Поисковые отряды нужны не мертвым, а живым

07.09.2011

Сегодня в Музее-мемориале Великой Отечественной войны, расположенном в казанском Кремле, гимназисты встречались с ветеранами и членами поисковых отрядов. Ровно 70 лет назад начались легендарные бои на Невском пятачке  — крохотном клочке на левом берегу Невы. Этот плацдарм был последней надеждой ленинградцев на спасение. И хотя прорыв блокады состоялся на несколько километров севернее этого места, оно осталось в памяти народа как символ героизма, мужества и надежды на победу.

Надо ли говорить, сколько внимания уделяется великому подвигу наших предков, как только стихнет последний залп майского салюта? В Кремле у стен музея в этот день в заметном волнении толпились несколько десятков коллег – журналистов, фотографов. Но первая догадка автора: «Неужели все на встречу ветеранов?!» рухнула, как только выяснилось, что они уже больше часа ждут Орнеллу Мути, прибывшую в столицу на фестиваль мусульманского кино, и решившую ознакомиться с местными достопримечательностями. Да, история войны — это вам не история итальянского кинематографа…

А вот учащимся казанских гимназий №6, №139 и №96, также пришедшим в Кремль, до кино-дивы не было никакого дела. В музее они оказались по доброй воле и зову сердца. Они и сами уже стали частью благого дела — в этом году, во время экскурсии на Невский пятачок с помощью старших наставников за 5 дней нашли останки шести советских солдат.

Вражеским войскам так и не удалось захватить заветные 2 квадратных километра левого берега Невы, но победа эта досталась дорогой ценой: здесь погибало до 700 солдат ежедневно. Всего же Красная Армия потеряла несколько десятков тысяч своих солдат и офицеров. И до сих пор практически ежедневно находят тела погибших, причем не только члены поисковых отрядов, но и жители ближайших деревень, случайно.

Всего же за 15 лет работы на мемориале поисковикам Татарстана удалось  опознать с помощью коллег из других регионов уже более 50 своих земляков.  Но судя по архивам, незахороненными остались еще более 50 тысяч защитников Невского плацдарма, среди которых почти 6 тысяч татарстанцев.

Как отметил заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Михаил Черепанов, сегодня без вести пропавшими все еще числятся более 180 тысяч наших земляков, так что юным поисковикам есть над чем трудиться. «На самом деле, это не правильная формулировка, — говорит Михаил Черепанов, если солдат не  был дезертиром и не пришел с фронта, то он должен считаться погибшим за Родину, но этот факт никак не хотят принимать современные чиновники».

Кстати, по словам заведующего музеем, из всех проживающих ныне в Казани участников боев под Ленинградом удалось найти только одного (!), сохранившего ясный ум и память, к тому же способного выйти из дома и прийти на встречу с молодежью.  И то лишь благодаря тому, что Геннадий Николаевич Жуков на фронт ушел семнадцатилетним мальчишкой, а сегодня держится вполне бодро, несмотря на возраст.

Рассказал Геннадий Жуков ребятам о своей боевой молодости: как подорвались на лодке на мине, как спасались под водой от бомбежки, как почти сутки лежали – выжидали своего часа, закопанные в холодный песок на берегу, как все вокруг во время боев было похоже на страшное месиво… «Земля горела по ногами» — вспоминает фронтовик, а в зале стоит гробовая тишина, ребята словно боятся вспугнуть старичка – ветерана, прервать ход его мыслей…

Михаил Черепанов:

— Тогда не шла речь о спасении Ленинграда как города с исторической ценностью, разве что отчасти. На карте стояла судьба страны. Но нигде, ни в учебниках, ни в «почти документальных» фильмах не говорится о том, зачем терпели голод ленинградцы – 700 тысяч мирных жителей умерло от истощения, зачем они вообще держали оборону, не сдавая город врагу. Ни слова о том, что в порту захваченного города могли бы расположиться подводные лодки с ракетами ФАУ -2, способными доставлять тонны взрывчатых веществ на расстояние 400 километров, которых вполне бы хватило разбомбить весь Союз. Нигде не говорится о том, что умирающие с голоду блокадники продолжали укреплять оборонную мощь страны, построив 700  танков.

Невский пятачок стал одним из мест, где прошли самые кровопролитные бои на Ленинградском фронте. 19 сентября 1941 года была предпринята первая попытка прорыва блокады Ленинграда. Количество погибших, по некоторым сведениям, достигало 10 человек на квадратный метр земли. Ежедневно защитники плацдарма отражали по 12-16 атак противника, за сутки на них обрушивалось до 50 тысяч снарядов и авиабомб.

— Эта поисковая работа нужна не погибшим, а нам, живым, — говорит Михаил Черепанов, чтобы чувствовать себя людьми, а не пребывать в озабоченном состоянии о материальном благополучии и личном счастье.

Напоследок гимназисты пообещали Геннадию Жукову, что приложат максимум усилий, чтобы его однополчане перестали быть без вести пропавшими.

 

Виктория Осинина

Вовремя:ру

7.09.11

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также