Сам себе инспектор

07.11.2012

 

Разговор автомобилистов:
-У меня в машине на счастье иконка приделана.
-А у меня такой пупсик на присоске на стекле болтается.
-А у меня на счастье тормоз и подушка безопасности…


Ужасно или терпимо?

Со 2 по 4 ноября в Казани проходил съезд Федерации автомобилистов России. В основном, там решались организационные вопросы, связанные с функционированием этой общественной организации. Но наряду с этим обсуждали и гражданские инициативы ФАР.

Об одной из них журналистам рассказали на пресс-конференции, состоявшейся за день до съезда. На ней присутствовали президент ФАР Сергей Канаев и (от лица государства) заместитель начальника УГИБДД по РТ Ильдар Равилов.

Речь там шла о проекте ФАР – «Гражданский патруль».

Начал пресс-конференцию Канаев. Как водится, с плохих новостей. Согласно исследованиям (видимо, анонимным, поскольку Канаев не назвал ни авторов исследования, ни выборку) 80% граждан отрицательно относятся к ПДД. Причем, такая ситуация тянется ещё с середины 90-х годов. По мнению Канаева, некая точка невозврата пройдена. Чтобы вернуть статус кво (с соблюдением ПДД), по мнению Канаева, потребуются десятилетия.

Не хочется огорчать известного общественника, однако, придется. «Отрицательно относятся» — субстанция эфемерная и точной оценке вряд ли подлежит. А вот если бы 80% наших сограждан действительно регулярно нарушали ПДД, особенно, в городах, то их улицы давно бы превратились в Содом и Гоморру. Впрочем, возможно кому-то ситуация именно такой и представляется.

Хотя на самом деле на дорогах не так уж много нарушителей. Нет, то есть нарушают многие, но при этом эпизодически и всё больше по мелочи. Абсолютное большинство нарушителей не создают угрозу для жизни и здоровья окружающих. Тем не менее автохамы гораздо заметней на дороге. Поэтому создается ощущение, что их много. На самом же деле водителей, представляющих реальную опасность, явное меньшинство.

Вернемся к речи Канаева. Он искренне считает, что государство в лице доблестной дорожной инспекции за всем уследить не может. Поэтому ГИБДД требуется помощь. А кто же кроме самих водителей ей поможет? Ведь водители тем самым помогают сами себе.

Собственно в этом и заключается суть проекта «Гражданский патруль» — автомобилисты должны зорко следить друг за другом. Примерно, как в Германии.


Вместо блюстителя закона – автовладелец?

Проект «Гражданский патруль» — это пока не что-то особенное. В нем может участвовать каждый. Не надо даже вступать в ФАР или ещё какую-нибудь организацию. Достаточно приобрести и установить видеорегистратор. Суть-то проста: увидел нарушение – зафиксируй и пиши заявление в компетентные органы.

Помочь инспекторам ДПС в их работе (за которую, кстати, те получают не маленькую зарплату) – дело святое практически для любого автолюбителя. Но тут тоже есть небольшая загвоздка – у водителей тоже иногда бывают свои дела. Порой и они чем-то заняты, и это приводит к ненужной спешке. Собственно за тем, чтобы везде успевать, и нужна машина.

Так вот, не всякий решится потратить свое личное время на то, чтобы выполнить свой гражданский долг. А именно: написать заявление в ГИБДД и, в случае чего, быть готовым по первому зову государства предстать в качестве неподкупного свидетеля.

Не даром же Канаев и другие активисты ФАР уже давно носятся с идеей, чтобы бдительным гражданам платили вознаграждение за каждое заявление в полицию. Вот только хватит ли на всех бюджета? Ведь нарушают-то (по мнению Канаева) сплошь и рядом.

Конечно, общественные движения: та же ФАР или какие-нибудь «синие ведерки» или нашисткий «Стопхам» тоже ведут работу. Например, ФАР весьма креативно подошел в Москве к воспитанию водителей. Наклеивали на дверцы авто маленькие стикеры с надписью «я паркуюсь как олень». Канаев утверждает, что хозяева машин улыбались. Ненавязчиво, а эффект имеет. Вершина креатива – надпись метр на метр над полосой для общественного транспорта: только для зарегистрированных участников гей-парада». Тоже получился неплохой результат. Учитывая, что наше общество всё же гомофобное.

Однако, если смотреть с высоты статистики, картина немного блекнет и теряет радужные креативные краски. В Питере за 2011 год с помощью активистов «Гражданского патруля»  было составлено 153 административных материала. В Москве и того скромнее – за год 36 рейдов. Согласитесь, что капля на фоне моря смотрится как-то солиднее.


Главное – выделить главное

Получается своего рода парадоксальная ситуация.

Проблема с нарушениями ПДД, приводящим к ДТП, действительно остра. Это подтверждается данными Равилова: за 10 месяцев в Татарстане было зарегистрировано 4596 аварий. Погибло 586 человек. Из них 21 ребенок. «Один класс мы уже потеряли» — грустно констатировал замначальника УГИБДД.

Но с другой стороны, бороться с ней как бы и некому. У ДПС мало кадров (да ещё и сокращения). А наши граждане обременены своими личными делами и не всегда горят желанием бескорыстно бороться с нарушителями ПДД. Тем более, что иногда это наносит вред здоровью. Злостные нарушители и битами, и пневматикой могут запастись. К тому же не факт, что данные о заявителе из соответствующих органов со временем не попадут в третьи руки, то есть непосредственно к нарушителю.

Однако выход есть. И, более того, он не сложней кубика Рубика.

Надо просто выделить приоритеты. То есть те нарушения, которые чаще всего приводят к ДПТ. Причем, лучше ориентировать население на предотвращение езды, которая приводит не просто к ДТП, а к аварии со смертельным исходом.

В Европе есть специальный термин – опасное вождение. Подразумевается, что у конкретного водителя манера вождения, создающая опасность для других участников дорожного движения.

Чтобы не быть голословными перечислим особо серьезные нарушения: превышение допустимого скоростного режима на 30 км/час и выше; неправильный переезд перекрестков; непредоставление преимущества другим машинам и пешеходам там, где это прямо диктуют правила; выезд на встречную полосу движения. В общем, то, что в обиходе называется хамским вождением.

Пусть все экипажи и стационарные посты ГИБДД, находящиеся на дежурстве, будут в первую очередь ориентированы на эти виды нарушений. Аптечка в машине тоже очень важна, из-за её отсутствия тоже можно погибнуть. Но и без аптечки можно аккуратно, безаварийно водить долгие годы.

Равно как и неравнодушные гражданские патрульные должны уже перестать бороться с движением по автобусным полосам и неправильной парковкой. Эти дела, безусловно, тоже очень важны. Но здоровье и человеческие жизни гораздо важней.

Пусть каждый неравнодушный станет сообщать об опасном вождении по телефонам дежурной части ГИБДД. В Казани, например, это – 5333-812 или 5333-888.

Но главная сторона здесь всё равно – ГИБДД. Без государственного надзора не обойтись. Или законный ход, или самосуд. Экипажи должны реагировать на тревожные сигналы, поступающие от граждан. А не как сейчас – дело заканчивается на стадии звонка.

Безопасных дорог желает всем
Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
8.11.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также