Пробковый анализ

16.11.2011

На поводу у гражданственности

Как пояснил генеральный директор ООО «ЦАИР-маркетинг» Алексей Коннов на сегодняшней пресс-конференции в ТПП РТ, исследование, что называется, назрело. Результаты, стоит отметить, выстрелили довольно своевременно – с первыми снегами и метелями Казань как раз погружается в пучину дорожных неурядиц.

— В  исследовании мы не только провели собственный анализ животрепещущей темы, но и проявили свою гражданскую позицию, — пояснил Коннов.

Исследование, кстати, было проведено за счет самого ЦАИРа – чем не выражение гражданской позиции. Сумму затрат раскрывать не стали, но отметили, что это не один и даже не два десятка тысяч рублей. Идея заключалась в представлении мнения населения города. Как отметил гендиректор ЦАИРа, обычно «мы слышим мнение всех, кроме тех, кто в большинстве своем в этих пробках стоит». Проводилось исследование в октябре (с 15 по 30 октября – прим.авт.) Как раз тогда, когда, когда тема пробок вышла не только в заголовки СМИ, но и оказалась на повестке дня обсуждения экспертов и власти.

 

Кто судить будет?

Вопросы ЦАИР задавал в духе грибоедовского Чацкого: а судьи кто?! Судить Казань в пробках предоставили казанцам, чье мнение изучили с использованием системы call-центра. Для справки, исследовательский call-центр ЦАИРа имеет 16 рабочих станций, что позволяет проводить крупномасштабные телефонные опросы с помощью технических средств.

В числе опрошенных – свыше 800 респондентов. Структура выборки, сообщил Алексей Коннов, разбита на три группы населения: «казанцы в целом», «автомобилисты» (к ним же приравняли тех, кто передвигается по городу на такси – прим.авт.) и «пассажиры общественного транспорта».

На первом этапе специалисты ЦАИРа опросили 600 человек – 70% из них регулярно пользуются общественным транспортом, 30% передвигаются по городу на автомобиле. Каждый из выделенных сегментов также квотировался по демографическим параметрам. На втором этапе опросили еще 200 «автомобилистов» – для выравнивания сегментов и полноценного сравнения мнений. На равных выборках, по словам спикера, получаются «более адекватные данные».

 

Пассажиры предпочитают автобусы и метро, а пробки оценивают очень остро

Общественный транспорт в виде автобуса (чаще красного и китайского – прим.авт.) предпочитают 91,3% казанцев. В подземку спускаются 19,3% жителей города. На третьем и четвертых местах троллейбус (16%) и трамвай (8,5%). В оценке текущей ситуации с пробками 73,2% казанцев называют ее острой – 38,6% оценивают как «довольно острую», 34,1% — как «очень острую (ездить практически невозможно – прим.авт.), 26% отмечают, что «проблема есть, но терпимая».

Относительно остроты проблемы сегменты «автомобилисты» и «пассажиры оказались практически наравне – 34,2% и 34% соответственно. Мнения, что она довольно острая, придерживаются 38% пассажиров и 39,9% автомобилистов. В ТОП-5 главных причин пробок в Казани горожане определили машины, припаркованные у обочины (91,3%), перекрытие улиц для строительных и ремонтных работ (88,7%), низкое качество дорожного покрытия (87,8%). К этому добавилось большое количество машин, на езду которых дороги просто не рассчитаны (86,6%), а также низкая культура вождения (86,1%). Менее важными оказались опоздания ГИБДД на место совершения ДТП (47,3%), отсутствие дорожных знаков, разметки (45,4%), перекрытие дорог для проезда VIP-гостей (42,6 %) и красные автобусы (34,8%).

В группах мнения о причинах проблемы несколько разделились: 92,2% автомобилистов на главным злом назвали перекрытие улиц для дорожных работ, тогда как 91,8% пассажиров выделили парковку машин на обочинах. С мнением последних согласились 90,4% водителей (второе место соответственно – прим.авт.). У казанцев, пользующихся общественным транспортом, на второе место вышло обилие машин на дорогах (88,8%), на третье – низкое качество дорог (87%). Последний показатель замыкает ТОП-3 причин, выделенных автомобилистами.

 

Вперед, в светлое будущее Универсиады!

По мнению жителей города, власти для решения обозначенных причин, вызывающих пробки, в первую очередь нужно ускорить строительство развязок и пешеходных переходов (65,4%), жестче бороться с неправильным паркингом (46,5%) и увеличить ассигнования на ремонт, строительство и реконструкцию дорог (40,5%). Чуть больше трети казанцев рекомендует руководству столицы РТ обратить внимание на качество подготовки водителей в автошколах.

В рекомендациях пассажиры и автомобилисты оказались практически единодушны – 64% и 68,2% соответственно придерживаются ускорения строительных процессов, 40% и 41,6% — увеличения ассигнований. На неправильные парковки взгляд оказался разным – за жесткую борьбу с нерадивыми автолюбителями ратуют 50,3% пассажиров и только 39,2% автомобилистов.

Эксперты центра отмечают, что в борьбе с транспортным коллапсом казаны уповают на Универсиаду – ведь обещают, что к моменту ее проведения в городе все изменится. А жители верят – 76,1% из них оценивают, что ситуация значительно или несколько улучшится. Ухудшения ждут порядка 5% жителей, еще 14% предполагают, что все останется без изменений. Разброс в сегментах «пассажиры» и «автомобилисты» здесь оказался незначительным – 76,1% и 76,4% соответственно.

