Популярная психология для инноваторов

21.09.2012

 

Внимание! Центр ультрасовременных научно-технических разработок  «Инновация», каждый понедельник и четверг, в  12.00 под руководством опытных мастеров, проводит коллективную молитву-медитацию — «О благополучии и процветании России».


Принцип анекдота

Начнем с небольшого анекдота: водитель ехал по шоссе на большой скорости, когда его обогнала курица с тремя ногами. Он прибавил скорость. Но курица тоже. Водителю стало интересно, куда бежит трехногая курица, и он решил за ней угнаться. Ему это удалось, хотя и с большим трудом. Вскоре курица привела его на птицеферму, по которой носились целые тучи трехногих куриц. Водитель там нашел владельца фермы и спросил его:

— Почему у Вас все курицы с тремя ногами?

— Я заметил, что люди любят ноги куриц, и решил вывести курицу с тремя ногами.

— И как такие курицы продаются?

— Не знаю, пока ни одной поймать не удалось.

 О чём нам говорит, эта история? Прежде всего, о том, что потенциально хороших идей вокруг полно. Но далеко не все из них реализуются. Потому что плохо презентуются.

Современные презентации по креативности, кажется, переплюнули уже знаменитого Энди Уорхола с его инсталляциями («курица, обгоняющая автомобиль»). Но почему-то потенциальные инвесторы не спешат вкладываться.

Может быть оттого, что им не продемонстрировали результат («такие курицы пока не продаются»)?

Как же запрограммировать свою презентацию на достижение результата?

«Вовремя» с радостью поделится секретами.

 

С чего начать

Сперва-наперво надо определится с тем, на какие составные части можно разложить сам инновационный проект. И тогда можно определиться с тем, на что обращать внимание в первую очередь.

Итак, элементы проекта: команда, идея, инвестиции (или возможный доход), площадка (подразумевается наличие инфраструктуры). Они расставлены здесь по убыванию важности (по версии оценивающих проект экспертов).

Отсюда понятно, что акцент сначала должен быть сделан на людях, которые непосредственно займутся реализацией проекта – их опыт, убежденность в первоначальной идее, кругозор в представленной сфере и т.д. Всякому понятно, что если нет исполнителей, то и разговоры о новациях и прибылях вести бессмысленно.

Что касаемо идеи, то её лучше разбить на несколько отдельных пунктов (если получится, то и подпунктов). В принципе, делима любая идея (кроме идиотских). Зачем это нужно?

Вполне, может случиться так, что оценочную комиссию зацепит какой-то фрагмент, а не вся представленная концепция развития целиком. Расщепление идеи увеличивает шансы.

К тому же, это полезно для самих инноваторов. Каждый элемент их гениальной идеи может стать ключом к созданию нового рынка, пока не занятого менее догадливыми конкурентами. Вспомните, концепцию голубого океана.

Тем планируемых финансовых показателей и подготовки инфраструктуры «Вовремя» касалось в других статьях. Поэтому на этих вопросах мы специально останавливаться не будем. Отметим только их безусловную важность для инвестора. Ведь инвестор – это тот, кто в первую очередь намерен получить доход от вложенных средств.


Шахматы и фехтование как решение чужих проблем

Перейдем непосредственно к практической психологии. Известный бизнес-консультант, эксперт в области инновационных креативных технологий, разработчик авторских образовательных программ в сфере стратегии управления для топ-менеджмента и владельцев бизнеса Петр Немой, например, считает, что в принципе не существует недостижимых перспектив. Это всего лишь вопрос самопрезентации. Вместе с тем, Немой делает свой парадоксальный вывод: если вам жизненно важен результат, то переговоры вы проиграли изначально. Как в шахматах – чем меньше волнуешься, тем больше верных ходов. Поэтому надо постараться (непосредственно перед действием) как-то отвлечься по возможности. Правда с этим лучше не перебарщивать – бутылка виски будет не совсем уместна. Лучший вариант – постараться сосредоточиться на сильных моментах своей идеи. Вспомнить о своих прошлых успехах. И, вообще, понять, что вы – самый крутой специалист на свете (согласно вашей версии).

