Прятки по-черному

22.05.2012

Новый русский в швейцарском банке: — Я хочу положить деньги на счёт. Служащий: — Сколько? Новый русский (шёпотом): — Три миллиона долларов. Служащий: — Можете говорить громко, мсье. Бедность у нас не считается пороком.

Анекдот

 

Что оффшор, что не оффшор, а все равно – одни налоги!

Вовремя.ру задалось целью раскрыть для своих читателей тему оффшоров, дабы Вы смогли понять, насколько актуальна и нужна эта тема лично Вам.

Даже у правоведов, как уже отмечало «Вовремя», нет единого мнения относительно того, что же считать офшором. В узком смысле под этим понятием понимается любая юрисдикция с низкой или нулевой ставкой налогообложения и возможностью обеспечить конфиденциальность владельцам компании, зарегистрированной в данной юрисдикции. Как правило, такая компания платит ежегодный взнос за регистрацию и – все. Здесь даже бухгалтерию вести не нужно – оффшорная компания не платит никаких налогов. Самый известный в нашей стране оффшор уже давно и прочно ассоциируется с Кипром, хотя сейчас там ставка корпоративного налога уже далеко не маленькая.

Причины ухода от налогов у каждого предприятия свои, а отсутствие у оффшоров у них налогообложения в стране регистрации или принципиально низкие ставки налогов для многих неоспоримое преимущество. И мало кто не согласится с тем, что уменьшение налогов позволяет бизнесу развиваться намного легче. А так как деньги считают все, то оффшорами пользуются как миллионеры, так и предприниматели-середнячки.

Условно все офшорные юрисдикции делят на три группы. К первой относят некоторые американские штаты, которые в силу специфики регистрационной процедуры позволяют своим компаниям вести международную деятельность без регистрации в местных налоговых органах и вместо налогов платить фиксированный сбор за поддержание компании в реестре. При этом организация не может иметь счетов в западноевропейских и американских банках, зато ее содержание обходится дешевле, чем где бы то ни было. Вторая – классические офшоры стран Карибского бассейна, тихоокеанских архипелагов и Индийского океана. Для них характерны более широкие возможности по ведению бизнеса, официальная замена всех местных налогов на фиксированную пошлину, которая не зависит ни от оборота, ни от прибыли. Еще один бонус – в большинстве случаев конфиденциальность истинных владельцев компаний максимальна.

Третья группа – это некоторые европейские государства и территории, устанавливающие льготные налоговые ставки при соблюдении компанией каких-либо условий. В этом случае речи о фиксированных расходах быть не может, компания должна вести бухгалтерскую отчетность и сдавать аудит. Информация о директорах и владельцах общедоступна, как и в обычных европейских компаниях, но содержание компании дешевле.

 

Реестровое разнообразие

Как бы заманчивы не были оффшоры, но своя ложка дегтя имеется и здесь. Так, многие экономические и финансовые структуры в большинстве развитых стран мира уже довольно давно составляют черные списки оффшоров – в них, как правило, попадают те зоны, которые ведут неприемлемую налоговую конкуренцию. Свои коррективы, как и во многих других вопросах, внес и финансовый кризис 2008-2009 годов. Так, кризис вкупе с дефицитом ресурсов в экономиках абсолютно всех стран привели к глобальной конкуренции за эти самые ресурсы. Какие-то страны решают эти проблемы, снижая свою налоговую нагрузку и повышая защищенность собственной банковской системы. А другие, напротив, ужесточают налоговое администрирование и повышают налоги. В этом ключе эксперты рассматривают такую точку зрения, что когда у какой-то страны нет возможности оптимизировать собственное налоговое бремя, то она начинает давить на государства, которые принято относить к так называемым налоговым оазисам.

В России, по факту, таких списка два, а их создание датируется 2002 годом. Первый список содержит перечень тех стран, с которыми Россия не имеет соглашений касательно ликвидации двойного налогообложения (правда он на данный момент считается устаревшим – прим.авт.), а второй – 25 оффшорных зон, которым нецелесообразно доверять свой бизнес. Согласно информации ряда интернет-ресурсов, любые операции с юрисдикциями, попавшими в черный список, подлежат особому контролю, а также подвергаются специальному режиму налогообложения.

