Россия: на пороге ВТО

31.10.2011

17 лет ожидания

История попыток вступления России во Всемирную торговую организацию длится уже 17 лет (с 1993 года — прим. авт.). За эти годы в стране сменились президенты, приоритеты, сместились акценты во внутренней и внешней экономике. Мир потряс очередной финансовый кризис, а ВТО так и продолжает оставаться для России едва ли не заоблачной мечтой.

На несколько новый уровень эта тема вышла в июне текущего года, когда в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге сразу несколько официальных лиц России заявили, что ждать события осталось недолго. Так, глава РОСНАНО Анатолий Чубайс сообщил, что последние переговоры по устранению разногласий были проведены «несколько дней назад делегациями России и Евросоюза». Как доказательство прозвучали слова главы Еврокомиссии Жозе Баррозу, что «Россия может вступить во Всемирную торговую организацию до конца 2011 года».

— Если сроки для снятия последних оставшихся мелких вопросов между Россией и Евросоюзом будут соблюдены, то на декабрьском саммите ВТО может быть принято окончательное решение, — обнадежил Чубайс.

Поддержал коллегу и президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, заявив, что Россия, не будучи в составе ВТО больше теряет: «платит большие пошлины, имеет излишние возможности по защите своего рынка».

Так и напрашивается аналогия России с индейцем, который «излишне защищает» вотчину от проникновения «более цивилизованных» завоевателей, но при этом все больше присматривается к их чудесным достижениям.

Итак, 25 октября положительный отклик был получен от заместителя иностранных дел Германии Вернера Хойера, который заявил, что «Германия приветствует достижение консенсуса в переговорах России и Евросоюза по вопросу вступления России в ВТО». По его словам, достигнутые результаты переговоров являются позитивным сигналом для международной торговли.

 

США вроде не против, Грузия на стадии отступления

Окончательного решения о вступлении в ВТО ждали еще в 2006 году, на саммите «большой восьмерки» – российские министры говорили, что дело решенное и протокольно будет подписано едва ли не в рамках самого мероприятия. Но не случилось. Не увенчались успехом переговоры с США – последней страной, не дававшей добро на вступление в ВТО. Сюрприз преподнесла Грузия, отозвавшая свою подпись из протокола о том, что она не против вхождения России в ВТО. Между тем подписей требовалось 142 – ото всех членов организации.

Соединенные Штаты спустя годы решение изменили, буквально на днях интернет-СМИ запестрили новостями, что «власти США поддерживают вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО)». Однако, как цитирует «Интерфакс» заявление директора по России в Совете национальной безопасности США Майкла Макфола, «администрация Обамы поддерживает членство, но не занимается раздачей подарков России, а отстаивает свои интересы». В частности, как член ВТО, Россия должна будет снизить тарифы, либерализировать условия, при которых американские товары и услуги будут доступны на российском рынке». На вопрос, считает ли администрация США возможным завершить процесс вступления России до конца этого года, утвердительно отвечает и заместитель помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Дэниел Расселл.

Как водится, без горечи в этих сладких речах не обошлось – Грузия продолжала упорствовать. РБК, цитируя заместителя министра иностранных дел Сергея Капанадзе (он возглавил грузинскую делегацию на переговорах России и Грузии в Швейцарии – прим. авт.), отмечает, что «переговоры окончены, и можно сказать, что они провалились, так как не удалось достичь вообще никаких результатов и сдвинуться с мертвой точки».

По словам замминистра, «Грузия не может дать согласие на вступление России в ВТО, пока Кремль не изменит свою позицию по вопросу торговых отношений на оккупированных территориях». Под территориями подразумеваются Абхазия и Южная Осетия. Россия заявляла, что «Москва никогда не пойдет на отказ от признания независимости Абхазии и Южной Осетии ради вступления во ВТО». В октябре в Грузии побывал директор управления Еврокомиссии по Восточной Европе, Кавказу и Центральной Азии Гуннар Виганд. В беседе с грузинскими чиновниками Виганд прямо дал понять, что Грузия должна быстро согласиться на вступление России в ВТО.

Итогом многочисленных переговоров стало то, что 27 октября официальный Тбилиси отправил в Россию окончательный проект соглашения по ВТО. В Москве несколько дней изучали документ, а 31 октября помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что Россия не видит существенных препятствий для согласования позиций с Грузией, «однако сторонам все еще необходимо согласовать несколько вопросов».

 

Чем пожертвует ВВП?

