Психология на службе бизнеса

10.12.2012

 

Два финских психолога наблюдают за двумя лосями, что неподвижно стоят уже вторые сутки у реки на границе Финляндии. Вдруг один лось махнул хвостом — комаров отогнать.
Один психолог другому: — Ты видел! Тот слева какой-то нервный сегодня!

 

Владислав Гжегорчик

Не думай о психологах свысока

Обычно обыватель представляет себе психологию как нечто среднее между астрологией и хиромантией. Собственно, он также верит в неё. Особенно, в популярную психологию, которая расписана в тысячах дешевых книжек. Из серии «Как управлять Вселенной, не привлекая внимания санитаров». Причем, авторами, имеющими к психологии как к науке и практике весьма далекое отношение.

Большинство людей настолько продвинуто, что знакомо сразу с несколькими психологическими методиками. Однако не настолько, чтобы пользоваться хотя бы одной.

Скорее в массовом сознании доминирует образ психолога, как человека, который скажет тебе, чего же ты хочешь. Впрочем, некоторые приходят с такими запросами: я очень люблю парня, а он меня нет… как ему за это отомстить? А диалоги (в сознании) обывателя между психологом за рабочим столом и пациентом на традиционной кушетке, видимо, происходят в таком духе: — что-то меня в последнее время никто не понимает, — в смысле?

На самом деле психология – это всё-таки серьезная наука, базирующаяся на многочисленных исследованиях. Более того, она способна помочь в достаточно непростых ситуациях. Например, в бизнесе.


Подсознание: родом из детства

Кто не верит, может ознакомиться с работой профессора Клотера Рапайя «Культурный код».

Доктор Рапай в своём методе вскрытия культурных кодов разных стран опирается на открытие (мало известного в широких кругах) психоаналитика Анри Лабори, который экспериментально установил связь между силой переживания и научением чему-либо. По- научному, это называется импринтинг (или запечатление). Термин был введен в научный оборот ещё Конрадом Лоренцем.

Сначала доктор Рапай с помощью этого метода обучал детей с аутизмом и читал лекции в Европе. Но, видимо, результаты получались не так быстро как хотелось бы. И потому Рапай как-то постепенно завязал с научной деятельностью и уехал в США. Там благодаря накопленным материалом и, главным образом, оригинальной методике он поставил свои психологические исследования на поток, т. е. превратил его в бизнес.

Каким образом? Гораздо легче продавать товар, когда ты много знаешь о том, кому ты его продаешь. Тот же принцип относится и к целым странам. Чтобы не говорили поборники толерантности, от мультикультурализма нам пока ещё не уйти. Жители каждой страны имеют свои особенности. Рапай назвал их культурными кодами.

Метод Рапая не очень сложен. Но доступен лишь профессионалам. На пресловутой кушетке профессор задает вопросы личного характера специально подобранной референтной группе. Не всем скопом, а по одному.

Рапай в уютной обстановке вторгается в область детских воспоминаний. Как известно, самые яркие воспоминания (которые оказывают определенное воздействие на подсознание) – именно детские. В этот период психика более восприимчива и мобильна. Затем Рапай систематизировал и подверг анализу свои наработки.

И вот на выходе получилась информация, полезная для транснациональных корпораций, стремящихся покорить весь мир. А кому и целого мира мало – для тех есть информация о культурных кодах народонаселения США.

У Рапая можно узнать, например, что деньги для американцев — это, прежде всего, показатель их личных достижений. То есть им не важно, сколько и чего они могут потребить на заработанное (точнее, не очень важно). Ихние доллары для них – это как бы очки в игре. Чем больше их у американца, тем большую пользу он принес обществу. Кто бы мог подумать?!

А вот для некоторых европейцев (Рапай приводит в пример французов) деньги – это средство освобождения. Много денег – много свободного времени.

Отсюда следствие: мотивировать американский и французский персонал надо по-разному.

Вывод отдает банальностью. Но и психология вам – не квантовая физика. Наука-то ещё молодая! Вот, когда дойдут ученые-психологи до выводов о корпускулярно-волновой природе души, и выводы станут значительно оригинальнее.

 

Культурные коды родины

Но нас-то, понятное дело, интересуют, прежде всего, россияне. К досаде русскоязычных читателей о них Рапай как раз ничего и не пишет. Ну что ж. Попробуем восполнить этот пробел, причём, без всяких психологических исследований, путем исключительно самоанализа. Хотя за достоверность данных при таком раскладе, безусловно, ручаться нельзя. Как говориться, чем богаты, тем и рады.

Первый культурный код, который можно выделить в России, — это код пищи. Всякий, родившийся в эпоху позднего социализма, может прийти только к одной детской ассоциации (если аккуратненько положить его на кушетке у психотерапевта). Это тотальный дефицит всего. Впрочем, точно такие же ассоциации возникают и с понятием качества. Если продолжить, то ключевым оказывается слово «праздник». Ибо для большинства достать что-нибудь стоящее можно только в большой праздник. Или, наоборот, достал дефицит — уже праздник. Таким образом, производителям продуктов питания, продвигающим свой товар в России лучше всего ассоциироваться с Новым годом или, на худой конец, с 1 мая.

Идеальным слоганом было бы: «Конфеты «Париж» — праздник, который всегда с тобой». Или «Колбаса «Праздничная». Если она на столе, значит у вас всё в порядке».

Второй код — код работы. Работа для нас до сих пор это место, куда надо ходить, а не место, где зарабатывают деньги (за редкими и приятными исключениями). Потому ключевым словом здесь будет «время». Потому тысячу раз правы те работодатели, которые помещают в своих объявлениях о поиске персонала ремарки «интересная работа» и «отличный коллектив». Наш человек любит проводить время с «пользой».

Третий код — код денег. Страна, пережившая за смехотворный в контексте мировой истории срок в 15-20 лет, 2 деноминации, дефолт, гиперинфляцию и вот теперь ещё и вялотекущий кризис, не может верить в силу накоплений. Мы вкладываем либо в пирамиды, обеспечивающие «сказочный» доход, либо в потребление, то есть в будущие воспоминания. Это единственное, что никогда не обесценится. Как ключевое слово, которое тут уместно — «стабильность» (вот она – тайна правящего режима). Лозунгом банков и всяких прочих ПИФов, рассчитывающих на вклады доверчивых граждан, может стать «завтра ничего не произойдёт».

Главным же культурным кодом России является код оборончества. Русским всегда кажется, что они обороняются от внешних врагов. Корни собственных проблем мы ищем не внутри, а вовне. Отсюда и вечный государственный авторитаризм, и стремление быть первыми (например, в спорте и космосе), и постоянная готовность простого народа перетерпеть сейчас ради будущего счастья. То же не так плохо для бизнеса.

Для более детального исследования нашего внутреннего мира всё-таки придётся пригласить к нам светлую голову современности — доктора Рапайя.

Крепкого душевного здоровья желает всем Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
10.12.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также