Похмельный синдром российского государства

27.08.2012

 

Дайте мне пол литра водки, и я расскажу вам, как вывести страну из кризиса.

 

Неизвестный автор

 

Ну, за здоровье!

Пьянство издревле на Руси считается всенародной забавой. Ходят слухи, что её святитель князь Владимир Красно Солнышко отказался от ислама по причине запрета на употребление веселящих душу жидкостей.

Так это или нет, проверить сейчас трудно. Но нынешнее руководство (опять-таки по слухам) употребляет мало, больший упор делает на занятия спортом (дзюдо под кремлевским ковром, ныряние за амфорами, гонки на истребителях и т. д.). Современный Владимир Владимирович Красно Солнышко от православных канонов не отходит. Зато беспробудного пьянства не одобряет.

Отсюда и борьба с алкоголизацией российского народа. Правда, слегка запоздалая – ну, всего примерно лет на тысячу. Зато сразу по нескольким направлениям.

21 июля президент Владимир Путин подписал закон, который запрещает рекламу всего алкоголя в Интернете и в СМИ, сообщает пресс-служба Кремля. Однако для рекламы спиртного в периодических печатных изданиях установлен переходный период до конца этого года, чтобы завершить те договоры, которые заключены с производителями и продавцами алкогольной продукции.

Что касается пива, то запрет на его рекламу вызван тем, что с 1 июля 2012 года пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, приравнены к алкогольной продукции. А значит, пенный напиток теперь подчиняется тем же рекламным правилам, что и более крепкое спиртное, попадая под действие 21 статьи закона «О рекламе». Таким образом, для продвижения продукции пивоварам пока остаются печатные СМИ (за исключением первой и последней страницы издания), Интернет (кроме сайтов с детской направленностью) и стационарные торговые точки. А после вступления в силу подписанного президентом закона исчезнет и эта возможность.

С другой стороны, уже с 1 июля запрещено продавать пиво крепостью выше 5 градусов в малогабаритных торговых павильонах. То есть в ларьках и киосках. А скоро, как только праздничный бой курантов возвестит начало нового 2013 года, любое пиво можно будет продавать только в магазинах (площадью минимум 50 кв.м., только стационарные) или через общепит. Хотя подпольная торговля через ларьки всё-таки какое-то время будет продолжатся. По инерции.

Но и это ещё не все государственные меры по заботе о нашем драгоценном здоровье. Росалкогольрегулирование (есть у нас такая контора) ежегодно повышает акцизы на крепкие спиртные напитки. Кстати, в планах государства стоят и табачные изделия.

Рост акцизов на крепкий алкоголь может составить в 2015 году до 600 рублей за литр безводного этилового спирта. Об этом говорится в «Основных направлениях налоговой политики на 2013—2015 годы», опубликованных на сайте Минфина. Уже с 1 июля 2012 года акцизы на алкоголь крепостью более 9% повысились до 300 рублей. Далее акцизы на алкогольную продукцию будут расти ежегодно: с 2013 года — до 400 рублей, с 2014 года — до 500 рублей. Кроме того, повышаются акцизы и на сигареты. Через два года самая дешевая водка будет стоить 250 рублей, а пачка сигарет подорожает в среднем до 54 рублей.

В сухом остатке получается, что года через 3 удорожание акциза может достигнуть максимума. По сравнению с каким-нибудь 2010 годом акцизные сборы увеличатся примерно в 3 раза. Понятно, что подобные явления отразятся на розничной цене напитков.

Хотя зависимость тут не линейная, алкоголь средней ценовой категории станет недоступен примерно для чуть более половины взрослого населения страны. О малолетках и речи нет.


Россияне – не горькие пьяницы

Но будет ли эффект, запланированный чиновниками?

Об этом «Вовремя» любезно поведал Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя. Прежде всего, руководитель ЦИФРРы развеял некоторые мифы, устоявшиеся в общественном сознании.

Во-первых, Россия – далеко не самая пьющая в мире страна. Если взять и официальную статистику, и независимые исследования, средний россиянин потребляет столько же, сколько средний житель Евросоюза. Если, разумеется, россияне не столь средние, которые «с утра уже зенки заливают». Но этот подвид пока, по счастью, не преобладает на наших просторах. А в некоторых странах пьют так, что нашим алкашам остается только завидовать.

Правда, наблюдается у наших пьющих уклон в крепкий алкоголь (в основном, имеется в виду водка обыкновенная сорокаградусная, спасибо Менделееву). Но такой уклон характерен для всех северных народов. Это особенность обусловлена суровостью нашего климата. Когда на улице -30, бокал столетнего французского вина воспринимается как стакан кефира.