Российский премьер Владимир Путин в ответ на предложение «договариваться с Грузией» отмечал, что у него в этой связи «возникает законный вопрос: наши основные партнёры в Европе и в Штатах хотят, чтобы Россия была членом ВТО или не хотят?». По словам Путина, высказавшего свое мнение на инвестиционном форуме ВТБ Капитал «Россия зовёт!», «прятаться за грузинский вопрос не надо».

Если партнеры захотят, уверен глава российского правительства, «то смогут это сделать очень быстро, тем более что основных компромиссов мы достигли». А если нет, то «конечно, там можно и грузинскую проблему вытащить, можно и другие придумать». Упомянутые Путиным компромиссы, в частности, касаются договорённости по ключевым вопросам – сельскому хозяйству и автосборке (европейских партнеров не устраивала позиция России оставить за собой право развития собственного автопрома – прим. авт.).

Несмотря на то, что «Россия готова к полномасштабному присоединению к ВТО», подчеркнул Путин, сделает она это лишь «в том случае, если не будут выставлены неприемлемые для нашей страны условия».

В первой декаде октября Владимир Путин подтвердил желание России стать членом ВТО. «Мы хотим вступить в ВТО, мы ставим перед собой такую задачу и цель, считаем, что это в целом положительно отразится на российской экономике» — цитируют премьера Вести.Ru. Как прокомментировал свое высказывание сам глава правительства, «членство в ВТО повысит уровень доверия к российской экономике, к ее административным и правовым процедурам».

Между тем, России уже пришлось пойти на определенные жертвы. Для примера, на последнем этапе Россия согласилась компенсировать Европе спад импорта автокомплектующих на 25% и более, сообщали «Ведомости». В этом случае часть запчастей будет ввозиться без льготных пошлин. Тогда же Россия и ЕС сняли самый «долгоиграющий» спорный вопрос — взимание платы с иностранных авиакомпаний, летающих из Европы в Азию через Сибирь. Получатель денег — «Аэрофлот». Наша сторона гарантировала, что в ближайшие недели система платежей изменится.

 

Татарстан адаптируют к вступлению

Кабинет министров РТ в августе текущего года вынес отдельное распоряжение относительно образования в республике Межведомственной рабочей группы по подготовке и адаптации отраслей экономики и социальной сферы Татарстана к условиям членства РФ в ВТО. В состав группы вошли представители законодательной и исполнительной власти, объединения работодателей и научного сообщества. Возглавил ее министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов.

Среди основных задач работы группы выделены: разработка предложений о гармонизации действующих законодательных актов, административных решений и регламентов, правил и процедур республики с нормами и правилами ВТО; подготовка предложении о принятии актов Кабмина по адаптации татарстанских рынков товаров и услуг, а также интеллектуальной собственности в рамках правового поля ВТО.

План первоочередных мероприятий, утвержденный Кабмином в сентябре, состоит из трех блоков. Первый – организационные мероприятия – проведение совещаний, круглых столов, семинаров. Второй – подготовка и повышение квалификации специалистов. Третий – повышение инвестиционной привлекательности и развитие конкуренции на татарстанских рынках товаров и услуг. Он включает проведение анализа конкурентоспособности республиканских товаров и услуг, а также ряд мероприятий по защите татарстанских рынков в рамках правового поля ВТО и законодательства РФ.

 

Конкурентов бояться – в ВТО не ходить

Обещанные экономическим ведомством мероприятия ждать себя не заставили – самое первое прошло в первых числах октября. Это был обучающий семинар для работников министерств и ведомств Татарстана по теме: «Экономика и право ВТО». Как пояснил главный спикер – руководитель рабочей группы консультантов по ВТО Центра экономических и социальных исследований при Кабинете министров РТ Ильдус Биктагиров, его интерес к теме ВТО «длится» с 2000 года.

По словам спикера, самый часто задаваемый вопрос по данной теме касается защитных мер.

— Защита, защитой, но для нас, России и Татарстана, в частности, тоже открываются рынки товаров, — считает Ильдус Биктагиров. – Сейчас на этот вопрос я отвечаю так: самая действенная и монолитная мера защиты – вообще не входить в ВТО.

Но, оговаривается спикер, вопрос по мерам звучит не совсем корректно – от чего защищаться? От демпинга, государственного субсидирования, некачественных товаров, нежелательных услуг или от продукции, которая может угрожать жизни, здоровью людей, растений, животных?

— Правила, нормы, соглашения ВТО выработали целый комплекс защитных мер и президент России в своем послании 2002 года об этом говорил, — поделился Биктагиров. – ВТО – это инструмент, которым надо уметь пользоваться, уметь им владеть. Тогда вообще ничего не страшно.

