Морская «болезнь»

05.08.2011

Калейдоскоп известных и экзотических уголков мира, круговерть курьезных, а порой опасных ситуаций сопровождали команду казанских смельчаков на протяжении почти двух лет. О деталях кругосветного плавания татарстанских яхстменов рассказал «Вовремя» капитан яхты «Норд Стар» Олег Тюрин.        

Больны морем, всерьез и надолго

Слово «страсть» знакомо каждому из нас, различны лишь ассоциации, с ним связанные.  Кому-то сразу подумается об обжигающе-чувственном танго, кто-то вспомнил вкус доминиканской сигары, раскуриваемой под переливчатые аккорды бачаты. Но не менее страстно мы увлекаемся и коллекционированием, и даже разведением рыбок.

А есть те, для кого страсть отличается пьянящим вкусом свободы, запахом приключений и многоцветием всего мира, который открывает ищущим свои объятия. Один из таких людей —  это казанец Олег Тюрин, совершивший кругосветное плавание.

Многие из нас в детстве зачитывались Жюль Верном, и, затаив дыхание, следили за приключениями капитана Немо из романа 20 тысяч лье под водой. А Олег Тюрин взял и воплотил мечту в реальность.

Как именно? Судя по тому, как просто он рассказывает об этом, совершенно легко и естественно, вырисовывая при этом лицо той или иной местности, в которой побывал, и добавляя новые штрихи образу далеких островов и малознакомых стран, с которыми он познакомился. Причем узнал и увидел он все это не через «стерильную» призму комфортного пятизвездочного отдыха, а  через опасности и неожиданности, сопряженные с самостоятельным кругосветным путешествием.    

Московские журналисты испугались шторма на Волге

Как гласит официальная хроника, 30 августа 1997 года яхта «Норд Стар» с командой, состоящей из капитана Олега Тюрина, старшего помощника Александра Онегина, штурмана Александра Тощева, рулевого Ивана Поликасова и еще одного штурмана — Владимира Тюрина — отправилась из Казани в кругосветное плавание.

Сам Олег Тюрин рассказывает удивительные подробности и интересные детали путешествия просто и без аффектации, но впечатление, тем не менее, его рассказ производит сильнейшее.

— Деревянная яхта «Норд Стар», сделанная в Архангельске и пригнанная оттуда капитаном, была совершенно неподготовленная, — начинает Тюрин и тут же добавляет, смеясь, что «через дырки в борту был виден казанский речной порт». И, заметьте, говорится это о судне, на котором он со своей командой отправился и, что еще удивительнее, совершил-таки  кругосветное плавание!

Кстати сказать, яхта эта, несмотря на такие пикантные детали, дожила до нынешних дней и отдыхает от бурного прошлого в казанском яхт-клубе «Локомотив», являясь своего рода исторической реликвией парусного спорта Татарстана.  

Само же плавание носило не только развлекательно-познавательный характер, но и имело некий оттенок государственности. День для отплытия — 30 августа, являющийся днем республики, был выбран не случайно.

— Мы вышли в это плавание, чтобы пронести флаг республики вокруг земного шара. О начале  плавания репортаж делал ныне покойный Сергей Бодров с  Александром Любимовым. Они планировали пойти с нами дальше, до Ульяновска. Но первый же шторм в Камском устье их решимости поубавил. В итоге они сделали репортаж там же, а потом собрались и уехали, — рассказывает Тюрин.

Ремонтировали яхту по ходу путешествия

А «Северная звезда» тем временем шла в Волгоград, через Волгодонский канал вышла в Ростов на Дону и уже оттуда в Азовское море. Потом — в Черное море и оттуда напрямую в Стамбул.
И тут в их путешествии возникла пауза, вызванная, в частности, и теми самыми дырками в борту, через которые открывалось восхитительное для патриота Татарстана зрелище  — казанский речной порт.

— В Стамбуле мы поднялись на сушу, так как не было денег на ремонт, который яхте требовался, не было оборудования, не было  даже компаса, — делится воспоминаниями Олег Тюрин. Наверно, будет лишним добавлять, что GPRS-навигаторов на требующей ремонта яхте не было и в помине.

