РЖД: 175 лет полной стабильности

21.08.2012

 

— Алло! Управление железных дорог? Срочно пришлите психолога на Курский вокзал.
— А что случилось?
— Поезд тронулся…

 

Анекдот

 

Витрина и содержание РЖД

В этом знаменательном году отмечается полуюбилей у российских железных дорог. Почему полу? Им исполняется 175 лет. Вроде как дата некруглая, но возраст солидный, чтоб не сказать преклонный.

Отмечается дата кое-где с размахом. Например, на станции Юдино, что под Казанью в честь столь замечательного события был дан праздничный салют. Настолько ослепительный, что не всякий день города может похвастаться таким великолепием. Работники железной дороги (если, разумеется, у них кто-нибудь бы спросил), возможно, предпочли бы премию визуальному созерцанию величия своей работы. Но их премию ведомство Владимира Якунина предпочло развеять по ветру. Причем, в буквальном смысле.

Есть ли ещё, чем гордится РЖД? Какие вершины прогресса преодолели железнодорожники за последние 175 лет? Этими вопросами озаботился корреспондент «Вовремя», совершивший пару поездок в обычных поездах дальнего следования.

 

Если судить о работе РЖД по экспрессу Москва – Париж или по знаменитому «Сапсану», то картина будет радужная. Прогресс налицо, мы в авангарде железнодорожной моды, короче, слава РЖД!

 

Но судить о России по отелю «Метрополь» или по виду из кремлевского кабинета, пожалуй, будет не совсем верно. Не у каждого есть лишние 500 евро, чтобы с комфортом и ветерком сгонять до городу Парижу. И далеко не все пассажиры ограничивают себя в поездках маршрутом метрополитена Москва – Петербург.

А вот если сесть в обычный поезд «Новороссийск – Екатеринбург», то изнанка жизни сразу бросается в глаза. А уж маршрут Калининград – Владивосток покоряется исключительно экстремалам – фанатам железнодорожной романтики.


Розетка как дефицит

Ну, к делу. Сначала, как водится, хорошие новости. Позитивный настрой складывается от картинки за окном купе. Во-первых, потрясающей красоты виды, рассветы и закаты бесконечной чередой проплывают перед взором. Хотя на 61 минуте красоты начинают слегка утомлять. И начинаешь усиленно думать, чем бы таким занять себя.

Разговоры с попутчиками о политической ситуации  в мире и ценах на картошку в Пермском крае, сопряженные с распитием спиртных напитков и поеданием заботливо припасенной курицы (непременный атрибут поездки), выучивание расписания наизусть, стояние в очереди в туалет, легкая дрема на верхней полке (и все это под Лепса поющего из вагонного радио и рекламы вагона-ресторана) – вот, пожалуй, и все развлечения пассажира.

Дело могло бы исправить наличие в вагонах интернета. Или даже (хотя это совсем сложно представить) работающего ЖК-телевизора. Wi-fi-роутеры, установленные в каждом вагоне, могли бы оживить поездку. И более того, придать ей соответствие текущему 21 веку. Но, увы, слово wi-fi проводницы не слышали. В лучшем случае перепутают с группой Hi-Fi и предложат диск с альбомом 96 года.

Кстати, большая тройка сотовых операторов России имеет устойчивый сигнал далеко не везде. Для этих компаний отъедешь на пару десятков километров от любого города – уже считается глушь. И интернет глохнет как «Москвич» перед небольшим холмом.

Даже элементарных розеток нет в купе. Они есть только в коридоре и напротив туалета. Торчать там часами, охраняя собственный iPhone – удовольствие ниже среднего. Кроме того, в большинстве вагонов розетки с напряжением не стандартные 220 вольт, а всего на 54 вольта. Неужели трудно оснастить проводкой хотя бы купе относительно новых вагонов? Всё-таки на дворе 21 век.


Без новых технологий трудно даже мочить в сортире

Вид за окном также сообщает проезжающим ценнейшую, с точки зрения глобального выживания человечества, информацию. Гибель от перенаселения россиянам не грозит. Правда, в наших условиях возникнут трудности с прокладыванием коммунальных и энергосетей.

Но явное преобладание в ландшафте деревенек в три дома не оставляют от благих прожектов камня на камне — пейзаж большей частью все же уныл. Потому что беден. Не в смысле, беден красками и сюжетами. Вид за окном купе вопиет о бедности населения.

И оно выбирается из этого как может. Например, приторговывает на маленьких и не очень станциях. Продукция, надо отметить, своим качеством оставляет желать лучшего. В основном, это нехитрые продукты питания. Арбузы, дыни, овощи, фрукты, разнообразные пирожки, балык, варенные раки и т. д. Ну, и вещички, конечно, попадаются. Пуховые платки там или сувениры. Сервис, понятное дело, отсутствует. Даже сдачи стихийные продавцы часто не могут найти. При том, что цены у них немаленькие. Стоит отойти метров на 300-500 от станции – и все волшебным образом дешевеет в 2-3 раза. Вот только не всегда есть время на поиски – поезд ждать не будет.

