Провокация ставит крест на нации

15.03.2012

Поствыборный фарс

Ещё бы, маслецо-то отнюдь не елейное было, а с душком. А история, к слову, не нова. Всё циклично, всё повторяется. Не успели мы забыть о скандале с картинами Александра Савко и вот – нате, пожалуйста — новоиспечённый трагифарс, правда, больше с политической начинкой, чем с религиозной. Так, впрочем, бывает: грызёшь — грызёшь пирожок; заявлено, что с сыром и ветчиной; а внутри как будто только сыр — до ветчины ещё дожевать нужно. Мы, впрочем, «дожуём» до всех «начинок»: гулять – так гулять. Но если отвлечься от всех гастрономических метафор, то ситуация у нас и без Pussy Riot не вполне здоровая (мы сейчас даже не будем брать общество в целом, остановимся только на вопросе религии — прим.авт.).

Любопытно, что тема православия в либерально мыслящих кругах тут же вызывает этакий интеллектуально-эпилептический припадок; в собеседника, который хочет скромно вставить свои 5 копеек, тут же летят молнии, проклятья, злобные шиканья, хук слева, хук справа. И православные у нас не православные, если вы вдруг не в курсе, а «православнутые» (вот он, новояз «нулевых»; добавим к нему ещё «либерастов» и «толерастов» — прим.авт.). 

В общем, православие для значительного количества людей – этакий тематико-идейный аллерген. Создаётся ощущение, что современный образованный и здравомыслящий человек просто по определению не может быть православным. Хоть адептом секты Великого Каштана (уверена: есть и такая, — прим.авт.), но только не православным. «Не модно это» и «дурной тон» (увы, некоторые люди руководствуются данными категориями и в отношении такой серьёзной темы, как религия, — прим.авт.) И как в своё время пел Борис Борисович Гребенщиков: «И теперь у нас в деревне каждый третий – индуист». Что характерно: было это 16 лет назад, а актуально и по сей день.

 

Ущемленные правом

Интересна и симптоматична шумиха вокруг преподавания основ православия в школе. Как, мол, можно: ущемят, навяжут нашему-то мультиэтническому населению! Как будто предметы в школе существуют только для того, чтобы кому-то что-то навязать. А если вдуматься (так, по крайней мере, кажется автору данной статьи), наверное, не так уж плохо расширить представления об основной религии страны, в которой ты живёшь, даже если ты и не принадлежишь к данной конфессии. Просто для общего развития.

Другое дело, что преподавать данную дисциплину (как, впрочем, и любой другой предмет — прим.авт.) должна не полуграмотная выпускница педучилища, она же – «специалист по всему», а компетентный человек. Люди же, которые с пеной у рта кричат о своём «против» курса православия в школах, вероятно, представляют в своём воображении эпизод избиения Павки Корчагина, пострадавшего за свой ум от рук ожиревшего полоумного попа: «Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что земля миллион лет стоит, а не как в законе божием — пять тыс… — и сразу осел от визгливого крика отца Василия: «Что ты сказал, мерзавец? Вот ты как учишь слово божие!» Не успел Павка и пикнуть, как поп схватил его за оба уха и начал долбить головой об стенку. (Автора данной статьи особенно будоражит последнее предложение: представляем, что называется, в красках). Вот именно так, по мнению определённых граждан, и будут проходить уроки по основам православия: с пинками, тычками, тасканием за вихры; а тех, кто не православен, будут ставить коленями на горох.  А то и применять всякие карательные меры «святой инквизиции».

Но свято место религии пусто не бывает — у молодежи сегодня есть Великий Интернет…

 

Из какого сора лепят героев оппозиции, или Нет повода не двинуться умом

Итак, при чём Pussy Riot? Эти активистки буквально за считанные дни стали героями двойного скандала: как  политического, так и религиозного. Чего греха таить: Мария Алёхина и Надежда Толоконникова вообще стали героями – Интернета и оппозиции. Новости о Pussy Riot – в топе. Пикеты в поддержку. Яркие плакаты. Вот она, слава, вот он чёрный пиар, бешеная раскрутка за 2 минуты (ровно столько же и длился их перформанс ; а ставить тут кавычки или нет – решайте сами).