— Приведя яхту в надлежащее состояние, уже в феврале мы стартанули из Стамбула. Было очень холодно, там ветра страшные. Пошли на Афины, там заправились и вышли на Италию, потом – в Палермо, там подготовились и уже пошли в сторону Гибралтарского пролива, чтобы потом выйти в Атлантический океан.

— Там нас застал шторм, ванту оторвало, чуть мачту не потеряли, — так обыденно, как будто терять мачты в открытом море для них было самым привычным делом, рассказывает Олег Тюрин.

Кстати, мачту, которая рисковала быть оторванной и затерянной в заморских морях-океанах, можно увидеть там же, недалеко от самой героини рассказа – яхты «Норд Стар», в яхт-клубе «Локомотив». Издалека потрепанная мировыми ветрами мачта похожа на фонарный столб. Но это обманчивое впечатление. 

«Бояться уже некуда»

— Далее путь яхта держала в Испанию, Малагу, там мы купили продукты, воду, потом для интереса зашли в Гибралтар, вышли на Канарские острова и пришли в Санта-Круз. И тут с нами произошел интересный случай.

— Сидим, беседуем. Я рассказываю историю из бытности рыбаком о том, что был здесь 20 лет назад, и в то время летучая рыба сыпалась на палубу подобно живому дождю. Собеседники ухмылялись и делали вид, что верят.  И тут в порт заходит Мурманский рыболовецкий трайлер, из него выходят люди, с которыми я работал на промысле и которых знаю. А ночью, после прошедшего сильнейшего ливня, под утро вся палуба была в этой самой летучей рыбе! — вспоминает Олег Тюрин, добавляя:  — В сильный ливень летучая рыба теряет ориентацию: они  начинают лететь вверх из воды, против движения, и потом падают на палубы суден, оказавшихся рядом.

А впереди было покорение Атлантического океана. Прошла его казанская команда за 21 день.  Видели много различных морских животных, и опасных тоже. На вопрос, не страшно ли плыть на довольно-таки утлом суденышке в океане, где есть и акулы, и киты, тоже бывающие кровожадными, и прочие морские создания, у мореплавателей есть один ответ, а, вернее, древнее изречение, которое гласит, что люди делятся на три категории: живые, мертвые и… те, кто в море.

— Да и куда бояться? Отступать уже некуда, позади тысячи миль, впереди – тысячи, – философски заключает Олег Тюрин.

Крокодил бывает не кусачий только от жизни лежачей

А, вообще, как оказалось, не все морские животные, кажущиеся опасными нам, неискушенным «сухопутным крысам», на деле оказываются таковыми.

В связи с этим Олег Тюрин рассказал небольшой эпизод:

— Сидим мы в Панаме (Панамском канале – прим.авт.), просто не смогли пройти, там же какая система: заходишь в первый порт  — Кристобаль, поднимаешься, поднимаешься по системе озер,  не успел пройти – все. Вот и мы остались в среднем озере. На берегу, совсем рядом, растут манго, а воде, тут же, рядом, мерцают глазки крокодила. Тут один француз рядом с нами, шнырк в воду, набрал сетку манго, отдал нам, угостил, и за следующей партией, и все это в холодящей душу близости к аллигатору. Мы ему: «Там же крокодил?!» Он: «А, этот, что ли? Такой не кусается», — рассказывает Олег Тюрин. Однако проверять на себе миролюбивость данного типа крокодилов по отношению к людям члены казанской команды не стали. А то мало ли.  Нашим ведь флаг Татарстана вокруг света еще провезти надо – обидно, если какой-то крокодил помешает им в этом патриотичном намерении.

А вообще, от Панамы у команды татарстанских яхтсменов остались не только теплые воспоминания о вкусных манго и мирных крокодилах, но и о бандитских передрягах, в одну их которых их угораздило-таки попасть.

