Рекламное зелье

05.03.2012

Больше, лучше, дороже!

Инициатором законопроекта является Комитет по охране здоровья: как пояснил мотивацию его председатель Сергей Калашников, пациент должен прийти к врачу, который выпишет препарат, соответствующий его состоянию, здоровью и возрасту. А если в рекламе указывается, возмущается он, что рекламируемый препарат вылечит от всех болезней, то зачем тогда обращаться к врачу? При этом Калашников отдает себе отчет в том, что попытка ввести столь жесткие ограничения, вероятно, вызовет мощное противодействие.

Продажа лекарственных препаратов – сверхконкурентный рынок, и сомнительно, чтобы производители так просто отказались от наиболее эффективного инструмента стимулирования спроса. Как свидетель­ствуют данные «Фармэксперта», в январе нынешнего года лекарства в целом подорожали по сравнению с январем 2011 года на 19%. Причем наибольший рост цен показали препараты отечественных производителей — 22%. Потребители стали покупать более дорогие препараты, объясняют эксперты. Во многом благодаря аптекам, которые заинтересованы продать то, что подороже, ради более высокой маржи, сообщает РБК daily.

По данным «Фармэксперта», розничный коммерческий рынок лекарств по итогам января 2012 года вырос на 14% по сравнению с январем прошлого года, его объем составил 1,34 млрд. долл. Это произошло как за счет увеличения объема потребления в натуральном выражении на 2,7%, так и за счет увеличения уровня средних цен на препараты, пояснил РБК daily руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга «Фармэксперта» Николай Беспалов.

 

Госслужащие — за запрет

— К сожалению, некоторые люди привыкли заниматься самолечением, — констатирует заместитель руководителя Управления Росздравнадзора по РТ Любовь Шайхутдинова. – И реклама на лекарства отлично им в этом подыгрывает. Ее обилие создает иллюзию, что любой человек вполне способен вылечиться сам. А ведь есть заболевания, которые требуют консультации врача, осмотр, лабораторные исследования.

Шайхутдинова считает, что смертельных случаев, спровоцированных самолечением, крайне мало, а вот ситуаций, когда человек причинял себе вред, доверяясь рекламе, хватает. Долгое время больной может употреблять не то лекарство, которое нужно, и тем самым отсрочить необходимое для него лечение.

— Моя личная позиция – рекламу на лекарства необходимо запретить, либо сильно ограничить, — подытоживает собеседник «Вовремя».

Заместитель министра здравоохранения РТ Фарида Яркаева придерживается аналогичной точки зрения. Свое мнение она подкрепила информацией об одном социальном опросе, который показал, что большая часть населения нашей страны приобретает лекарственные средства именно на основании рекламы. А это, безусловно, катастрофа!

— Лекарственные препараты – это тот продукт, приобретение которого требует специальных знаний, — заметила Яркаева. – Разве может обычный человек знать, какие препараты не сочетаются друг с другом, в каких случаях может наступить передозировка и многое другое? Разумеется, в этих вопросах может помочь только специалист.

 

«У нас все врачи…«

Доцент кафедры клинической фармакологии и фармакотерапии КГМА Фаузия Шигабутдинова поделилась историей из своей медицинской практики на обсуждаемую тему. Одна из ее пациенток решила позаботиться о своей печени. Из рекламы она узнала об «Эссенциале форте», препарате, который объявлялся как помощник в лечении и профилактики заболеваний этого органа. В течение трех месяцев она пила этот препарат. А после пришла на прием к доктору в крайнем недоумении – у нее ухудшились показатели функции печени, которые до этого были в норме.

— Вот вам налицо негативное действие рекламы лекарств, — комментирует Шигабутдинова. – Думаю, что будет правильно, если ее запретят. Ведь после рекламы больной думает, что разбирается в своем заболевании даже лучше, чем медики! Дилетантский подход к лечению крайне опасен, и в лучшем случае может просто не помочь.

Однако в рекламе на лекарства есть не только отрицательные моменты, подходит к вопросу с другой стороны эксперт. Положительное в ней то, что у больного повышается уверенность в препарате, который ему назначил врач. «Если его рекламируют, значит, он, действительно, способен помочь», — размышляет пациент. Увеличивается также мотивация принимать этот препарат. Срабатывает плацебо, что не может быть пустым звуком в выздоровлении человека.

