Продавец – звучит гордо

18.07.2012

 

Приходит покупатель в магазин с куском сыра и говорит: — Вы мне вместо швейцарского сыра продали голландский. — А вы с ним чего, разговаривали что ли?

 

Анекдот

 

Новый дефицит

Народонаселение растет. Товаров в связи с этим требуется всё больше. Отсюда рост розничного бизнеса. Даже если случится вдруг что-нибудь навроде самого жесткого кризиса, народ покупать не перестанет.

Но рост числа торговых точек должен по идее вести к росту числа продавцов. Эти вакансии всегда можно обнаружить на рынке труда.

Так советский дефицит товаров на полках сменился дефицитом персонала перед ними.

Каждый, кто занимается розницей знает, как не просто взять на работу продавца-профессионала. Пока общедоступным образцом служат тетеньки неопределенного  возраста (видимо, не стареющие с времен достославной советской торговли). Их главная задача (как они её понимают) – приложить максимум усилий, чтобы товар не был продан.

Да что там за примерами далеко ходить. Корреспондент «Вовремя» недавно сам столкнулся с подобным случаем. Он попытался купить билеты через ТАВС (расположенный в районе старого аэропорта). Естественно, продавец была на страже своего покоя, купить ничего не удалось, как впрочем, и получить адекватную информацию по поводу стоимости и маршрутов. Возможно, элементарно не хватило настойчивости.

Но и с молодежью не всё безоблачно. Сколько раз корреспондент сталкивался с почти юными служителями Меркурия (обоего пола), которые явно хотели побыстрей избавиться от назойливого покупателя. Последний случай был даже немного комичен. На все вопросы корреспондента продавец (магазин «Эльдорадо», расположенный  в ТЦ «Франт») обстоятельно отвечал. Но при этом всегда добавлял слово: наверно. Подобная двусмысленность сподвигнет на покупку только очень рискового покупателя.


Кто вам нужен?

Как же избежать появления в вашем торговом зале подобных персонажей? С этим вопросом «Вовремя» пошло по простому пути —  мы обратились к специалисту – директору кадрового агентства «Кандидат» Эльвире Нурмиевой.

Людей, желающих подработать продавцом, хватает. Но вам-то нужен профи. Который не просто будет стоять и улыбаться, а продавать.

Поэтому, перед тем как приступить к поискам, нужно определиться с функционалом для будущего сотрудника – каков будет круг его обязанностей, на сезон он нужен или на постоянную работу и т. д.

По мнению Нурмиевой, существует легенда о продавцах. Которым всё равно, что продавать. Хоть лёд пингвинам. На самом деле это миф. Хороший продавец ориентирован на конкретный товар или товарную группу, а не на деньги любой ценой.

Впрочем, Нурмиева уверяет, что понятия «плохой продавец» у профессиональных рекрутеров нет. Есть понятие «несоответствующий должности». Вот этого желательно избегать.

 


Идеальный продавец на вопрос: «У вас есть невидимые чернила?» с лету отвечает: «А вам какого цвета?»

 

«На берегу» желательно определиться с факторами ограничения по вакансии: пол, возраст, опыт работы и т. д. Но этого будет недостаточно.

Нужно, чтобы к вам шли стройною толпой не абы кто, а только те соискатели, которые хотя бы на уровне пользователя разбираются в вашем товаре. Чтоб на вопрос: у вас есть невидимые чернила, мог с лёту ответить: а вам какого цвета?


Ловись продавец, большой профессионал  и не очень

Сами каналы поиска могут быть разнообразны. В наш электронный век больше внимания надо уделять онлайну. Но и офлайном не стоит совсем пренебрегать.

В первую очередь следует разместить вакансии на «работных» сайтах. Например, hh.ru  и job.ru. Есть сайты с абсолютно бесплатным размещением. Например,  116.ru.

Объявлениями в газетах тоже нужно пользоваться. Только в специализированных – «Работа для Вас», «Работа сегодня». Последняя газета относится к холдингу. Поэтому там могут сделать работодателю комплексное предложение — печатное издание + дублирование в интернете. Это, понятное дело, увеличит шансы найти толкового продавца.

Хотя, по мнению Нурмиевой, газеты сейчас не дают большого результата.

Если вам нужен человек на временную работу. Можно заплатить за бегущую строку на каком-нибудь молодежном канале (СТС, ТНТ). Обычно это работает. Но следует учитывать, что профессионала так не найдешь.

