Под прицелом объектива: мир наизнанку

05.08.2011

 Лучшие мировые фото — на премьере в Казани

Выставка победителей всемирного конкурса фотожурналистики World Press Foto 2011 официально открылась в пятницу, 5 августа, в Выставочном зале  современного искусства государственного музея изобразительных искусств РТ. Днем здесь немноголюдно – большое скопление народа наблюдалось накануне вечером, когда творческая тусовка, с бокалом вина в одной руке и фотоаппаратом в другой, встречала неофициальное открытие мероприятия.

Как рассказал на пресс-конференции за день до официального открытия один из организаторов выставки — генеральный директор компании «Global United Services», а также продюсер выставки в России Елена Савочкина, по «городам и весям» они решили ездить после того, как увидели, какой популярностью стала пользоваться экспозиция в Москве, причем не только со стороны столичных жителей, но и гостями из других регионов.

 — Довольно высокая цена (в Москве вход на выставку стоит 300 рублей – прим. авт.) не отпугнула не только москвичей, у которых уровень жизни все-таки другой, но и жителей других городов. И мы решили привезти выставку для начала в Самару, а теперь вот  — в Казань, — рассказала историю приезда выставки в столицу Татарстана Савочкина.

 В Казани, кстати, цена стала в два раза демократичнее московской (150 рублей – для взрослых, 70 рублей —  для детей, прим.авт.).

Тем не менее, ажиотажа в первый день работы выставки не наблюдалось. Посетителей оказалось немного. Что, впрочем, было даже лучше, так как позволяло не отвлекаться на чужие разговоры, впечатления вслух и прочие посторонние «шумы».

«Это надо видеть! И срочно обсудить!»

Пресс-атташе выставки Ксения Маренникова, также присутствующая на пресс-конференции, посвященной выставке, в свою очередь, рассказала о прочитанном в интернете высказывании о данном мероприятии.

  — Ты еще не ходил на выставку? Сходи побыстрее, потому что мне нужно срочно это с кем-то обсудить, – поведала она эпизод из переписки в соцсетях, касающийся выставки.

И можно было бы подумать, что подобные рассказы являются частью ее работы, потому как Маренникова является по совместительству и PR -директором проекта, но, сходив на выставку, с удивлением обнаруживаешь в себе аналогичный позыв – огромное желание с кем-то срочно обсудить увиденное!

Людям требуется трагедия…

Выставка, расположившаяся на втором и третьем этаже здания, оказалась яркой иллюстрацией к высказыванию классика о том, что людям требуется трагедия — это их аперитив.

Трагедии здесь представлены более чем разнообразно. Это и результаты природных катаклизмов, и  жертвы собственных зависимостей, военных операций и бессмысленной жестокости людей к себе подобным, и прочие «ужасы» нашей планеты. Но вместе с тем выставка не производит впечатления играющей на низменных человеческих чувствах,  побуждающих радоваться чужой беде.

Темы охватывают многие важные события 2010 года. И есть над чем задуматься, когда ты видишь, что большинство из этих событий — как минимум печальные.

Конечно, есть в числе работ выставки и жизнерадостные истории, но, во-первых, их намного меньше, а во-вторых, но как ни парадоксально, они не производят такого неизгладимого впечатления, как трагичные истории.    

На игле: жизнь длиной в девять кадров

Одну из таких ключевых трагедий можно увидеть уже при входе в зал на втором этаже.  Девять черно-белых фотографий   фотографа Дарси Падилья (второе место в номинации «проблемы современности» — прим.авт.)  оказываются исчерпывающим рассказом о жизни женщины — наркоманки, больной СПИДом.

В этих девяти кадрах  сконцентрирована вся ее жизнь, отвратительная  — и притягивающая одновременно. На первой из фотографий она  — восемнадцатилетняя,  с недавно рожденным ребенком сидит в холле гостиницы.  На последней героиня уже 36-летняя — обнимается с мужем в хосписе. Между этими 18 годами целая пропасть: из цветущей молодой девушки она, вместо того, чтобы стать цветущей молодой женщиной, становится человеческой развалиной, глядящей на вас из фотографии почти пустыми уже глазницами, лежа на узкой кровати хосписа. Там же она и умрет.

