Раздробленная природа «родины слонов»

09.11.2011

Чужой среди своих

Журналистов городских и республиканских изданий пригласило Министерство экологии и природных ресурсов РТ, чтобы рассказать о своем нелегком труде. Мероприятие получило название «Экология и СМИ».

В основном в уютном министерском зале совещаний присутствовали «акулы пера», которые не понаслышке знакомы с экологической тематикой. Некоторые из них ходили в ночные рейды ловить тех, кто создает в городе несанкционированные свалки. Кто-то сажал деревья в парке молодоженов (напротив автовокзала — прим.ред). Корреспондент «Вовремя» чувствовал себя в этой компании совсем «зеленым» (в смысле, не членом экологического движения, а новичком – прим. авт.). Но какие-то вопросы для журналистов остались невыясненными. Да и чиновники министерства, отмечая рост статей на природоохранные темы, констатировали, что журналистам не помешают дополнительные знания. Заполнить пробелы и был призван данный семинар.

 

Дефицит человеческих ресурсов

Начальники различных отделов министерства рассказывали о функциях своих подразделений, разбавляя сухой рассказ цифрами, характеризующими их деятельность.  В самом общем виде, их работа сводится к нескольким вещам.

Самое важное – сотрудники министерства готовят поправки в законодательные акты, касающиеся природопользования. Это может быть и какой-нибудь федеральный кодекс, и подзаконный акт – например, проект постановления местного Кабмина. Во-вторых, они осуществляют методическое сопровождение деятельности территориальных органов. Ведь те же закону меняются в российской действительности регулярно, и на местах должны быть в курсе этих изменений. Решают в министерстве и спорные вопросы, иногда возникающие между чиновником и оформляющим соответствующие документы. Хотя непосредственно с населением работает не само министерство, а его территориальные органы.

Кроме того, специалисты министерства работают с исполкомами муниципальных образований. К примеру, когда выдается разрешение на использование земли по тому или иному назначению, проходит согласование в соответствующем отделе министерства. Министерские работники агитируют муниципальных чиновников переходить на Евро-4 при заправке служебных машин. А иногда и вовсе пересаживаться на метро (имеется в виду знаменитое мероприятие «День без автомобиля» — прим. авт.). В общем, работы невпроворот.

Поэтому странно было узнать, что в одном министерском отделе работает 3-4 человека. Можно представить, какая у них нагрузка. Так что с разговорами о сокращении численности аппарата пора заканчивать.

Каждый отдел курирует свою стихию: воздух, воду и землю. Для китайской символики не хватает только 2 отделов – огня и металла. У каждого подразделения есть свои достижения.

 

Воздушные проекты

Начальник отдела охраны атмосферного воздуха Олег Кашеваров со своими подчиненными готовят поправки к закону РТ «О транспортном налоге». На данный момент никаких льгот тем автолюбителям, кто использует экологически безвредные машины, в законодательстве не предусмотрено. Но если Кашеваров с командой добьются своей цели, то транспортный налог для «продвинутых» водителей может быть снижен на 50%.

Есть и ещё более глобальные проекты у «хранителей воздуха». Изменения Экологического кодекса РТ (есть у нас и такой – прим. авт.), готовящиеся в недрах отдела, должны запретить сжигать траву и мусор вдоль водоемов, дорог и поселений. Одновременно готовится и изменения Административного кодекса в части штрафов. За незаконную игру с огнем могут взять (если поправки пройдут – прим. авт.) с физического лица – от 1 до 2 тысяч рублей, а с юридического – от 100 до 250 тысяч рублей. Тогда спички станут не только детям, но и взрослым – не игрушка.

Поднять штрафы за повышенную токсичность автомобилей со смешных 300 рублей до более-менее серьезных 2000 рублей – тоже мечта специалистов по охране атмосферы. Но для этого они посылают бумаги уже в Москву.

 

Битва за луга

Начальник отдела охраны земельных ресурсов Наталья Бережная рассказала о том, что никому и никогда никакой исполком не может продать землю без подписи специалиста её отдела. А вдруг земля эта особо охраняемая или на ней водятся редкие виды флоры и фауны? Впрочем, таков общефедеральный регламент.