Хочешь пить – умей вертеться

Также бытует ложное мнение, что в России дешев алкоголь. Мнение-то ложное, но, похоже, государственные мужи его разделяют. Коль постоянно поднимают его цену через акцизы.

Однако сравнивать надо не по абсолютной цене. А по паритету покупательской способности. То есть по соотношению зарплата – бутылка. Тут у нас всё уже печально (с точки зрения любителей этого-самого). А будет в последующие годы…

Если где-нибудь в Германии бутылка хорошей водки стоит в среднем 4 евро при среднем доходе 2000 евро в месяц, то получается, что немец может себе позволить 500 бутылок (правда, где ему столько выпить!?). А российский представитель рабочего сословия со средней зарплатой 18000 рублей способен закупить 180 бутылок «её родимой» даже если взять условную цену в 100 самых российских рублей. Чувствуете разницу? Причем, в случае с Россией все бралось по минимуму. Реально глядя на вещи, надо признать – зарплата в России (у регулярно употребляющих) колеблется от 6000 до 12000 рублей. А приемлемая водка стоит от 150 рублей за пол литра.

В Швеции или Дании водка, говорят, очень дорогая. Но и зарплаты там не маленькие.


Мы за ценой не постоим

Ещё один миф: цена влияет на объемы потребления. Увы, с тех пор как акцизы стали расти параллельно стали расти и продажи суррогатного алкоголя.

По данным ЦИФРРы за прошлый год, примерно треть алкогольного рынка – легальная продукция, ещё треть — нелегальная (поясним, это вполне качественный продукт, просто произведенный на заводах, у которых по тем или иным причинам отобрали лицензию), и последняя треть – откровенный суррогат. Прогноз на последующие годы: доля нелегального и суррогатного алкоголя будет расти. Что вполне объяснимо.

Таким образом, решения партии и правительства в лучшем случае приведут к кратковременному эффекту. Затем беднейшие слои просто перейдут на самогон. Здоровья населению этот факт вряд ли прибавит.

Но смотреть с оптимизмом в будущее чиновникам это не мешает. Бюджетные доходы будут увеличиваться. А из куда деть «излишки», этому российских чиновников учить не надо.

Вообще, пора признать за аксиому, что потребление спиртосодержащих жидкостей зависит от уровня жизни и культуры населения. Если эти 2 фактора останутся стабильными, никакие запреты и никакая ценовая политика не помогут. Из-за проблем с экономикой тренд на увеличение потребления алкоголя прослеживается сейчас во всем мире», — считает Дробиз.


Прощай, пиво?

Перейдем к пиву. Здесь существует мнение, что западные пивные корпорации подсадили на пенный напиток нашу молодежь.

Некоторые удивятся, но это правда. Никакого заговора тут нет. Просто международные производители пришли на наш (заполненный лишь «Жигулевским», то есть почти девственный) рынок. И начали, как у них водится, с агрессивной рекламной компании. В 90-е годы, отчасти и в двухтысячные реклама пива присутствовала везде. Разве что на Луне её не размешали.

 И вот результат: в 1995 году на душу населения в России (включая грудных младенцев) приходилось 12 литров употребленного пива за год. А в 2011 году – 76 литров.

Увеличение произошло за счет изменения структуры потребления. Люди переходили с вина и более крепких напитков на пиво. Ну, и конечно, выросло целое поколение пивофилов.

Запрет на рекламу пива, который скоро вступает в силу – это наглядная иллюстрация поговорки: «поздно пить боржоми, когда почки отвалились». По мнению экспертов, в последние 5 лет в рекламе пива шла исключительно борьба между брендами. «Поэтому ее запрет роста потребления алкоголя не остановит», — считает Дробиз.


Мелким здесь не место

Зато грядут серьезные изменения в мелкой рознице. Точнее говоря, изменения будут заключаться в том, что мелкая розница будет постепенно вымирать. Без продаж пива. А у крупных ритейлеров откроется «второе дыхание». Может это их лобби озаботилось подобными законодательными инициативами?

Число торговых точек по России по прикидкам экспертов может сократиться в 4 раза.

На каких марках и сортах пива будет сделан акцент, сказать сейчас трудно. Известно только, что крепкое пиво и сейчас, мягко говоря, не пользуется сверхпопулярностью. Это всего 2% от объема рынка. Но общее  потребление точно не упадет. Во всяком случае, существенно.

Перед глазами пример Беларуси. Там Лукашенко уже ввел в некоторых областях запрет на продажу пива в ларьках. Итог – снижение потребления в пределах статистической погрешности.

У малого бизнеса, торгующего продуктами питания, остается несколько выходов: расширятся, продаваться или полностью уходить в «тень». Какой из них изберет большинство, думается, прогнозы излишни.

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
27.08.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также