Да и не безопасно на станции с романтичным названием «Красный гуляй» баловаться покупкой беляша.

Ведь туалеты на стоянках по-прежнему не работают. Впрочем, это как кому повезет с вагоном. В некоторых уже стоят новинки высоких технологий – биотуалеты. Эти не закрывают никогда, только изнутри. Но и у них есть существенный недостаток. Достаточно попадания в унитаз всего одной бумаги для сбоя в работе. А то и потери функционала. В вагоне, в котором ехал корреспондент «Вовремя», в одном из туалетов не работал замок на двери туалета. Видимо,  починить возможностей нет. Все силы брошены на освоение космоса.

Однако приходится пользоваться тем, что есть. Вариантов не так много. А есть-то всё равно хочется.

Пойти поужинать в вагон-ресторан может далеко не каждый. Цены там и вправду ресторанные. А обстановка больше соответствует забегаловке средней руки (если не брать в расчет двигающуюся панораму за окном). Впрочем, сейчас можно заказать комплексный обед прямо в купе. Всего за 250 рублей.

Есть, правда, ещё вагоны люкс и СВ. Там всё намного комфортнее. Даже розетки, наверно, есть. Но беда в том, что цены за этот железнодорожный «рай» паритетны «аэрофлотовским». Большинство из представителей обеспеченных слоев предпочитают всё-таки самолет. Гораздо быстрей. И туалет всегда работает.


Обманчивый сервис

Ну, что ещё можно добавить про поезда РЖД?

Ценовая политика у них стала гибкой. На поезда южного направления или, скажем, на 9 мая предусмотрены скидки. Но в общем и целом цены трудно назвать демократичными. Хотя смотря с чем сравнивать. Самолет дороже.

 

Теперь РЖД не вправе навязывать страховку своим клиентам. Высший Арбитражный суд РФ постарался. «Добровольная» страховка от несчастных случаев сейчас не является обязательной. Но это не мешает и поныне, не спрашивая у пассажиров в кассе, включать её в общую стоимость билета. Порой потенциальный пассажир даже не предполагает, что застрахован от последствий вторжения инопланетян.

Кстати, внимательно следите за номерами поездов, указанными на билетах. РЖД имеет обыкновение указывать только пункт отбытия и прибытия, а не весь маршрут. Желаете вы, предположим, прокатиться на поезде «Москва – Казань», но только до Нижнего Новгорода. В билете у вас в таком случае будут указаны только станции отправления и назначения. А о том, на каком конкретно поезде вы поедете (от этого зависит на какую платформу вам бежать сломя голову), вы можете догадаться только по номеру состава.

 

Уже давно можно приобрести так называемый электронный билет на поезд. Для этого существует сайт РЖД. Беда в том, что он периодически «виснет». Да и оформить, как полагается, электронные билеты можно только на вокзалах, расположенных в пределах Российской Федерации. Как, впрочем, и сдать их, если поездка сорвалась. Такой вот урезанный прогресс.

Получается, что состояние РЖД вполне гармонизирует с видом за окном. По убогости. За 175 лет можно было хотя бы немного поднять планку сервиса. Чтобы люди не по необходимости в поездах ездили, а для удовольствия.


Железнодорожная карта бизнесмена

Для бизнеса сфера пассажирских перевозок – поле непаханое. Надо «всего лишь» достучаться до сознания господина Якунина, заведующего конторой по имени РЖД. То есть в данном случае практически до властных «небес». В общем, плевое дело.

Зато столько вещей РЖД может отдать на аутсорсинг. Столько проблем сразу решится. И жизнь пассажира превратится в сказку.

Вот несколько для примера.

Например, учредить сеть кафе (под маркой РЖД) на каждой маленькой стоянке. Чтоб люди не травились, чем попало. Да и колбаски свежей в дорогу смогли купить (кстати, холодильная камера в купе – не роскошь). Естественно по приемлемым ценам, а не как в так называемом ресторане.

Или: как уже говорилось выше, поставить wi-fi-роутеры в каждом вагоне. И брать за пользование интернетом в дороге дополнительную мзду. К примеру, рублей 100 с билета.

Ещё идея: предоставить пассажирам возможность переводить деньги на карточку уполномоченного РЖД банка (в принципе, такой уже существует — Транскредитбанк). С любой другой карточку или через терминалы наличкой. Желательно с минимальными потерями. Лучше, вообще без комиссионных. Прибыль  — от продажи самих карточек.

Это нужно, чтобы пассажир без проблем (пришитый карман в трусах) мог безналом оплачивать всё в дороге. Например, питание и продукты в тех же придорожных кафе. А если хорошо подумать, то и в некоторых городах-курортах мог бы пользоваться этой карточкой.  

Пора уже двигаться в сторону передовых стран не со скоростью – один новый вагон в 175 лет. А хотя бы со скоростью экспресса.

Почему бы не начать всеобщую модернизацию России с железнодорожного транспорта? 

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
21.08.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также