— Но в целом я против рекламы лекарственных препаратов, поскольку лечение заключается не только в приеме препарата, а в изменении питания, образа жизни и других факторов, — выражает свою позицию доцент КГМА.

Врач-невролог Ильдар Камалов рассказал, что тщательно подходит к назначению лекарственных препаратов. Вначале доктор достаточно долго изучает его историю болезни, сверяет показания и противопоказания.

— Несмотря на то, что я работаю пять лет, назначить какой-либо препарат не так просто, — отметил эксперт. – Поэтому могу с уверенностью сказать, что ни один пациент не сможет правильно подобрать себе лекарство. А реклама препаратов должна быть запрещена. Ее просто не должно быть!

 

Доктор Зло

Главный эпидемиолог Казани Дмитрий Лопушов считает, что нужно запретить рекламу только рецептурных лекарственных препаратов. Что же касается безрецептурного отпуска лекарств, считает врач, то реклама таких препаратов вполне может осуществляться.

Кардиолог Андрей Хитров также убежден, что не стоит полностью отказываться от рекламы на лекарства. Ее можно оставить в медицинских изданиях, предназначенных для врачей —  чтобы доктора ориентировались в препаратах, отмечает Хитров.

— Реклама сегодня превратилась в искусство создания впечатления и внедрения информации в подсознание человека, — отметил психолог Ильнур Мифтахов. – Исследования показывают, что она по своему воздействию не что иное, как средство манипуляции человеческим сознанием. Безусловно, в этом деле задействованы неглупые люди и немалые деньги, — продолжает специалист, — Поэтому неудивительно, что реклама успешно выполняем свою главную цель – люди ей верят! Сегодня нет однозначного мнения и законодательных ограничений, касающихся этичности этих манипуляций, поэтому мы имеем то, что имеем.

По мнению Мифтахова, основная проблема в том, что большинство людей недостаточно самосознательны. Они не берут ответственность за свою жизнь, больше живут чувствами, чем рациональныхми суждениями. Чувства нужны и важны в жизни, они дают яркость. Но когда возникает нужда в рациональном решении — например, в медицинских вопросах, у чрезмерно подверженного эмоциям человека не всегда получается думать холодной головой. А рекламщики этим пользуются.

Однако они, считает психолог – не самое большое зло! Соответственно, и борьба с ними – не удар по этой проблеме самолечения. Чистоты выбора не будет в любом случае, убежден эксперт.

 

Сам себе подопытный

А теперь представьте такую ситуацию. В один прекрасный день вступил закон, полностью запрещающий рекламу на лекарства. Теперь ее не слышно ни по радио, ни по телевизору, ее нет в Интернете. Никто не раздает надоедливые флаеры, и больше ничто в городе не напоминает здоровым о лекарствах.

И вот один из типичных граждан нашей страны, назовем его Олег, проснулся утром и понял, что у него болит живот, который до этого никогда не болел.

Раньше Олег ориентировался на рекламу. Он ей доверял. Такой-то препарат поможет при болях в желудке, такой-то снимет головную боль, а этот успокоит в стрессовых ситуациях – твердили знаменитые актеры по телевизору и радио. К слову, наш типичный герой не любил посещать врачей. Как и многие другие люди, он считал, что к этим специалистам нужно обращаться лишь «когда совсем все худо».

Что сделает типичный гражданин Олег в этой ситуации? Он может пойти к врачу, который сориентирует его, как избавиться от дискомфорта. Также Олег может поинтересоваться у аптекаря, что он может ему посоветовать в этой ситуации. Таким образом, врач либо аптекарь выступят монопольными носителями рекламной информации – не секрет, что даже принявшие клятву Гиппократа ненавязчиво рекомендуют «дружественные» им лекарственные бренды.

Отсюда вопрос: многое ли изменится в поведении наших людей с запретом рекламы на лекарства? Сомнения просто так не убьешь. Как и рекламу. Как понять, что препарат, который врач настойчиво пишет на бумажке, именно тот, который поможет лучше прочих лекарств? Ставить опыты на себе?

Получается, что, если хорошенько подумать над этой темой, выходит, что отмена рекламы на лекарства погоды не сделает…

 

Елизавета Черкина,

специально для «Вовремя:ру»

05.03.12

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также