Первый список стран, в которых необходимо было, по ее мнению, ужесточить правовой и финансовый контроль, был обнародован в апреле 1999 года международной организацией «Форум финансовой стабильности» (ныне Совет по финансовой стабильности, Financial Stability Board). Публикация была информационно-рекомендательной и не несла каких-то санкций в адрес юрисдикций с низкими налогами и владельцев оффшорных компаний.

Уже через несколько месяцев после первого обнародования появился новый список. Автором новой версии стала Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В этот список вошли практически все страны, которые занимались регистрацией оффшорных компаний и поддерживали их. ФАТФ заявила, что все финансовые структуры развитых стран должны проявлять повышенную бдительность по отношению к компаниям, которые зарегистрированы в странах, указанных в списке. После того, как еще один подобный список был составлен Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЕСР), регистрация оффшоров по общепринятым меркам стала считаться действием подозрительным. В настоящее время черные списки оффшоров имеются практически у всех финансовых структур развитых стран. Россия, отметим, в белом списке.

 

В списках значатся

В нашей стране наибольший интерес представляют черные списки, существующие в различных министерствам и ведомствах. Так, есть черные списки российского Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, а также Центрального банка России. Существенных ограничений на деятельность, которая связана с оффшорными компаниями эти «реестры» не накладывают, но, по мнению, специалистов все может измениться после того, как наша страна вступила-таки в ВТО.

Список оффшорных юрисдикций, созданный Министерством по налогам и сборам в 2002 году, «содержит» 25 территорий: Андорра, БВО, Бермудские и Багамские острова, Вануату, о. Гернси, о. Джерси, Гибралтар, Доминика, Гренада, Каймановы и Канарские о-ва, Мальдивы, Маршалловы острова, Лихтенштейн, о. Мэн, Монако, о. Ниуэ, Науру, Панама, Сейшелы, Сан-Марино, Сент-Винсент, Сент-Люсия, Теркс и Кайкос.

Центробанк и вовсе выделяет в своем списке несколько категорий: «оншоры» – наиболее респектабельные зоны, классические оффшоры и наиболее неблагоприятные юрисдикции. Респектабельностью по мнению ЦБ отличаются Гонконг, Сингапур, Черногория, Швейцария, Ирландия, Нормандские о-ва, о. Мэн и Мальта. «Классика» включает: БВО, Антигуа и Барбуда, Белиз, Багамы, Барбадос, Бахрейн, Бруней-Даруссалам, Ангилья, Панама, Сейшелы, США (Делавер и Вайоминг, Пуэрто-Рико), Бермуды, Монтсеррат, Монако, Гибралтар, Теркс и Кайкос, Кайман о-ва, Гренада, Джибути, Доминика, КНР (Макао), Коста-Рика, Ливан, Маврикий, Малайзия (о. Лабуан), Мальдивы, Нидерландские Антилы, Новая Зеландия, о-ва Кука, Ниуэ, ОАЭ (Дубай), Португалия (о. Мадейра), Западное, Самоа, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Шри-Ланка, Палау.

В категории « наиболее неблагоприятные юрисдикции» числятся: Андорра, Анжуанские о-ва, Аруба, Вануату, Науру, Либерия, Лихтенштейн и Маршалловы о-ва. Этот список оффшоров, отмечено его создателем, применяется только в целях банковского регулирования и устанавливает порядок корреспондентских отношений между российскими банками и банками, которые находятся на территориях из списка.

 

Весомый вклад в дело оффшорной борьбы

Наиболее впечатляющим и весомым документом, определяющим порядок взаимодействия с оффшорами, выглядит список российского Минфина, названный «перечнем государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций». И этот список оффшорных юрисдикций определяет налогообложение российской организации при получении дивидендов.