Главное в презентации проекта – в сжатой форме донести до слушателей суть. Причем, суть, которая их если не поразит, то, по крайней мере, заставит взглянуть по новому на привычные вещи. Тут уже уместно сравнение с искусством фехтовании. Должен быть один «коронный удар». Другого шанса может и не быть.

Как его выбрать? Важно, знать свою самую сильную сторону. Или ключевую компетенцию, по-научному.

Петр Немой: Вся экономика – это обмен компетенциями

Коронный удар (и одновременно – краткая суть проекта) – ваша компетенция. То есть то, чем вы можете облегчить или улучшить жизнь потребителям.

Например, проблема инвестора – как нарастить капитал. Она вполне решаема вашим проектом.

Кстати, можно решить и проблемы чиновников (как это не абсурдно звучит). Это относится к социальным проектам (забота о бездомных животных, экспериментальный театр и т. п.). Дело в том, что большим и не очень начальникам ещё более крупные начальники периодически выделяют деньги из бюджета на решение той или иной государственной задачи. Конечно, большинство этих средств оседает… сами знаете где. Но часть чиновники просто обязаны потратить на реальные дела. Для проформы. С них же отчет потом высшее начальство требует. Таким образом, получается, что вы (при должной настойчивости в деле осады кабинетов) решаете проблемы чиновничества. Помогаете им с отчетностью и премиями за отчаянную службу. Он теперь с чистой, как детская слеза, совестью сможет сказать: «Ну, вот видите, программа же работает».


Терминаторы от бизнеса

Немой предлагает при подготовке презентации проекта руководствоваться лекалами голливудских сценаристов. Все американские боевики (имеется ввиду кинофильмы, а не Сталлоне с Уилисом) чем-то похожи. Общая канва такова: презентация героя (вспомните, что начинать надо с представления команды); показ его проблемы (часто идентичной с глобальными проблемами человечества); демонстрация не решаемости данной проблемы стандартными методами; презентация успешного нестандартного решения.

Вот нехитрые этапы, которые вполне можно и следует использовать на бизнес-презентациях. Например, вы – герой. Вы просто кожей ощущаете, что надои молока падают. Причем, по всей стране. Стандартный выход: лучше кормить коров, уже не работает. И тут появляетесь вы со своим креативным решением – повесить в каждом коровнике плакаты: «Что давать будем – мясо или молоко?».


Работайте с лучшими

Немой советует отбросить пустые страхи и напрямую обращаться к «звездам». Не за астрологической помощью. А к людям, сделавшим уже сотни презентаций, которые гремели на весь мир и, главное, были эффективными.

Как правило, успешные люди имеют неплохие деньги. С самопрезентацией у них уже всё в порядке. У них иной уровень притязаний. Они ищут интересные идеи. И некоторые вполне готовы работать за ту же идею. При условии, разумеется, что концепция их сильно заинтересует.


Человеческий фактор

Ещё один совет от Немого. Перед презентацией совсем не плохо бы изучить тех, кто будет в экспертной комиссии. Узнать, какие организации они возглавляют. В идеале, понять, чем они интересуются.

Инвесторы – обычные люди. У них есть свои приятные воспоминания о прошлом. В частности, о проектах, в которых они участвовали.

Надо говорить с ними о том, что интересует, прежде всего, их (тут и поможет знание круга их интересов). Эмоциональная вовлеченность, простимулированная обращением к приятным для инвестора темам из его боевого прошлого, — очень важный козырь. Иногда, решающий.

Ну, и последнее. Перед презентацией необходимо устроить генеральную репетицию. «Прогон» заблаговременно поможет не только выявить слабые стороны презентации (и по возможности сгладить и заретушировать их). Он дополнительно придаст вам уверенность в своих силах.

Удачные проектов и их презентаций желает всем Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
21.09.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также