 

Платный въезд в центр недопустим — считают большинство казанцев

Усилия властей по улучшению транспортной ситуации в городе более-менее положительно («кое-что делается, но недостаточно» – прим.авт.) оценивают 68,3% казанцев, 62,3% автомобилистов и 71,3% пассажиров. Что касается ответа в духе «практически ничего не делается», разница во мнениях невелика – 14,4% казанцев в целом, 15,3% автомобилистов и 14% пассажиров. Автомобилисты, кстати, ценят желание власти хоть что-то изменить заметно лучше тех, кто ездит на общественном транспорте: оценку «отлично» дали 20,2% процента водителей. Пассажиров оказалось значительно меньше – 12,3%.

ЦАИР в исследовании сделал акценты и на меры борьбы с пробками, озвученные главой Комитета по транспорту Айдаром Абдулхаковым на заседании транспортного штаба под руководством Ильсура Метшина. В частности, относительно платного въезда в центр города. Поддерживают подобную радикальную инициативу власти лишь 19,9% казанцев. Автомобилисты к этой затее отнеслись более негативно – «за» выступают только 15,3%. Пассажирам идея пришлась по вкусу – положительную оценку дали 21,3% жителей.

Категорическое неприятие эта мера вызвала у 44,6% казанцев, 75,8% а автомобилистов и 58,6% пассажиров.

 

60% казанцев согласны раньше приходить на работу ради утранения пробок

Платные парковки вызвали у горожан меньшее возмущение: о некой готовности делать хоть что-то заявила половина опрошенных казанцев (58,1%), 60,1% автомобилистов и 57% пассажиров. Протестующих тоже оказалось не мало – категорически против выступили 28,2% казанцев в целом, 30,3% водителей и 27,3% пассажиров. Больше всего протестующих среди автомобилистов моложе 25 лет (в основном студентов – прим.авт.) – 45,8%. Алексей Коннов заметил, что, по данным ЦАИРа, в центр в будни въезжает порядка 100 тыс. машин, но большинство из них только транзитом – едут дальше. Платные парковки им не нужны.

Позитивной оценки казанцев удостоился еще один метод, озвученный Айдаром Абдулхаковым – изменение графика работы. Сдвинуть время готовы 47,5% горожан, против высказались 37,2%. Выступившим «за» аналитики предложили еще один вопрос: в какую сторону передвинуть – раньше или позже. На более раннее начало трудового дня согласны 57,5% работающих казанцев, на поздний – 37,3%.

Что касается каждой группы отдельно, то передвижки в рабочем процесс пришлись по вкусу 53,4% автомобилистов и 43,8% пассажирам. Против высказались 33,4% и 39,5% соответственно. Раннее начало дня приветствуют 62,1% автовладельцев и 54% любителей общественного транспорта. Припоздниться готовы 31,6% и 41,6% соответственно.

 

Результаты исследования рекомендованы мэрии Казани

В завершение своего исследования ЦАИРовцы поинтересовались у сегодняшних пассажиров, собираются ли они обзаводиться личным автомобилем. Утвердительно ответили 79% людей в возрасте 18-24 лет, 43,4% — от 25 до 35 лет и 31,7 – в возрастной категории 35-44 года. Единственное препятствие для реализации этих планов – уровень дохода. Позволить себе приобретение автомобиля прямо сейчас, по собственной оценке, могут только 16,3 процента пассажиров общественного транспорта.

Результаты исследования компания ЦАИР планирует направить в мэрию города и прочие муниципальные и государственные структуры, чтобы их можно было использовать при принятии решений по борьбе с пробками.

— Это не есть руководство к действию, — пояснил Алексей Коннов. – Но информация, которую мы получили, может быть полезной и мы должны ею поделиться.

Комментировать вопрос, нужны ли вообще местной власти эти результаты, Коннов не стал, заметив лишь, что с казанскими властями они не работали. Зато работали с другими в лице республиканских министерств, Госалкогольиспекции. И они подобные исследования берут очень охотно и готовы за это платить.

— Те, кто понимает, знает и умеет использовать данные маркетинговых исследований, их заказывают, берут, ждут, контролируют, — рассказал гендиректор ЦАИРа. – Кто не умеет, соответственно и не интересуется.

 

А, может, мы — информационные зомби?

Эксперты ЦАИРа не отрицают, что при исследовании чувствуется некий элемент зомбирования, когда население, утомленное заезженными темами, просто не видит других вариантов развития событий. Соответственно и отвечает, как озвучено: «да, платные парковки это хорошо» или «я готов приезжать на работу раньше». Правда, отмечают специалисты центра, это скорее не зомбирование как таковое, а «дефицит экспертных, новых и незаезженных суждений».

На любую волнующую тему идет элемент реагирования, обычная человеческая реакция на повестку дня. В данной ситуации мы наблюдаем реакцию на те способы борьбы, которые предлагают муниципальные власти. Других-то никто не предложил, а эти на слуху, вот и повторяем!

С другой стороны, если вернуться к исследованию, то мы увидим, что три четверти населения верят, что к Универсиаде все действительно наладится. Увы, ни подтвердить, ни опровергнуть этого мы не можем – до заветного события еще два года.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя:ру

16.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также