Римейк зеленоглазого такси

11.08.2011

Всех под одни шашечки

 Привести такси к единобразию призывает федеральное законодательство. Сделать это можно на законных основаниях уже к 1 сентября этого года. Но каждый регион должен принять свой закон, определяющий правила игры на местном таксомоторном рынке. В какой-то области, возможно, обойдутся установкой счетчиков, а у соседей может появиться даже единый тариф (в рамках одного города – прим.авт.).

Местный закон с громким названием «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси на территории РТ» месяц назад, 7 июля, прошел только первое чтение, впереди еще два. Но в том, что закон примут, участники рынка и эксперты, опрошенные «Вовремя», не сомневаются. К 1 сентября наши депутаты вряд ли успеют, но ориентировочно к октябрю закон о такси должен заработать.

В Набережных Челнах и Нижнекамске уже пробовали проводить подобные эксперименты и даже нашли поддержку у части таксомоторных фирм, работающих в этих городах. Но потом начинание плавно сошло на «нет». Как сообщили автору в пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, причина неудачи первых попыток была в том, что для них на тот момент не существовало никакой законодательной базы, ни на федеральном, ни на республиканском уровнях. Это была частная инициатива муниципалитетов. Однако мог сыграть роль и еще один, неназванный фактор — единобразие не вызвало энтузиазма у большинства таксистов.

Сейчас же с законодательной базой все будет в порядке. Проект татарстанского закона, по словам пресс-службы Минтранса РТ (именно в этом ведомстве разрабатывали данный закон – прим.авт.), направлен на то, чтобы делать такси цивилизованным. Под цивилизацией такси в Минтрансе понимают повышение уровня безопасности поездок и улучшение качества сервиса. Для этого в законе предлагается ввести процедуру лицензирования (сейчас лицензии на таксомоторные перевозки не требуются — прим.авт.) и привести все такси к единообразию.

Под единобразием понимается наличие шашечек, а также фонаря на крыше — обязательно желтого цвета (федеральная норма – прим.авт.), левый руль и единый цвет кузова.

Пересесть за единую марку и модель от таксистов пока не требуют, но единоцветие уже в задумках

Последнее требование – насчет цвета — депутаты будут еще активно обсуждать и нельзя со 100-ной% уверенностью утверждать, что оно будет принято. Но известно, что по поводу единого цвета уже сформировались определенные мнения. Так, Минтранс и некоторые таксомоторные фирмы татарстанского рынка ратуют за белый цвет (к слову, тема реформирования рынка такси, несмотря на актуальность, вызвала у собеседников автора статьи панический страх афиширования их мнения, поэтому большинство комментариев было взято при условии нашей строжайшей анонимности – прим.авт.). А в ГИБДД считают, что желтый — более эстетичен и заметен на дороге. Хотя зачем такси заметность, непонятно, это ведь не «скорая помощь».

Закон о такси будет действовать на территории всей республики. Но в разных городах параметры машин могут быть разными. Пока в законе не требуется, чтобы марки машин были одинаковыми — и то хорошо, а то в стремлении к цивилизации и равнении на Европу депутаты вполне бы могли взять за основу Лондон с его «кэбами». Безусловно, все машины должны быть оснащены счетчиками, на которых пассажиры могут увидеть как километраж поездки, так и сколько они уже должны. Устройства для считывания средств с пластиковых карт в обязательном порядке пока не предусмотрено. Но никто не запрещает частной инициативы в этом вопросе.

Чтобы получить лицензию, таксомоторным фирмам и их водителям надо будет соответствовать определенным требованиям. Самые главные из них следующие. Во-первых, все фирмы должны работать «в белую» — то есть отчислять все требуемые законом платежи в бюджеты. Водители должны быть официально оформленны в соответствующую службу такси, или они могут работать как индивидуальный предприниматель (ИП). В этом случае между водителем и формой должен быть заключен договор. Понятно, что статус ИП накладывает определенные налоговые обязательства и отнимает много времени на составление и предоставление отчетности в налоговую инспекцию, ПФР и так далее. Кроме того, все водители должны быть старше 18 лет, но моложе пенсионного возраста, иметь стаж вождения не менее 3-х лет. Каждая машина должна в обязательном порядке проходить техосмотр раз в полгода.

