Правопартийцы штурмуют политический барьер

03.08.2011

— Павел Абрамович, как себя сегодня позиционирует партия «Правое дело»?

— На последнем съезде наш новый лидер Михаил Прохоров это четко сформулировал – это партия для глав семейств, мужчин и женщин. Мне очень нравится еще одна формулировка – «партия хозяев».

— То есть у вас нет четкой привязки к среднему классу, к предпринимательству?

— Ни к среднему бизнесу, ни к предпринимательству. Хотя «Правое дело» по инерции продолжают воспринимать как партию бизнеса и связанную с ним, что фактически так и есть. Статистические данные никто специально не анализировал, но я думаю, что процент бизнесменов в партии «Правое дело» значительно больше, чем, скажем, в обществе в целом. Михаил Прохоров хочет эту ситуацию изменить и сделать нас партией глав семейств.

— Какую цель преследует «Правое дело» на текущем политическом поле? В СМИ встречается формулировка «стать второй партией».

— Второй правящей партией – так будет вернее!

— Как вы оцениваете шансы партии в Татарстане?

— Я думаю, что 7-10% на выборах 2012 года – вполне реальный результат. Какими будут результаты следующих выборов, зависит о того, как партия проявит себе в последующие годы. Второй важный фактор – как дальше по наклонной будет катиться «Единая Россия». Если несколько лет назад популярность правящей партии составляла 60%, то сейчас независимые социологи, например, Белковский, говорят о 25-35%.

— Что представляет собой современное политическое поле России?

— В обществе нарастают протестные настроения. Если проанализировать достаточно длительный период управления страной партией «Единая Россия», то никаких прорывных вещей я не вижу. Во время мирового финансового кризиса нам говорили, что «мы островок стабильности, нас это не коснется». Однако Россию тряхнуло так, что падение ВВП было в два-три раза больше, чем в других развитых странах. И это несопоставимо со странами БРИК, куда мы входим.

Министр финансов Алексей Кудрин сегодня официально заявляет, что бездефицитный бюджет у нас может быть только при цене 110-115 долларов за баррель. Еще несколько лет назад бюджет был   бездефицитным при цене в 40-70 долларов. Это говорит о том, что Россия стала еще более зависима от цены нефти. Получается, нет в России никакой экономики – зависимость от стоимости нефти с каждым годом становится глубже.

Или малый и средний бизнес, к которому применили радикальное повышение ЕСН. Колоссальные проблемы сегодня испытывает Пенсионный фонд – 50% фонда просто не покрывается текущими доходами! А увеличение доходов и соответственно налоговых поступлений происходит только при условии, что экономика динамично развивается, создаются рабочие места. В России, к сожалению, этого нет, что признают и на официальном уровне, но выводов никто не делает.

— Минэкономразвития прогнозирует новый глобальный кризис в 2015-2018 годах, ощутимые трудности сегодня испытывает США. Насколько реально эта угроза?

— Угроза вполне реальна. Ведь главная причина финансового кризиса не устранена. Она связана с глобальными процессами – это кризис всей современной системы долговой экономики, когда ее кровеносные сосуды – банки – кредитуют потребителей и промышленность. На основании этих кредитов и развивается экономика. Но из-за объективных, а часто из-за субъективных ошибок, допущенных в последние 30-40 лет, количество ценных бумаг, вращающихся на рынках мира, во много раз превышает реальную стоимость экономики. По разным оценкам это от 1,2 до 1,5 трлн. долларов. А это 20 годовых мировых ВВП! И вся эта «бумажная масса» не обеспечивается реальной экономикой.