Темная суть вещей

Следующей фотоработой, занявшей третье место в этой же номинации, стала история об абортах в Кении. Искусственное прерывание беременности в этой стране запрещено и карается лишением свободы до семи лет. Караются, разумеется, женщины. В результате нелегальных абортов в стране ежегодно погибают тысячи женщин.

Фотограф  Сара Эллиотт из США запечатлела перчатки из латекса, которые мирно сушатся на железной перекладине. Но подпись к этой фотографии, гласящая, что это перчатки, которыми делается нелегальный аборт кенийским женщинам, кардинально меняет отношение к этому безобидно бытовому предмету.

На следующей фотографии на столе для осмотра в аптеке лежит девушка, которой сделали укол эргометрина для прерывания беременности. Руки жертвенно скрещены на груди, нижняя часть живота девушки окровавлена.

На другом фото вновь совершенно безобидные на первый взгляд вязальные спицы и резиновая трубка, но первый опыт с перчатками уже подкидывает сознанию ужасную догадку, для чего эти предметы предназначаются.  Догадка подтверждается подписью к фотографии.

В самом  центре выставки  —  крупная фотография девушки из Афганистана Биби Айши, чью историю со смаком расписали уже все СМИ.  Не будем отходить об общего тренда и мы: за побег из дома мужа-деспота восемнадцатилетней Биби отрезали нос и уши и оставили умирать  в горах.

Эта фотография, сделанная фотографом Эдом Кащи, как рассказали организаторы, изменила ее жизнь. К лучшему, разумеется. В США ей сделали восстанавливающую пластическую операцию, теперь она живет там. Снимок безносой афганской девушки признан лучшей фотографией года.

Больные дети — больное общество

На одной из фотографий — маленькая девочка-въетнамка Нгуен Тхи Ли. Ее лицо с неестественно широко расставленными глазами кажется нарисованным — девочка страдает заболеванием, вызванным биологическим оружием —  веществом-дефолиантом с пафосным названием «Агент Оранж». Именно его распыляли американские самолеты во время войны с Въетнамом.

В дефолианте содержится диоксин — токсин длительного действия, который сказывается на следующем поколении на генетическом уровне. Как сказывается? Нужно посмотреть на фотографию. Помимо странного лица, у девочки, как поясняет надпись при фото, имеются поражения внутренних органов.

Другую историю о больном ребенке рассказывает датский фотограф Мадс Ниссен, занявший с ней третье место в номинации «Повседневная жизнь».

Беда девочки, больной водянкой головного мозга, тронула совершенно постороннего человека – женщину из Дании. Оставив бизнес, она приехала к больному ребенку, оплатила ему дорогостоящую операцию и была все это время рядом. 

Конец истории трагичен — девочка умирает. Но через эти несколько фотографий светлым рефреном проходит  забота и участие в жизни больного и никому не нужного ребенка чужого человека.

Одиночество в толпе

Но если это была история разделенного одиночества, то на следующей картине ирландского фотографа Шейлиуса Мерфи, занявшей второе место в категории «Люди. События», одиночество кажется по-настоящему беспросветным.

Портрет Джулиана Ассанжа, окруженного людьми и журналистами, тянущими свои диктофоны, со вспышкой от фотокамер на лице, ужасает отрешенностью героя и отдаленностью его от этой толпы.

Смерть без прикрас

Еще один обладатель второго места в категории события — китайский фотограф Гуань Нью — представил фотографию тоже толпы, правда, другой — толпы погибших при землетрясении на вершине горы в районе Юйшу китайской провинциий Цинхай. В этом землетрясении погибло 2,6 тыс. человек.

На фото изображена масса голых тел, которые тибетские монахи везут к месту массовой кремации.  Голые тела, лежащие вповалку, обезличены. Это уже действительно просто тела, глядя на которые с трудом понимаешь, что каждое из них было совсем недавно думающим, чувствующим и желающим человеком, чья жизнь, к сожалению, так хрупка.  Смерть здесь неприглядна и неприкрыта, проста и обыденна. И эта фотография показывает вам, какой она может быть.  Очень откровенно и очень страшно.

На третьем месте в этой же категории — Хавьер Мондано.