Перечень финансового ведомства содержит 42 государства, признанных неблагонадежными: Ангилья, Андорра, о. Анжуан, Антигуа и Барбуда, Нидерландские Антилы, Аруба, Багамы, Бахрейн, Белиз, Бермуды, Бруней-Даруссалам, Вануату, БВО, Гибралтар, Гренада, Доминика, Кипр, КНР (Гонконг (Сянган), Макао (Аомынь)), о. Лабуан, Либерия, Лихтенштейн, Маврикий, Мальдивы, Мальта, Монако, Мальта, Маршалловы острова, Монтсеррат, Науру, Ниуэ, ОАЭ; острова: Кайман, Кука, Теркс и Кайкос, Палау, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, о. Мэн, Нормандские острова.

По мнению ФАТФ, недостаточные усилия по борьбе оффшорами принимают 11 юрисдикций: Ангола, Боливия, Эфиопия, Кения, Мьянма, Непал, Нигерия, Шри-Ланка, Сирия, Тринидад и Тобаго, Турция. Особая категория – Иран, который предпринимает активное противодействие усилиям мирового сообщества. Фактически обозначенный список ФАТФ не является в полной мере «черным», так как он лишь разделяет страны на категории в соответствии с существующим законодательным режимом в отношении отмывания денег через оффшоры. А также финансовой помощью террористическим организациям, что является угрозой для мировой финансовой стабильности.

Категорий, которые выделяет ФАТФ четыре. Первая – страны, полностью соответствующие требованиям ФАТФ. Вторая – страны, где имеются недостатки законодательного поля: Антигуа и Барбуда, Азербайджан, Боливия, Греция, Индонезия, Йемен, Кения, Марокко, Мьянма, Непал, Нигерия, Украина, Парагвая, Катар, Шри-Ланка, Судан, Сирия, Тринидад и Тобаго, Таиланд, Турция. Третья – страны, имеющие стратегические недостатки национальной системы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма: Ангола, КНДР, Сан-Томе и Принсипи, Пакистан, Туркменистан, Эквадор, Эфиопия. Последняя, четвертая – страны, находящиеся под особым режимом санкций – к ним как раз и относится упомянутый Иран.

 

От категорий к частному

В список ОЭСР традиционно входят те юрисдикции, что не приняли требования, предусматривающие раскрытие (по запросу – прим.авт.) информации по любым налоговым вопросам независимо от национального налогового законодательства о защите частной информации и сохранении банковской тайны. Также требования ОЭСР подразумевают разглашение информации втайне от объекта разглашения. Страны-участники этой организации обязаны вводить экономические санкции в отношении стран, которые не приняли установленные организацией стандарты.

Свой черный список ОЭСР тоже делит – на три группы. В первую вошли юрисдикции, в достаточной мере принявшие налоговые стандарты и требования по обмену информацией. Среди них: Аргентина, Австралия, Барбадос, Великобритания, Венгрия, США, Виргинские острова США, Германия, Гернси, Джерси, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Китай (за исключением Гонконга и Макао), Корея, Маврикий, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, о. Мэн, Польша, Португалия, Россия, Сейшелы, Словакия, Турция, Финляндия, Франция, Швеция, Япония.

Во второй – территории, принявшие обязательства по принятию установленных организацией (ОЭСР – прим.авт.) налоговых стандартов, но внедрившие их в недостаточной мере. Сюда вошли оффшорные: Ангилья, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамы, Бахрейн, Белиз, Бермуды, БВО, Вануату, Гибралтар, Гренада, Доминика, Теркс и Кайкос, Каймановы о-ва, о-ва Кука, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Монтсеррат, Маршалловы о-ва, Науру, Нидерландские Антильские о-ва, Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия. Здесь же Австрия, Бельгия, Бруней, Гватемала, Люксембург, Сингапур, Чили, Швейцария. В четвертой группе – юрисдикции, не принявшие налоговые стандарты – Коста-Рика, Лабуан, Уругвай, Филиппины. Списки ОЭСР, как и ФАТФ, довольно часто подвергаются изменениям.

Российское законодательство, напомним, не предусматривает каких-либо санкций, препятствующих взаимодействию с компаниями в оффшорах. В нашей стране единый правовой режим, который устанавливает нормы работы с любыми иностранными компаниями, независимо от того, где они находятся. Для примера, в России существуют нормы, препятствующие манипулированию контрактными ценами, а также общие меры, направленные на противодействие отмыванию денег и уходу от налогообложения через иностранные компании.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя.ру

22.05.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также