 С 1 сентября выдача пассажиру чека, квитанции и прочих подтверждающих документов станет обязательной, согласно тем изменениям, которые вступят в силу. А не соблюдение требований – повлечет за собой наложение административного штрафа.

В принципе, в Минтрансе не отказались бы и от единого тарифа в рамках конкретного города – уж очень соблазнительной в теории была задумка. Но разум, в конце концов, возобладал, и цена пассажироперевозок будет определяться все-таки рыночным способом. Во всяком случае, пока.

Такси блюз

Сейчас в Казани насчитывается около 180 фирм, предоставляющих услуги такси. Среди них есть крупные компании, долго работающие на рынке и имеющие в активе более 1000 машин. Правда, не собственных, а нанятых по договору. А есть мелкие, перебивающиеся случайными заработками фирмешки, которые, тем не менее, находят своего клиента.

За редкими исключениями таксомоторные фирмы выполняют функции обычных диспетчерских. Они просто собирают заказы и распределяют между водителями, которые с ними сотрудничают. Соответственно, в основном,  казанские таксисты работают на собственных машинах. Некоторые водители сотрудничают сразу с несколькими фирмами, чтобы не терять зря время. Естественно, им приходится делиться доходами.

Впрочем, в Казани известно два случая, когда таксомоторная компания сама приобретала автомобили и сажала на них водителей. Это «FM-такси» и такси «Везет». Последние приобрели белые «Нексии». Водители, работающие на них, получили возможность выкупить машины через год по низкой цене вне зависимости от того, продолжат они работать с фирмой или нет. Это очень разумный ход. Потому что, по мнению таксистов-старожил, возродить советский опыт сейчас нереально. Водитель, управляющий не своей машиной, «убивает» ее примерно за год. Таксисты, работающие с «FM-такси», рассказывают, что именно за такой срок их автомобили приходилось списывать. Единственная возможность как-то дисциплинировать водителей — пообещать им, что машина впоследствии достанется им со значительным дисконтом.

Кроме того, на фирме-диспетчерской лежит вся раскрутка конкретных телефонных номеров и сайтов. Это самый важный этап в таксомоторной деятельности. Доходы такси напрямую зависят от ее популярности.

«Бомбить» нельзя наказывать

Помимо конкуренции между легальными такси, все они ведут неравную борьбу за клиента с нелегальными «извозчиками», называемыми в народе «бомбилами». Достаточно на дороге поднять руку, чтобы в течение нескольких минут нашлись желающие подбросить вас куда нужно за определенную мзду.  Правда, в последние лет 5  цены «бомбил» вряд ли можно назвать конкурентноспособными. Часто они выше, чем у легальных таксистов. Но спрос на работу «бомбил» (может быть в силу привычки) так же стабилен, как и на такси – возможно, потому, что первых не нужно столь долго дожидаться, как порой вторых.

С момента вступления в силу изменений в законодательстве, скорее всего, начнется крупномасштабная акция по борьбе с частным извозом. Как сообщила «Вовремя» юрист Казанского юридического центра Татьяна Галеева, для такой борьбы теперь есть все законные основания. С 1 сентября вступает в силу Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.04.2011г. № 69-ФЗ, предусматривающий лицензирование для осуществления деятельности такси. Согласно же пункту 2 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если она обязательна, влечет за собой наложение административного наказания. Таким образом, применение норм Административного Кодекса к «бомбилам» с 1 сентября будет являться правомерным. А штрафы в данном случае начинаются от 5000 рублей. Это может серьезно повлиять на экономическое мировоззрение «бомбил». Мало кто рискнет кровными 5000 тысячами ради 200 рублей выручки.

Вряд ли ГИБДД упустит столь лакомый кусок. Это же в 10 раз лучше и доходнее, чем «непристегнутый ремень»! К тому же, в нашем государстве нет иной организации с таким количеством сотрудников, способной контролировать дороги. Хотя основная функция ГИБДД  — следить за исполнением ПДД. Но, по мнению Галевой, полномочия ГИБДД могут расширить. Пока же орган, который будет осуществлять контроль, не определен законодательством. Потенциальным «нелегалам» рынка такси не стоит надеяться, что их трудно будет поймать или их вину не докажут. Сотрудники «в штатском» могут сами провоцировать их на нарушения, голосуя на дороге. Это так называемый метод «контрольной закупки».