Думаю, уже не осталось ни одного человека, который бы не слышал об этой группе. А ведь не слышали ж до этого: и кто поспорит? А вот тут мы подходим к очень тонкой проблеме. По сценарию кто-нибудь обязательно должен взять на себя роль Капитана Очевидность и разъяснить мне всю правду-матку: дескать, акция-то неглупая и направлена она против политики Путина и прикормленных властью ожиревших батюшек на Bentley, среди которых, между прочим, и педофилы есть, и гомосексуалисты. Нам, находящимся в оковах программ «Максимум» и «Большой стирки», всё же очень нравятся девиации; прям хлебом не корми – дай только всю подноготную в деталях. Это не значит, что об этом нужно молчать, находясь в своём улиточном рафинированном мирке, но и равняться на это, пожалуй, тоже не нужно. И пусть Храм Христа Спасителя трижды не является сакральным местом, а официозной декорацией, которую облюбовали братки и олигархи, тут надо всё же понимать, что Алёхина с Толоконниковой и не перед ними устроили свой слэм, а перед рядовыми прихожанами, для которых сей акт, вероятно, был оскорбителен. Т.е. задача понятна: плевать-то плюнули, да приземлилось не на тех. Точнее, не только на тех.

Но, конечно, 7-летний срок за такую выходку – это, мягко говоря, перебор. Прав Алексей Навальный: у нас чиновники и их детки давят насмерть людей и не получают за это никакого реального наказания, а тут, видите ли, «экстремистки» устроили свой подрывной экшн – и им заверните, пожалуйста, 7 лет. Вот именно это и несправедливо. А вовсе не то, что у нас в очередной раз ущемилась свобода творчества. Это, к слову,  довольно веский повод  для прогрессивно мыслящих граждан охаять РПЦ и заодно приплести сюда всех людей православной веры, которые якобы думают так же.  А если ещё припомнить абсолютно нелепое и не поддающееся никакой критике высказывание Всеволода Чаплина о педофилии в произведениях Набокова и Маркеса, то всё – не будет «православнутым» пощады. Но как опять же пел Борис Борисович Гребенщиков: «Отечество никогда не скупилось на причины сойти с ума». 

 

В поисках утраченного искусства

Вообще, конечно, нужно разбираться в этих тонких дефинициях – где у нас искусство, а где, говоря модным языком, «фейк». Автора данной статьи чрезвычайно огорчает активное стремление назвать любой «выхлоп» инсталляцией или перформансом, при этом многозначительно цокнув: мол, это же современное искусство, холоп! Сиди-смотри дальше на своих репиных и левитанов. Мне бы не хотелось выступать апологетом упёртых ретроградов, но если в факте искусства заключен только один единственный мэссэдж —  голый  бесталанный эпатаж, то это как минимум скучно, неинтересно и нечестно.

Вот картина уже упомянутого Савко: рожица Микки-Мауса вместо лика Христа. Такой коллаж можно сляпать за 2 секунды; его мэсседж топорен и понятен даже ребёнку,  за ним не стоит никакого бэкграунда; более того, таких картин было создано тысячи, так что его ценность и уникальность весьма и весьма условна. Это всё равно что назвать своё музыкальное произведение «5:33»; вряд ли из этого следует что-нибудь, кроме того, что мы знаем творчество Джона Кейджа. Дважды — в данном случае, по крайней мере — одно и то же не стреляет. Хотя такая вещь с цифрами была бы вполне безобидной: это вам не с религиозной темой заигрывать.

В 1998 году, ещё до скандальной выставки «Осторожно, религия!», художник Авдей Тер-Оганьян в рамках своего перформанса рубил в Манеже иконы. Таким образом он боролся с бездуховностью, с новоиспечёнными батюшками-братками и прочим. Рубил он знатно. С плеча.  Да так, что в конечном счёте прорубил окно в Европу:  и ныне живёт в Чехии. (Думаю, многие хотели бы оказаться на его месте. Но, видимо, не хватило пока никому такой экспрессии, есть к чему стремиться — прим.авт.).

Вопрос о соотношении искусства и морали, а также религии – тема чрезвычайно сложная. Из всего вышесказанного вовсе не следует, что явления действительности, которые так или иначе противоречат морали в общепринятом смысле слова, не могут называться искусством. Вот, например, фотографии трупов, которые делает Джоел  Питер Уиткин. Даже не надо особенно разбираться в этом жанре, чтобы понять: работы отличного качества, и с композицией, и с декорациями там всё в порядке. Это вам не слепленные на скорую руку детища Савко.  А вот как к этому относиться – уже другой вопрос.

Любой эпатаж – это риск. И если ты идёшь на это, то значит, нужно понимать, кому именно ты плюёшь в лицо и для чего. И как при этом встать правильно, дабы плевок приземлился именно туда, куда нужно. А иначе уж совсем бессмысленно получается. И будем мы пожизненно вытирать со щёк плевочки, (которые, конечно, кто-то назовёт жемчужинами, а как же),  адресованные не нам, но почему-то оказавшиеся на нас…

 

Валерия Мухоедова,

специально для Вовремя.ру

15.03.12

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также