Кризис 2008 года стал первым симптомом этой болезни. Да, его затушили, списав порядка 5 трлн. долларов, но это копейки по сравнению со всей суммой долга. И никто не знает, что со всем этим делать. Если бы это произошло внутри одной компании, ее нужно объявить банкротом, страны – объявить дефолт, аннулировать все бумажные инструменты и запустить новые. Но поскольку нельзя объявить общемировой дефолт, нет понимания, как с этим быть. Ведущие страны и в первую очередь США пытаются и дальше увеличивать денежную массу, повышая госдолги и рассчитывая, что весь мир все равно будет эти бумаги брать. Ведь доллар, фактически, является общемировой валютой. Хотя некоторые страны пытаются бороться с долгами, сокращая собственные расходы. Но получается плохо и обострение может произойти в любой стране, что уже имеет место в Греции и Португалии или в Италии и Испании.

— В России народ довольно агрессивно относится к заявлениям о повышении пенсионного возраста. А слова Михаила Прохорова об изменениях, которые нужно внести в трудовой кодекс, исказили СМИ. Возможно он именно тот новый руководитель, который нужен не столько партии, сколько экономике?

— Это действительно новый тип руководителя, но существуют вещи, которые от России мало зависят. Например, мировые финансы и экономика. Но есть вещи, которые мы в силах сделать и в России. У нас постоянно растет нагрузка на бюджет. Это замечательно – я тоже за повышение зарплат бюджетников, за Олимпиаду, что пройдет в Сочи, Чемпионат мира по футболу и так далее. Но где брать на это деньги? И что мы будем делать, если цена за баррель нефти упадет до 50-80 долларов? Кудрин, говоря о 110-115 долларах за баррель, не отрицает, что надежды на такие цены в длительной перспективе мало.

Страна в любом случае должна развивать экономику, повышая доходы, а не тушить бизнес. И сокращать расходы – мы вынуждены это делать. Других путей нет, и увеличение пенсионного возраста позволит хоть немного сократить бюджетные расходы. Такого низкого пенсионного возраста, как в России, нет нигде. Как нет и такой низкой продолжительности труда. И нам нужно увеличить продолжительность жизни, трудоспособный возраст и пенсии. В какой пропорции — отдельная тема. Но говорить, что малый и средний бизнес вместе 14% будет платить 34%, и этим мы заткнем дыру в Пенсионном фонде, не получится. Или малый бизнес сдохнет, или платить не будет.

— Россию называют страной пенсионеров, а не страной среднего класса…

— Пенсионеров в нашей стране, кстати, пока меньше, чем в той же Японии. Но там и живут до 90 лет, тогда как у нас продолжительность жизни женщин составляет 73 года, мужчин – 60 лет. Поэтому Россия вовсе не страна пенсионеров. У нас производительность труда в 3-5 меньше, чем в США и ЕЭС, а люди хотят работать как в Советском Союзе и получать зарплату как на Западе. Так не бывает. И если мы не сумеем заставить себя работать так же качественно, то так и будем сырьевым придатком других стран.

— Существует мнение, что предприниматели довольно скептически относятся к политике.

— Так и есть. Мои коллеги-предприниматели часто забывают истину, которую озвучил Отто фон Бисмарк: «Если ты не занимаешься политикой, политика займется тобой». Можно сколько угодно говорить, что вам наплевать на политику и на то, кто будет у власти, но когда повысили налоги, все завизжали. Я в ответ на это сказал лишь: а за кого вы голосовали? Занимайтесь общественной работой и выбирайте тот парламент, который будет поддерживать ваши интересы. К сожалению, такие очевидные вещи до наших бизнесменов доходят очень тяжело и очень медленно.

— На последнем заседании вы озвучивали, что Михаил Прохоров намерен приехать в Татарстан. Дата его приезда уже известна?

— График поездок нового главы «Правого дела» пока до конца не утвержден. В Татарстан, я думаю, он обязательно приедет, но произойдет это не летом, а скорее осенью.

— Можно ли говорить о том, что лидер «Правого дело» будет выставлять свою кандидатуру на президентских выборах?

— Пока об этом разговоров не было. Даже в узком кругу. Но мы и не спрашивали его об этом. Давайте сначала проведем парламентские выборы и покажем, что правая партия с новым лидером способна преодолеть 7% барьер и стать парламентской. Предпосылки уже есть и данные социологов это подтверждают.

 

Вовремя:ру

03.08.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также