Сатира под музыку

27.01.2012

Писатель Виктор Шендерович и Игорь Бриль наконец-то привезли свой совместный проект спектакль «Как таскали пианино», который собирал аншлаги не только в европейских городах, но и в Нью-Йорке и Чикаго. Музыкально-литературная программа в два с половиной часа, которую придумал сам Шендерович, посвящена путешествию по XX веку в сопровождении любимых мелодий.

Игорь Бриль – в музыкальном мире персона известная — народный артист России. Профессор, завкафедрой «Инструменты эстрадного оркестра» РАМ имени Гнесиных, он считается одним из основателей джазового образования в стране.

Будучи ровесником эпохи советского джаза, Бриль начинал свою творческую деятельность в период гонений на джаз в 60-е годы вместе с Алексеем Козловым, Георгием Гараняном, Давидом Голощекиным.

Незадолго до распада СССР в 1985 году вышел джаз-мюзикл «Про кота» режиссера Святослава Чекина. Удивительная картина объединила в себе все, что было долгое время запрещено: костюмы в стиле Abba с элементами хиппи, рок-н-рольные танцы, зарубежная атрибутика – плееры, бейсболки и конечно джазовые композиции. В роли пианиста и композитора – Игорь Бриль.

Вообще, отечественная сцена очень обязана маэстро: композитор писал много — более сотни композиций для различных музыкантов, ансамблей, спектаклей, кино. В России и за рубежом он выпустил более тридцати пластинок и CD, ведь музыкант работал с такими артистами мирового джаза, как Гэри Бертон, Джо Хендерсон, Генри Джонсон, Адам Макович…

Фамилия Бриль в творческой среде – не одна. В начале 90-х Игорь Бриль создал семейный коллектив. Сначала это был проект  «Игорь Бриль и новое поколение», в котором он выступал с начинающими музыкантами. Через несколько лет появилось семейное трио: «Игорь Бриль и сыновья», в состав которого вошли близнецы — лауреаты международных конкурсов Дмитрий (саксофон-сопрано) и Александр (саксофон-тенор). Теперь это не просто ансамбль, а бренд российского джаза — «Игорь Бриль Family».

В чем особенность Бриля как композитора и аранжировщика? Игорь Бриль создал свой индивидуальный стиль, сочетающий академическую музыку, классический джаз и множество экспериментов. Вся его музыка пронизана нежностью. Но не по-крамеровски… Даниил Крамер, скорее, сентиментален.

Известный джазовый критик Аркадий Петров в своей книге «Джазовые силуэты» писал: «Отдавая должное принятой в джазе «ударности», акцентированности фразировки, Бриль в своем пианизме… именно пианистичен. Он играет на рояле по фортепианным законам, глубоко чувствуя душу этого инструмента. Бриль мастер легкого, нежного туше, нюансов и полутонов; он играет так, словно ему удалось преодолеть молоточковый характер фортепианного механизма… Занимаясь со студентами, он учит их играть джаз, используя весь арсенал так называемых классических средств, учит тому, что звук должен быть протяжным, что акустический рояль — это тембровое безбрежье, что с ним никогда не сравнится самая лучшая электронная клавиатура, которую, впрочем, тоже необходимо знать…».

Так было написано в далеком 1996 году. Сегодня 67-летний музыкант, оставаясь завкафедрой, больше предпочитает гастролировать. Очевидно и вероятно, если Игорь Бриль уйдет на почетный отдых, его место займет самый строгий и требовательный педагог, профессор Александр Осейчук. И тогда «пианистичная» лафа у студентов превратится в каждодневный тяжелый труд.

Следующие джазовое событие в Татарской государственной филармонии состоится 26 февраля: Анатолий Кролл вместе с Филармоническим джаз-оркестром РТ представят программу «Сотворение джаза». 

 

Лиана Тимерханова,

Специально для «Вовремя:ру»

28.01.12

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


укол для загара меланотан цена
Читайте также