Подчиненный: инструкция по применению

27.07.2011

Как рассказывает сам Фридман, на тренингах он не предлагает готового решения проблемы. Скорее это определенная система, которую тренер сам сформулировал и отработал. Последний его тренинг в Казани был посвящен настройке регулярного менеджмента.

Эксперт сразу оговорился, что будет работать с залом: «Я не только изложу вам то, что но и постараюсь сложить вместе с вами полноценную картину действительности». Мимика и жесты – мощное оружие в арсенале Фридмана, удивительным образом дополняющее его слова. Аудитории его манера двигаться по залу и активно вовлекать в диалог каждого сидящего пришлась по вкусу – большинство охотно включались в беседу, то обсуждая спорные моменты, то приводя в пример конкретные случаи из собственной практики.

— Я стараюсь сформулировать принципы, а не готовые ответы. Основная проблема – все руководители хотят получить что-то конкретное, готовое решение. Это подход совершенно неверный, — поясняет Фридман. – В менеджменте нет готовых решений. И человек, пытающийся их получить, похож на того, кто пытается изучить математику, используя формат решебника. Я даже на конкретные вопросы буду стараться показать те инструменты, которые нужны для решения.

В его речи часто проскальзывает упоминания Ома, Ньютона, законов физики, Менделеева, что не удивительно — являясь, в прежней «докапиталистической» жизни, инженером-наладчиком технологического оборудования на полупроводниковом производстве, сегодня, по признанию Фридмана, он занимается абсолютно тем же.

— Я не открыл собственную таблицу Менделеева, но я предлагаю свой системный взгляд, — говорит Фридман. — Непротиворечивый и всеобъемлющий.

В его регулярном менеджменте масса самых разнообразных аспектов. Например, фундаментальных законов.

— В чем неприятная сущность таких законов, — обратился Фридман к залу. – В том, что фундаментальные законы действуют независимо от наших знаний, веры, желаний. Я встречаю таких людей, которые пытаются эту фундаментальность отвергнуть, считая что «и сам с усам», и выше всех этих законов. Каждый считает, что на своей территории он вправе устанавливать свои законы, в том числе фундаментальные. И это тоже ошибка.

Основная задача руководителя, по мнению Фридмана заключается в «профессиональной эксплуатации всех активов, находящихся в его юрисдикции». В его практике слово «эксплуатация» совершенно не ново – Фридман даже одну из своих книг назвал «Вы или вас: профессиональная эксплуатация подчиненных».

— Что, как вы думаете, означает слово «эксплуатация? – вновь обращается он к залу.

— Использование человеческого труда, эффективность… – раздается нестройный хор ответов.

— Я бы добавил еще получение выгоды любыми способами, — прокомментировал сам Фридман. – Еще один вопрос: это слово негативное или позитивное? Скорее негативное. Я прав? Рациум говорит, что я прав, а правое полушарие подсказывает, что слово «с душком». Вспомните советские карикатуры: на них часто изображено что-то толстое и в цилиндре, а напротив него что-то ужасно тощее, чаще черного цвета и в кандалах.

По мнению тренера, у эксплуатации существуют два производных: эксплуатационник и эксплуататор.

— И эксплуатационник не несет в себе ничего плохого – например, инженер-эксплуатационник – весьма почтенная фигура, — считает Александр Фридман. — Один эксплуатирует оборудование, другой – несчастных трудящихся. В этом и разница. Другой вопрос, есть ли она, эта разница.

В большинстве литературы по управлению, поделился тренер, персонал считается нематериальным активом.

— Я считаю это суждение категорически неправильным, — рассказывает Фридман. — Например, каждый руководитель может посчитать, сколько у него сотрудников. Воспользоваться тем же штатным расписанием. Мы можем даже посчитать стоимость этого актива. Само понятие «нематериальный» подразумевает невозможность этим управлять. Нематериальный актив для меня это то, что нельзя оцифровать, измерить, формализовать.

Командный дух для него не материален. «В чем его измерять?», — вопрошает эксперт. По словам Фридмана, часто высокая командность присутствует лишь «в голове первых лиц». Для персонала это скорее очередная «барская байда». Персонал, кстати, для Фридмана вполне материален.

— Потому что управляем мы людьми – каждый руководитель управляет не коллективом вообще, а каждым отдельным сотрудником, — комментирует эксперт.

Зная характер сотрудника, уверен эксперт, руководитель будет делать то, что положено. В том числе и профессионально эксплуатировать подчиненного. И на эксплуатацию, считает Фридман, вовсе не нужно накладывать жесткое табу.

Если бы к каждому сотруднику, кроме резюме, прилагалась еще и инструкция по применению, руководителю, по словам Александра Фридмана, было бы ощутимо легче. Разумное звено в этом есть – каждый из нас по-своему индивидуален, зависим от настроения, а иногда и правда требует какого-то особого подхода. Но согласиться на то, чтобы тебя профессионально эксплуатировали, не так-то легко – от этого слова так и веет крепостным правом и теми же советскими плакатами.

Но и в этой бочке дегтя есть своя толика меда – встречаются сотрудники, которых просто не нужно заставлять работать. По словам Александра Фридмана их очень мало – всего 10%. Это своего рода «идеальные солдаты» — требования к себе у них выше, чем требования системы.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя:ру,

27.07.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также