Панама – город бандитов, испытано на себе казанцами

— Там побили моего брата Вовку (члена команды «Норд Стар – прим.ред.), Панама —  это бандитское место. Ограбить прохожего на улочке там обычное дело, — вспоминает приключения команды Олег Тюрин.

— Ну, а потом мы пошли на Галапагосские острова. Пришли на остров Дарвина, где он сочинял теорию эволюции. Но известны острова не только гениальным творением ученого, но и наличием огромных черепах. Таких в мире осталось несколько штук. Толстенный бамбук они прокусывают как соломинку,  — делится воспоминаниями казанский мореплаватель и проводит аналогию между бамбуком и человеческими костями, которые прокусить такой черепахе будет не сложнее. Это предостережение путешественникам: будете на Галапагосских островах, любуйтесь черепашками издали, а в душу не лезьте — откусит еще, не дай Бог, чего, приняв вас за бамбук.

— Потом мы зашли на Фиджи, нам нужна была виза в Австралию. Заявление подавали два раза, и оба раза нам отказали, — рассказывает Тюрин. Вообще, Австралия в этом вопросе очень строга: виза нужна обязательно. Большинство стран к этому вопросу подходят более демократично. На яхты, по словам Тюрина, редко обращают внимание.

Хотите попасть на американский военный объект? Езжайте туда в выходные!

Демократичность некоторых принимающих сторон по отношению к яхте «Норд Стар» была порой и случайной, как в случае с секретным объектом, военно-американской базой Самоа.

— Мы зашли на военно-американскую базу Самоа, вышли на берег — а тут американцы. Когда они узнали, что мы русские, были в шоке. Но так как в тот день —  пятницу —  был праздник  — День поминовения усопших, и потом два выходных дня – суббота и воскресенье, то мы безо всяких проблем пробыли там три дня. Потом ушли. И все тихо и спокойно, безо всяких проблем,  –поведал Тюрин.

«От сомалийских пиратов нас спасли украинцы-французские легионеры»

— С Самоа мы пошли на Новую Каледонию, большой, шикарный остров, а до этого мы ходили на Маркизские острова, те самые, где жил, творил и умер знаменитый художник Поль Гоген. Потом пошли на Таити. Вскоре Австралия нам все-таки открыла визы, и мы уже пошли в Сидней.

Там все очень строго, нас потащили в таможенную зону, оставили на ночь, с утра тщательно досмотрели и предупредили, что не нужно ходить мимо Сомали. Пираты  захватят – глазом не моргнут. Нам дали четкий план, как делать заходы, мы послушно по нему и зашли, и тут в районе Сикотры  и Сомали нас все-таки захватили пираты. Правда, нашлись для нас и спасатели — французский легион, состоящий из украинцев, на двух скоростных лодках отбил нас у пиратов и повел в Джибути, – совершенно спокойно рассказывает Тюрин захватывающую историю встречи с пиратами, к счастью, закончившуюся для наших мореплавателей хэппи-эндом.

Вернулись на круги своя – чтобы вновь поддаться ветру странствий

 — Потом плыли мимо бывшей Эфиопии, кстати, тоже очень опасное местечко, далее  пошли в Хургаду, побыли там 4-5 дней  и вышли к Кипру, ну, и дальше  — турецкий  Стамбул, –  завершает рассказ о кругосветном плавании Олег Тюрин. А там их уже ждали члены татарского правительства и российский консул, которого, кстати, они  уговорили поднять именно татарский флаг.

В Стамбуле команда подождала до апреля, когда сойдет лед и в Казань пришла 8 мая 1999, накануне Великой Победы в ВОВ, впрочем, как и было задумано в начале путешествия. И, что самое удивительное, выполнено.

На этом казанские мореплаватели не успокоились. Сейчас Олег Тюрин и его соратники в морском деле работают над тем, чтобы совершить новое малое кругосветное плавание. Как говорит сам капитан обошедшей весь свет яхты «Норд Стар», объясняя свою страсть к морской стихии:

— Морем не «наешься» никогда, аппетит приходит во время еды…

 

Беседовала Лейсан Камилева,

Вовремя:ру

05.08.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также