На вопрос корреспондента «Вовремя», как же тогда вышло с печально известным Химкинским лесом, Бережная высказала осторожное предположение, что, видимо, здесь имел место пресловутый человеческий фактор. Не коррупционный, Боже упаси, а обычная человеческая слабость перед вышестоящими. Косвенно её ответ подтвердил ту мысль, что не человек для закона, а закон для человека. Впрочем, по словам Бережной, в Татарстане тоже намечалось что-то наподобие «химкинского синдрома». Речь идет о Костенеевских лугах Елабужского района. Через них тоже хотели вести дорогу. А на этих лугах обитало 34 вида «краснокнижных» растений. Но на этот раз, благодаря сотрудниками Минэкологии, закон всё-таки восторжествовал над человеческим фактором. В том плане, что растения за счет заказчика переселили в целости и сохранности на остров на Каме — не в ущерб дорожным планам.

Бережная говорит, что для каждого проекта строительства дороги или там, например, нефтепровода лучше иметь в запасе пару маршрутов прокладки. На всякий случай. Чтобы природу лишний раз не побеспокоить.

В Татарстане, по словам спикера, создается своя «Красная книга» — «Красная книга почв». То есть дело уже дошло до того, что и землю-матушку скоро придется в «Красную книгу» занести. Ведь, по словам Бережной, 1 сантиметр плодородной почвы восстанавливается лет 100. В этом году будет выпущено только 10 сигнальных экземпляров «Красной книги почв» для ученых. Зато общей такой книги для России нет. Есть только в нескольких регионах.

За год было собрано 1331 тонна запрещенных ядохимикатов. Теперь наша республика чистая, как выразилась Бережная.

 

Мониторинг жизни

Начальник отдела экологического мониторинга доложил о количестве пунктов наблюдения за экологическим состоянием природы в Татарстане. У нас есть 13 стационарных станций, контролирующих загрязнение воздуха (из них в Казани – 4 – прим. авт.) и 3 передвижных пункта на базе автомобиля «Форд-Транзит». Дополнительно ещё 2 передвижных пункта на базе «Газели» следят за состоянием среды: один — воды, другой – почвы. Однако спикер заметил, что вообще-то им необходимо ещё 26 автоматических постов и 3 передвижных. Насколько остра эта потребность, спикер не озвучил. Может, нынешние данные не столь объективны?

Отдел разработал план мероприятий до 2020 года по наблюдениям за водными ресурсами. Сразу видно, что в этом отделе работают оптимисты. Или они в календарь майя не смотрели.

 

У семи надзоров мусор на пустыре

Речь Ильдара Салимуллина, возглавляющего Государственную инспекцию по экологическому надзору, вызвала море вопросов и горячее обсуждение в журналистской среде. Особенно когда речь зашла о несанкционированных свалках строительного мусора. Раньше это была инспекция экологического контроля, но теперь название поменяли. А заодно поменяли и кучу документов. В чем разница между контролем и надзором, корреспондент «Вовремя» так и не понял.

По словам Салимуллина, всё больше год от года заполняется протоколов на физических и юридических лиц. Всё чаще они нарушают экологические нормы. И эпицентр нарушений – это многочисленные казанские стройки. Правда, конкретных виновников «торжества» Салимуллин так и не назвал, как не пытал его корреспондент «Вовремя». Но некоторые обезличенные факты осветил.

Сказочка такая. В одной стройфирме жил да был инвестор. Он отвечал и за мытье колес, вывоз мусора и многие другие раздражающие строителей вещи. Суть сказки в том, что была тем инвестором какая-то обычная женщина, весьма далекая от стройиндустрии. На этом сказочке ещё не конец. Погрозили, разумеется, госорганы пальчиком стройфирме. Да вот закон строже наказывать не позволяет.

Поэтому инспекция совместно с ГИБДД за ночь задерживает по 6 грузовиков с мусором. Да и тех задержать – дело мудрёное. Пока мусор вываливать не начнут, инспектор ГИБДД протокол составлять не будет. Потому что ничего не докажешь. Может, у водителя хобби такое – по ночам с мусором по городу гонять. Видимо, нужно знать места и долго сидеть в засаде. Но всё-таки без улова подчиненные Салимуллина не остаются. За подобные нарушения предусмотрен штраф -1-2 тысячи рублей. А машина отправляется на штрафстоянку. Чтобы её оттуда забрать, потребуется выложить ещё от 5 до 17 тысяч рублей. Санкции не маленькие. А ведь в Казани есть 4 пункта, где принимают строительный мусор. Настоящие, с лицензией. Этим мусором рекультивируют овраги. Но, видимо, попадаются нарушители всё же редко. Потому что возят и сгружают до сих пор. Есть несанкционированные свалки на Можайского, на Бондаренко около Парка Победы и между ипподромом и «Мегой». Но это далеко не полный перечень мест, где можно наблюдать предельно урбанистический пейзаж.