Есть совсем элементарные вещи. Например, объявление на стойке в торговом зале.

Большие компании (например, Макдональдс, Икеа) всегда имеют так называемый кадровый резерв. То есть базу анкет потенциальных соискателей. Любой сможет, проходя по их торговым точкам, заполнить и оставить анкету. Даже если прямо сейчас он в работе и не нуждается.


Студент – будущий продавец

Нестандартный способ – расклеить объявления по вузам. Студенты очень часто нуждаются в деньгах и подрабатывают. Как правило, именно продавцами. У них как работников, правда, есть существенный минус – их надо отпускать в ученические отпуска, на сессии.

Зато можно быстро определиться со специализацией продавцов. На факультете дизайна учатся будущие идеальные продавцы мебели. А в авиастроительном вузе – продавцы автомобилей.

Некоторую необстрелянность студентов можно пообтесать в процессе работы.


Внутренние резервы

Есть ещё один достаточно новый и эффективный (при условии, что у вас есть немаленький коллектив, впрочем, и для маленького сгодится) способ поиска новых продавцов, которым любезно поделилась Нурмиева. Он основан на системе рекомендаций.

Суть его такова: сотрудник, пригласивший своего знакомого, получает определенное вознаграждение. Конечно, при условии, что новичок проработал на фирме определенный, заранее оговоренный срок (не уволился или не уволили по полной неспособности к продажам).

Вознаграждение должно быть соизмеримо с месячной зарплатой продавца (иначе никто даже «парится» не будет) и в то же время быть меньше, чем затраты на альтернативные пути поиска персонала.


Помощь со стороны

Государственные центры занятости работают медленно. Но продавцы (особенно временные) от них, как правило, приходят. Надо только набраться терпения.

А если вам нужен специализированный персонал (например, продавец бабочек), то лучше сразу обратится в рекрутинговое агентство. В солидных агентствах работают по договору, оплату берут по факту. Также дают гарантийный срок. Например, в агентстве «Кандидат» он составляет 45 дней (для продавцов).

Этого вполне достаточно, чтобы понять подходит ли вам человек. Да и сам он успеет разобраться, насколько нравится ему новая работа. По статистике, увольняются спустя неделю – месяц после приема на работу. Или остаются надолго.


Не ждать, а искать

Нурмиева указала на ещё одну типичную ошибку работодателей. Нельзя пассивно сидеть и ждать у моря погоды. Надо самому проявлять активность.

Например, ежедневно просматривать анкеты зарегистрированных на специальных сайтах соискателей. Для этого придется выложить некоторую сумму. Но в случае с поиском продавца, по мнению Нурмиевой,  достаточно получить платный доступ к просмотру анкет на каком-то одном интернет-ресурсе. На Job.ru обычно ищут работников более низкой квалификации (продавцов продуктов, ТНП, лоточников). Там и стоимость ниже. На hh.ru  имеются анкеты более высококвалифицированного персонала (продавцов узкой специализации с большим опытом). Но и стоимость просмотра там повыше.

В идеале должен быть свой HR-менеждер, чтобы сильно не загружать директора.

Но, понятно, что большинство малого бизнеса не могут себе позволить такую ставку. Поэтому у них всеми кадровыми вопросами приходится заниматься собственникам или руководству. Это большой фронт работ.


А у нас така текучка!

В рознице всегда наблюдается текучка. Если продавец проработал на одном месте год или два, это считается хорошим показателем. Обычно, если речь идет о малой рознице, продавцы работают около полугода.

А вот большие сетевые компании, которые могут предложить реальный карьерный рост, рассчитывают на более долгое и плодотворное сотрудничество.

Нурмиева напоминает о необходимости проводить анализ эффективности размещения объявлений. Это не так сложно. Достаточно спрашивать у приходящих соискателей, откуда они узнали о вакансии. И через пару месяцев картина (какие пути поиска дают максимальную отдачу) будет ясна. А значит, в дальнейшем (а продавцов придется искать ещё не раз) можно будет существенно сэкономить.

 «Вовремя» планирует цикл статей по данной тематике. В одной столь широкую тему не раскроешь. Ещё мы планируем рассказать, как распознать талантливого продавца на собеседовании и как быстро адаптировать его к работе.

Так что следите за нашим изданием. 

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
18.07.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также