться совершенно не о чем. Остались на поле не убранными тонны свеклы – ничего страшного, у нас их и так избыток. Отстаем по производству молока – зато вывозим за пределы республики 25% собственного молока-сырца. Вот такая картина маслом, по дешевизне которого мы на 1 месте по ПФО.

 

Чиновникам ВТО не страшно

Уже после пресс-конференции корреспондент «Вовремя» набрался смелости и задал Сунгатову вопрос, не относящийся к теме напрямую: что думают в Министерстве сельского хозяйства по поводу грядущего вступления России в ВТО? Не отразится ли это самым пагубным образом на наших фермерах? Философское отношение к жизни и здесь не изменило замминистра. По его мнению, через это (вступление в ВТО – прим. авт.) прошли уже многие страны. И никаких катастрофических последствий для их сельского хозяйства не наступило. То есть сначала, конечно, был резкий спад. Но через несколько лет всё нормализовалось. Как на Украине, к примеру.

Никаких дополнительных мер поддержки своих сельхозпроизводителей в связи с ВТО в Минсельхозе пока не планируют. Надо сначала посмотреть, как будет развиваться ситуация. С другой стороны, Минсельхоз можно понять. Россия может раз 20 вступить и выйти из ВТО. И это ни на йоту не изменит положения Министерства сельского хозяйства. И в смысле собственного «дворца», и в смысле штатов. В отличии от самого сельского хозяйства.

Сами фермеры считают, что если государство окончательно не разрушит продовольственные рынки новшествами в законодательстве, то рынок сбыта у них останется. А импортная продукция, по-прежнему, будет идти через «цивилизованный» ритейл.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

10.11.11

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также