Дополнительная сложность состоит в том, что госконтроль за стройками теперь ложиться на плечи не Минэкологии, а Госстройнадзора. Как сказала Бережная, природа едина, разделить её нельзя, но полномочия разделить можно. И теперь одни чиновники бессильны, а у других и так дел полно.

Журналисты долго гадали, как можно исправить эту ситуацию. А «ларчик открывается» просто. Любой стройке предшествует проект. И уже на стадии проектирования закладывается, сколько должно быть строительного мусора и куда его будут девать. Иначе проект развернут многочисленные согласительные инстанции. Перед строительством должны быть заключены договора с подрядчиком на вывоз мусора. А настоящие это договора или фиктивные, идут ли по ним проплаты – должны контролировать чиновники. Только в данном случае по закону на это уполномочены только инспектора Госстройнадзора.

Чего-чего, а надзорных органов у нас в стране пока ещё дефицита нет. И граждане уже начинают путаться в том, чем Росприроднадзор отличается от Госреестра. Глядишь, скоро появиться какой-нибудь Роснаднадзор, который будет надзирать над остальными надзорами.

 

Экология сознания

Только год функционирует в Минэкологии отдел экологического просвещения и взаимодействия с общественными организациями. Там 3 ведущих специалиста, но до сих пор нет начальника. За отсутствующего по неизвестным причинам руководителя выступала ведущий специалист этого отдела Елена Гильмизянова.

Она раскрыла суть экологического просвещения. Это изменение сознания населения. Хотя изменить сознание Гильмизянова почему-то призывала общественные экологические организации, ну и, конечно, СМИ. Пресса и телевиденье должны больше освещать мероприятия экологической направленности. Особенно те, которые проводятся для детей. Например, дни Земли, воды и т. д. Сами специалисты отдела тоже вносят посильную лепту. Например, Гильмизянова продемонстрировало журналистам плакаты, посвященные экономии воды, и трогательные книжечки для самых маленьких на 2 государственных языках РТ.

Книжечки самого разного содержания. Есть, например, про редких бабочек. Распространяются они по школьным и прочим библиотекам, а также по детсадам. Не все ещё сидят в интернете, заявила Гильмизянова. Наверно, не все. Только агитация посредством библиотек по силе воздействия на массовую аудиторию может сравниться разве что с рекламными щитами в пустыне. Если у кого-то вдруг родиться светлая мысль относительно того, как ещё можно просветить население, чтоб оно, наконец, перестало кидать мусор мимо урны и создавать новые виды оружия, то Елена Геннадьевна готова всех выслушать по телефону 267-68-11.

Экологическое воспитание начинается с семьи. Гильмизянова заочно поругала мамочек, малолетние дети которых рвут листья и ветки с деревьев во время прогулок на свежем воздухе. В защиту детства можно сказать, что даже орущая толпа детей-хулиганов не сможет причинить лесу и сотой доли того вреда, который может причинить всего одна строительная компания. А лучший метод воспитания – собственный пример. Когда взрослые дяди перестанут губить деревья гектарами, может быть, экологическое воспитание проймет детей и подростков. А пока, по данным озвученным Бережной, в Татарстане 77% земель распахано. Только 18% территории занимают настоящие леса. Ежегодно частными и государственными организациями в республике сажается 3000 га защитных лесных насаждений. А для благоприятной экологической обстановки нужно 100 000 га. То есть потребуется ещё 33,3 года. Для формирования экологического сознания требуется ещё больше времени.

 

Слон российский, обыкновенный

Помимо собственных разработок, Гильмизянова в качестве примера просвещения, к которому надо стремиться, раздала журналистам несколько журналов, вкладок и брошюр. На одном из добротно сделанных глянцевых журналов, изданных Международным фондом защиты животных IFAW, красовался заголовок: Россия – родина слонов. Без тени иронии. По мнению авторов журнала, спасение слонов – одна из самых насущных задач, стоящих перед россиянами.

Это достаточно яркий пример того, что главное в любой работе, в том числе в работе государственных мужей – уметь правильно расставлять приоритеты. Борьба за экологию – одно из самых важных государственных дел. Без нормализации экологической ситуации может случиться так, что наслаждаться новыми спорткомплексами, жилыми домами и торговыми центрами будет некому.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

09.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также