В ВТО, кстати, разработан антидемпинговый кодекс. Но сам факт демпинга, отмечает Ильдус Биктагиров, еще нужно доказать. И это непременное условие. В защиту бизнеса в подобной ситуации выступают даже не министерства или ведомства, а производственные ассоциации. С письменным заявлением. И отметил, что нужно помогать в этом вопросе (демпинговом – прим. авт.) малым предприятиям. Крупным при этом, считает спикер, будет легче. И напомнил: в ВТО все зеркально.

 

Россия в Торговой Организации: при галстуке или с петлей на шее?

Сам процесс вступления, правда, создает вокруг себя благодатную почву для слухов. Самой популярной, по словам спикера, небылицей являются слухи, что вступление России в ВТО означает кончину отрасли российского сельского хозяйства. В качестве основного довода звучит: ведь сельское хозяйство при этом лишится поддержки государства.

— Я вас уверяю, что во всех странах ВТО сельское хозяйство пользовалось, пользуется и будет пользоваться поддержкой государства, — говорит Ильдус Биктагиров. — Относительно этой отрасли вообще нет запрещенных субсидий государства. Возможности поддержки как были, так и остаются.

Кстати, очередной обучающий семинар пройдет на этой неделе. На этот раз обучаться чиновникам предстоит в Кабинете министров РТ.

— Россия в этом году не вступит в ВТО только если сама не захочет это сделать, — высказал свое мнение Биктагиров. — А нас (Россию – прим. авт.) там ждут. В конечном итоге вступление в ВТО – это благо и если бы Всемирной торговой организации не было, ее нужно было создать.

Глава Агентства инвестиционного развития РТ Линар Якупов, напротив, в это не верит, считая, что к тому времени, когда Россия будет готова вступить, ВТО потеряет свою актуальность. К тому же мы и так выполняем большинство требований этой организации, считает глава АИРа. В продолжение этой темы Якупов отметил, что не стал бы пытаться подстроиться под требования торговой организации и высказал мнение, что Россия накидывает на себя очередную петлю. Судя по контексту, пользы для страны в этом мало.

Альтернативы вступлению России в ВТО нет, отмечает председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев. По его мнению «ВТО определяет правила поведения на мировых рынках, и через страны-участницы проходит почти 95% мировой торговли». Членство в ВТО, считает глава татарстанской Торгово-промышленной палаты, «должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках». А развитие российской экономики возможно лишь «при ориентации на жесткие требования мирового рынка, на завоевание в нем своих собственных ниш».

 

Все «за» и «против»

Специально для «Вовремя» Шамиль Агеев обозначил те плюсы и минусы, которые существуют в рамках вступления России в ВТО.

Что касается полезности вступления, наш спикер отмечает, что без присоединения к соглашениям ВТО в области наукоемких товаров и прав на интеллектуальную собственность весьма проблематичны преодоление технологического отставания. И, в перспективе, выход России на мировой рынок высоких технологий. А, следовательно, без вступления в торговую организацию не может быть осуществлен жизненно необходимый для страны переход на инновационный путь развития.

Второй «плюс» – со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования. Кроме того, ВТО выступает в роли верховного арбитра в многочисленных международных хозяйственных спорах и защищает права на интеллектуальную собственность, в частности, регулирует острую для России проблему «утечки мозгов». И, наконец, Россия сможет принять участие в выработке но­вых правил международной торговли, с учетом ее текущих и стратегических интересов.

В противовес «плюсам» Шамиль Агеев ставит тот факт, что на мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем. Объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров невелики, поэтому встает вопрос о нашей конкурентоспособности. К тому же при «открытых дверях» дело может закончиться полным вытеснением российского малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Еще один «минус», по мнению спикера – отмена импортных пошлин, сокращение госсубсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам на государственные закупки. Все это, в конечном счете, обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения.

 

Выводы «Вовремя»:

Какие бы мнения не функционировали вокруг этого вопроса, Россия движется к его решению едва ли не семимильными шагами, решая по пути все препятствующие аспекты. Так, сегодня помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что «Россия может быть принята в ВТО 15 декабря этого года». Решение Дворкович анонсировал в рамках министерской встрече организации.

К слову, помощник президента РФ Дмитрия Медведева при этом подчеркнул, что «вопрос об установлении грузинского таможенного контроля на границах России с Абхазией и Южной Осетией как условие вступления России в ВТО не рассматривается». Речь, по его словам, идет о «внешнем мониторинге».

В общем, по всему чувствуется, что страны-участницы ВТО сделают себе и России в этом году соответствующий рождественнский подарок — наша страна, как уже анонсировано, вступит в Организацию уже в этом году. Правда, следует помнить, что в русском языке слово «вступить» порой имеет иной, далекий от оптимизма смысл.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя:ру

01.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также