Положение о грантах: социально-коррупционный аспект

11.10.2012

 

Чтобы снизить объем воровства на госзакупках на 1 триллион рублей, достаточно снизить объем госзакупок на 1,1 трлн. рублей.

 

 

 

Аудиоборьба с коррупцией

Череда последних антикоррупционных разоблачений, озвученных совсем недавно Марсом Батрутдиновым, начальником управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики, была «спусковым крючком» для широкого обсуждения проблем коррупции в регионе. Интернет пестрит комментариями, в курилках перешептываются госслужащие,  и, страшно сказать, даже некоторые СМИ вовсю пересказывают доклад Батрутдинова своей аудитории. При этом нельзя сказать, что раньше мы вообще ничего не знали о возможной коррупции в Татарстане. Догадывались, конечно. Слухи доходили. Но исключительно слухи, сами никогда не сталкивались. И вот, на тебе, оказывается и нас не миновала чаша сия. Это подтверждено официально. Ждем продолжения в виде уголовных дел или хотя бы отставок…

Помимо прочего в докладе Батрутдинова по касательной было задето и Агентство инвестиционного развития РТ. Правда, коррупционные риски в работе Агентства смотрелись как-то бледновато на фоне миллиардов, не пошедших на пользу ни населению, ни государству. А только неким аффилированным лицам.

Но тем не менее. «Мы провели коррупционную экспертизу деятельности АИР, и эксперты пришли к выводу, что документация по процедуре выделения грантов имеет коррупциогенные факторы. Сам процесс выбора проектов бизнесменов недостаточно регламентирован, равно как нет четких критериев выбора членов экспертного совета АИР» — сказал глава президентской антикоррупционной гвардии.

Проверка в АИРе выявила, что из примерно 1200 подавших заявки на получение гранта по программе «Социальный бизнес», один оказался явным мошенником, а ещё три проекта были поданы от лиц, об этом не осведомленных ни сном, ни духом и, более того, в силу неких причин мало подходящих для занятия бизнесом. Короче, 1 жулик + 3 подставных. Самое время всем, обвинявшим АИР в плохой работе кричать «ура», бросать в воздух чепчики и откупоривать бутылочку шампанского. Факт отвратительной работы, как будто, налицо.


Всем министерствам – по документу

Однако повременим рвать волосы с обязательным последующим посыпанием образовавшейся лысины пеплом. Да и с четвертованием сотрудников АИРа спешить не стоит.

Во-первых, надо отметить, что КПД не так уж и плох. С таким КПД, к примеру, наши дорожники и те, кто их курирует от лица государства, давно превратили бы Казань из сельского поселения в город, где есть асфальтовые дороги.

Затем стоит уточнить долю вины сотрудников АИРа в столь позорных фактах. Из приведенной ниже схемы видно, что несколько министерств продолжительное время «утюжили» проект Порядка предоставления грантов Кабинета министров РТ на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере развития социального предпринимательства.

Схема построена на копиях офциальной переписки между АИР и министерствами РТ, любезно предоставленной нам самим Агентством.

 

Как видно, проверяли правильность составления документа, регламентирующего всю «грантовую жизнь», в различных министерствах. Больше работы досталось работникам Минфина. Но и сотрудники Минэкономики не ленились, а «потели» при работе с документами. Чтобы не усложнять схему, мы не стали отображать переписку между некоторыми сотрудниками, которая проходила по 2 — 3 раза.

Если регламент отбора, как проектов, так и членов экспертного совета не проработан, то почему на это не обратили внимание ещё на стадии многочисленных согласований? Или, если поставить вопрос острей, зачем тогда нужны эти согласования?

Кстати, президент Рустам Минниханов сегодня распорядился «обеспечить передачу полномочий Агентства инвестиционного развития РТ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в республике Татарстан Министерству экономики РТ». Можно представить, как эта новость обрадовала сотрудников последнего ведомства. Хотя совместный труд ради общей пользы облагораживает. Что-то подобное, кажется, говорил кот Матроскин из Простоквашино.

Но госслужба – это вам не какое-нибудь Простоквашино. Здесь всё намного серьезней. Доказательства этого тезиса можно наблюдать в таблице ниже.  

 

Действия Дата
1

Направление справки по параметрам программы Президенту и Премьер-министру РТ

16.02.2012
2

Поручение по согласованию параметров Министерством экономики РТ и Министерством финансов РТ

21.02.2012
3

Согласование параметров Министерством экономики РТ

27.02.2012
4

Замечания по параметрам от Министерства финансов РТ

29.02.2012
5

Доработанные параметры согласованы Министерством финансов РТ

05.03.2012
6

Письмо в адрес Премьер-министра РТ о согласовании параметров программы

14.03.2012
7

Направление проекта ПКМ РТ в Министерство экономики РТ и Министерство финансов РТ

23.03.2012
8

Замечания по проекту ПКМ РТ от Министерства экономики РТ

05.04.2012
9

Доработанный проект ПКМ РТ отправлен в Министерство экономики РТ и Министерство финансов РТ

13.04.2012
10

Доработанный проект ПКМ РТ отправлен в Министерство экономики РТ и Министерство финансов РТ

16.04.2012
11

Проект ПКМ РТ согласован Министерством экономики РТ

23.04.2012
12

Проект ПКМ РТ согласован Министерством финансов РТ

30.05.2012
13

Проект ПКМ РТ направлен в Министерство юстиции РТ

31.05.2012
14

Проект ПКМ РТ согласован Министерством юстиции РТ

06.06.2012
15

Проект ПКМ РТ отправлен в Кабинет Министров РТ на подписание

07.06.2012
16

ПКМ РТ подписан

09.06.2012
17

Проект Приказа об утверждении Положения по программе, разработанного на основании ПКМ РТ, направлен на регистрацию в Министерство юстиции РТ

18.06.2012


Критикуем — предлагаем

На АИР была возложена почетная обязанность Порядок проконтролировать. АИР и проконтролировал.

Настолько, насколько могут что-либо проконтролировать 11 сотрудников. Именно столько занимаются в АИРе работой по всему малому бизнесу Татарстана. И грантами впридачу. Всеми, а не только по программе «Социальный бизнес».

Понятно, что 11 человек могут проконтролировать только формальную сторону дела. АИР не может проводить расследования. На это у него нет ни кадров, ни ресурсов, и главное – полномочий.

Заявки предоставляются в запечатанном виде. Можно и в электронном. Даже выборочная проверка 2-3 конкурсантов может занять больше недели. В таком случае, рассмотрение может слегка затянуться.

Между тем, выход из ситуации может быть найден. Нужно прост закрыть лавочку — и не раздавать грантов. По крайней мере тех, которые гарантируют получение денег непосредственно победившему на конкурсе предприятию. Есть же ведь программы Лизинг-грант, Инновации. На Лизинг-гранте точно будет еще и третья очередь, а возможно и четвертая. А на инновациях вообще уже деньги закончились.

Самый главный козырь в рукаве — это возможность давать  субсидии государства на компенсацию процентных ставок по кредитам, взятым не ранее 1 года назад. Такая программа заложена МЭРТ РФ (тот же приказ, где регламентируется лизинг-грант и проч.), но Татарстан в этом году на нее не подавался. Будем ждать следующего года.

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
11.10.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также