Его фотокартина до ужаса лаконична. На ней изображается пыльная дорога, на которой лежит голова мертвого мужчины. И больше ничего. Пытаясь взглядом зацепиться за что-то, ты снова возвращаешься к этой голове. Не можешь понять, то ли все тело зарыто, а видна лишь голова,  то ли просто она лежит на дороге, как выпавший из колхозного грузовика кочан капусты. В итоге начинаешь читать комментарий к фотографии.

Там рассказывается, что эта голова принадлежит мужчине, которого в местечке Сьюдад Хуарес во времена затяжных наркобитв похитили из машины и убили. Его жену – тоже убили. У них остались дети — трех и четырех лет…

Но так ли далека от нас эта дикая реальность?..

Природа и человек – кто кого?

Среди победителей в категории «Новости» оказался фотограф Дэн Морал с историей о землетрясении в Гаити. Но если в землетрясении природа оказалась агрессором, то в фотографиях Бенджамина Лоуи из США  она стала пострадавшей.

На его фотографиях изображены абстракционисткой формы пятна, в которых несложно угадать разлившуюся нефть. В комментарии сказано, что она оказалась в воде в результате потопления нефтяной буровой платформы в мексиканском заливе у побережья Луизианы.

Замысловатые разводы на фото не плод воображения фотохудожника, а жестокая действительность, где люди страдают от наркотической или иной химической зависимости, а природа  — от нефтяной.

Но вместе с тем в фотографиях заложен некий эстетизм,  который можно прочувствовать, если абстрагироваться от  мысли, что это всего лишь разлившаяся  и загрязнившая реки и моря нефть.

Безумству увлеченных поем мы песню

На третьем этаже выставки  экспозиция оказывается неким реверансом России. Здесь выставлены фотоработы русских фотографов, побеждавших в конкурсе в те или иные годы.

Здесь и фотосессия, посвященная балерине Майе Плисецкой, и работы фотографа Владимира Вяткина, названные «Чеченский синдром», победившие в 2000 году, и изображение трагедии Чернобыля в черно-белых тонах.

Но далее  вас ожидает темпераментный сюрприз.  После более-менее спокойных русских работ вы неожиданно наталкиваетесь на двусмысленную картину. Почему двусмысленную? Потому что не сразу понимаешь, что на ней изображено. Или — не сразу хочешь это понять. Победитель в номинации «Спорт» фотохудожник Густаво Куэвэс сделал спорт еще более жестоким занятием, чем он есть на самом деле.

На фото – упавший матадор и нависший над ним бык. Изо рта матадора  торчит что-то, похожее на рог животного, но убеждаться в том, что это правда, не хочется. Слишком уж натуралистично. И все же ты наклоняешься к фото, разглядываешь. Так и есть.  Изо рта многострадального матадора торчит рог разъяренного быка.

Но оправившись от потрясения и прочитав комментарий к фото, потрясаешься еще больше. В заметке поясняется, что тореадор поскользнулся и упал, в результате чего бык пронзил ему горло и разорвал язык. Это было в мае.  Матадор выжил.  Пролежав в больнице до августа и окончательно поправившись, укротитель быков поспешил выйти на арену.   

После этого можно всерьез и надолго задуматься, насколько можно любить свою профессию.

Сила мгновения

Как рассказал куратор выставки World Press Foto в Казани Пол Расель, во время отбора фотографий, которых было просмотрено более 100 тыс. штук, времени на каждую из них уделяется просто катастрофически мало.

 — Так как фотографии мы «кликаем» с огромной скоростью, у фотоработы есть доля секунды, чтобы потрясти, взволновать жюри. Фотографии должны быть очень сильными, очень яркими и живыми, иначе у них нет шанса запомниться жюри, – рассказал Расель.

Фотографии на выставке, которая продлится до 21 августа, действительно волнуют, потрясают, заставляют надолго задуматься. Вы можете восторгаться и  отплевываться,  возносить талант фотографов или скептически рассуждать о том, что не так-то, мол, в сущности это и сложно – фотографировать…

Но  у вас нет не единого  шанса уйти с этой выставки равнодушным.

 

Лейсан Камилева,

Вовремя:ру

05.08.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также