Развод по шариату

10.02.2012

Официальное мусульманское духовенство РТ признаёт проблему распада семей вследствие салафитской пропаганды, но делает это осторожно, предпочитая говорить о нескольких частных случаях. В то же время эксперты «Вовремя» утверждают, что за последние годы ваххабиты разрушили в Татарстане несколько десятков семей.

По информации руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова, на сегодняшний день в Татарстане зафиксировано около 50 случаев распада семей вследствие пропаганды идей радикального ислама. Особенно напряжённая ситуация в городах Закамья, где религиозные радикалы по-прежнему имеют вес, несмотря на объявленную муфтиятом Татарстана кампанию по деваххабизации мусульманского духовенства республики.

Глава медресе «Рисаля» Рафик Исламгалиев называет пять случаев в Нижнекамске, о которых ему стало известно после назначения ректором осенью 2011 года. О нескольких случаях распада семей на религиозной почве в Набережных Челнах сообщил казый (духовный судья – прим. «Вовремя») Прикамского региона Татарстана, имам-хатыб челнинской мечети «Ак мечет» Рустам Шайхевалиев.


Салафитские «разводы»

По словам Раиса Сулейманова, почти все драматические истории распада семьи имеют одинаковый сценарий. Воспользовавшись временным отсутствием законного супруга, экстремисты убеждают его жену в том, что она состоит в браке с кяфером (неверным – «Вовремя»), а это недопустимо для женщины, желающей исповедовать «чистый ислам». Единственный путь к спасению – «никах» с одним из своих «братьев-мусульман».

При этом радикалов совершенно не заботит официальная процедура расторжения брака, ведь салафиты не признают юрисдикции загса как государственного института. В итоге вернувшийся из деловой поездки муж узнаёт, что его жена живёт с другим, а любые попытки вернуть женщину, по словам эксперта, в 9-ти случаях из 10-ти заканчиваются ничем.

 

Неверный правоверный

Интересно отметить, что неверным может быть объявлен даже убеждённый, правоверный мусульманин, вся вина которого, в глазах радикалов, сводится, например, к нерегулярному чтению намаза. В этом смысле показательна история предпринимателя из Нижнекамска Ильдуса Зарипова.

Проблемы в семье Зарипова начались после того, как дочь его жены от первого брака вышла замуж за шакирда нижнекамского медресе «Рисаля», считавшегося до недавнего времени одним из центров распространения пропаганды религиозного экстремизма в городе. Муж Айгуль называл Ильдуса «наджес» (грязь, неверный – «Вовремя») за то, что тот не разделял идеи «чистого ислама», которому шакирда обучили в медресе. В конце концов, мужу Айгуль удалось убедить её и тещу уйти из дома неверного. Ильдус обратился за помощью к преподавателям медресе «Рисаля» Абдулькарим-хазрату и Ирек-хазрату, но те лишь махнули рукой – не лезь в это дело, на всё воля Аллаха. Спустя некоторое время Ильдус Зартдинов получил по письмо, в котором сообщалось, что его супруга подала на развод.


Личный джихад

Другой случай, описанный Раисом Сулеймановым, произошёл в Набережных Челнах осенью прошлого года. Предприниматель и член местного горсовета от одной из российских партий по имени Айрат (имя изменено в интересах героя повествования – «Вовремя») отлучился по рабочим делам. В это время его набожная жена попала под влияние некоего муллы «Абу Аделя», который является одним из основных пропагандистов «чистого ислама» в Челнах.

Религиозный проповедник убедил женщину порвать с мужем, который не ходит в мечеть, не читает намаз и вообще работает в «тагутском» горсовете (тагутом на языке фундаменталистов называется всё то, что требует почитания помимо Аллаха – «Вовремя»). Попытки Айрата вернуть жену не принесли успеха. Несколько сторонников «Абу Абделя» спортивного телосложения объяснили «кяферу», что его жена в браке с одним из «братьев» и если Айрат не хочет получить «личный джихад», то ему лучше не соваться в это дело.


Чужие традиции

Рустам Шайхевалиев убеждён, что в традиционном татарском обществе никогда не было разводов из-за того, что муж или жена оказались в один прекрасный день «немусульманами», то есть «кафирами». По мнению эксперта, традиция такфира (обвинения в неверии – «Вовремя») пришла в традиционное татарское мусульманское общество вместе с идеями ваххабизма. В ханафитском мазхабе (одна из правовых школ в суннитском исламе – «Вовремя») любой человек, который признаёт истину ислама и открыто свидетельствует, что нет божества кроме Аллаха, а его посланник, пророк Мухаммад, явился к нам с законом жизни, является мусульманином.

С другой стороны, ваххабиты могут объявить мусульманина неверным, если он не совершает хотя бы одно обязательное действие, обозначенное в шариате. Таким образом, один из супругов, поддавшийся салафитской пропаганде, получает возможность обвинить другого в «неверии» и на этом основании прекратить с ним отношения. Пусть даже тот и признаёт себя мусульманином.

 

Глеб Постнов,

Вовремя:ру

10.02.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


триацетин технический
Читайте также