Новый порядок на рынке такси: дело ясное, что дело – темное…

Последствия от введения закона о такси пока темны. Но кое-какие предварительные выводы уже можно сделать. И о них единодушно говорят все эксперты, давно занимающиеся таксомоторными перевозками.

Однако примечательно, что все участники рынка в беседе с корреспондентом «Вовремя» просили не называть свои настоящие фамилии и фирмы, которые они представляют! А директор одного из лидеров по перевозкам в Казани такси «Татарстан» вообще отказался что-нибудь комментировать, даже на условиях анонимности. Это свидетельствует о том, что фирмы-такси достаточно настороженно относятся к инициативам родного государства. Хотя панического страха ни у кого из опрошенных нет. Поэтому имена и фамилии спикеров пришлось изменить.

По мнению Марии Бигловой, руководителя отдела маркетинга одной из компаний исследуемого рынка, количество фирм-такси и вообще таксистов обязательно сократиться. Останутся только самые стойкие. Далеко не все захотят кардинально менять интерьер своей машины.

Всеволод Орлов, директор другой фирмы, занимающейся услугами перевозок, считает, что из всех 180 фирм останется максимум 10. А сокращение количества игроков на рынке, тем более такое серьезное, позволяет оставшимся повысить цены. Не исключен и сговор между «выжившими». Технически это сделать будет не сложно. Кроме того, настроенные и дальше работать водители в массовом порядке уйдут в оставшиеся фирмы.

С Орловым согласен Виктор Борисов, еще один руководитель таксомоторной компании.  Сейчас обычная цена километра — 10 рублей. Правда, некоторые ездят и за 8 рублей, экономя на качестве услуг. А межгород обычно идет по двойному тарифу — 20 рублей за километр. К концу осени базовый тариф, по оценке Борисова, должен достигнуть 20-30 рублей.

Маркетолог Альбина Аграмова тоже считает, что цены возрастут. Но насколько, зависит от того какие условия для таксистов будут включены в окончательный проект закона.

Старший менеджер одной иногородней таксомоторной фирмы Олег Кудасов считает, что заявленные цели продвигаемого закона о такси не совпадают со средствами, в нем прописанными. Никакая крупная фирма и на данном этапе не будет сотрудничать с новичком без стажа или с минимальным стажем вождения! Водитель, зарабатывающий на своей машине, и без всякого закона следит за ее техническим состоянием — это его главное орудие труда. По мнению Кудасова, техосмотр, с тех пор, как его отдали на откуп частным структурам, превратился в фикцию. Теперь это просто очередной инструмент для собирания денег. Формально, конечно, безопасность повысится, но на практике все останется, как было. В том числе и плохой сервис. Например, когда машину приходиться ждать больше часа или она вообще не приезжает. В новом законе подобные случаи не регламентируются.

Плата за цивилизованность

Закон о такси, очевидно, необходим. Хотя бы для того, чтобы пассажиры имели на руках квитанцию о поездке и, соответственно, возможность в правовом поле урегулировать возникающие разногласия с водителем. Да и сервис во  многих такси оставляет желать лучшего.

Тревогу вызывает другое. Упорядочение рынка такси со стороны государства резко сократит конкуренцию в этой сфере. Это вряд ли может положительно сказаться на качестве услуг. И обязательно подскочит цена, которая итак уже выросла. Корреспондент «Вовремя» убедился в этом на собственном опыте, отправляясь на такси на дачу.

Если в прошлом году поездка длиной примерно в 35 километров обошлась в 350 рублей, то этим летом пришлось выложить уже 520 рублей (у той же компании). На лицо 150 %-ный рост. Если тарифы подскочат еще в 2 раза, большая часть нынешних пользователей такси вынуждены будут отказаться от его услуг.

Рынок, таким образом, начнет потихоньку сжиматься, как шагреневая кожа. Думается, от этого не выиграют ни пассажиры, ни водители.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

11.08.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также