Под капотом Японии

13.06.2012

Часто спрашивают: как удалось Японии быстро вырваться после войны в первую тройку индустриальных держав, несмотря на огромные разрушения от американских бомбардировок; несмотря на то, что страна подверглась оккупации, несмотря на то, что колонии были отобраны, а своих природных ресурсов на островах практически нет? Пародируя стиль загадок-парадоксов, излюбленных буддийской сектой дзэн, японцы иронизируют, что каждый из этих вопросов превращается в ответ, если слово «несмотря» заменить на слово «благодаря».

Всеволод Овчинников.

 

Из чистой торговли в инвестиционное русло

Япония в России считается одним из ведущих инвесторов, а расширение длительного экономического сотрудничества двух стран датируется 2010 годом, когда обе экономики искали пути выхода из кризиса. В том числе и расширения взаимодействия в высокотехнологичных областях. В 2010 году экс-министр торговли России Виктор Христенко на встрече с министром иностранных дел Японии Кацуя Окада призвал «перевести сотрудничество чисто торгового характера в инвестиционное русло».

— Нужна диверсификация, но она нужна как в торговле, так в целом в экономическом сотрудничестве, — цитировал слова бывшего российского министра портал minpromtorg.gov.ru.

По итогам кризисного 2009 японские инвестиции в российскую экономику выросли в два раза и достигли 8,3 млрд. долларов.

 

Японский инвестор ценит русские машины, русских женщин и русский футбол

На V Российско-Японском инвестиционном форуме, который проходил в Казни, заместитель директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ Алексей Жидяев обозначил, что как раз в кризисные 2008-2009 годы в России была разработана стратегия развития автомобилестроения. Основной посыл стратегии – продажа и реализация автомобильной техники на территории нашей страны. К 2020 году ее (техники – прим.авт.) должно быть реализовано не менее 4 млн. единиц (ежегодно – прим.авт.), а доля автомобилей, произведенных в России, должна составлять не менее 80%.

В 2011 году, по словам Жидяева, наша страна пережила модернизацию промышленной сборки в связи с чем появилась одна модель производителя – стратегические альянсы. В качестве шутливой ремарки в сторону японских коллег у Алексея Жидяева прозвучало, что Россия ассоциируется с тремя главными составляющими: автомобилями, женщинами и футболом. Именно поэтому, успехи или неуспехи этих элементов являются характеристиками оценки инвестора. Как выяснилось, по итогам 2011 года нашей страны не хватило 200 тыс. автомобилей, чтобы выйти на показатели докризисного периода.

Доля автомобилей, произведенных в России, в прошлом году составила 70%. По итогам первых четырех месяцев текущего года темпы производства снизились, но впечатляют объемы – доля подросла на 3,5% в сравнении с 2011 годом. В апреле 2012 года, рассказал Алексей Жидяев, хорошо «росли» грузовики и немного отставали автобусы. Что интересно, наша страна занимает второе место в Европе по продажам автомобилей – после Германии. Что касается японских производителей, то этот рынок в России немного упал в 2008, а затем и в 2011 годах. В 2012 году наблюдается долевой рост.

 

Россия хорошо продает автомобили марки LADA, Renault и Hyundai и переживает старость собственного автопарка

В десятку ТОПовых моделей, считающихся самыми продаваемыми в России, по версии Министерства промышленности и торговли РФ вошли:  LADA, Renault, Hyundai, Kia, Chevrolet, Nissan, Volkswagen, Toyota, Ford и Skoda. И в числе этих брендов шесть принадлежат иностранным компаниям.

В нашей стране также находятся 197 производств автокомпонентов, с которыми подписано свыше 300 меморандумов. Более 40 из этих соглашений уже введены в «эксплуатацию», еще 200 активированы. Тем не менее, российский автопарк переживает не лучшие времена – прежде чем добиться показателя в 4 млн. единиц автомобилей ежегодно Россия должна существенно обновиться. Так, 50% автомобилей нашей страны перешагнули рубеж в 10 лет, еще 57% относятся к экологическому классу «Евро 0».

Что касается обновления промышленной сборки автокомпонентов, то это, заявил Алексей Жидяев, «приоритеты будущего».

 

Японские автопроизводители: наконец-то мы в России

Директор по России и Евразии Департамента зарубежного исследования – японской организации содействия развитию внешней торговли Тэцуя Умэцу с нескрываемой гордостью отмечает: «наконец-то японские производители стали активно работать в России». При этом он не забывает, что в России есть также и американские, и европейские производители, но не в таких больших масштабах. Кроме того, Умэцу обозначает, что нашей стране нужно поработать над собственной инвестиционной привлекательностью, чтобы инвестклимат был более предсказуемым и прозрачным, а законодательство более совершенным.

— У нас до сих пор есть проблемы с российскими налоговиками, таможенниками, — говорит он. – Нередко возникают ситуации, когда уже состоявшиеся договоренности приходится пересматривать – из-за вмешательства контролирующих органов. Российская сторона должна принять меры по улучшению инвестиционного климата!

Перспективы у России есть и Умэцу это радует. Например, он считает, что наша страна способна увеличить производство автомобилей до 3 млн. единиц ежегодно. Успешно, по оценке спикера, в России развивается Nissan. Как говорит Тэцуя Умэцу, без иностранного вмешательства российские автопроизводители, увы, должного качества автомобилей обеспечить не могут. Поэтому японские коллеги делают акцент на локализацию производства автокомпонентов, чтобы сократить затраты, стоимость, срок доставки и добиться высокой степени присутствия в России.

 

Nissan – японское качество с северным размахом

Эта марка японских автомобилей, по словам исполнительного директора «Ниссан Россия» Дмитрия Михайлова, в 2010-2011 годах увеличила свое присутствие на российском рынке. Особая популярность пришлась на кроссоверы и внедорожники – Nissan Juke, Nissan Qashqai и Nissan X-Trail (20-25% российской локализации – прим.авт.), по словам спикера, занимают твердые позиции на рынке. Для примера, завод компании в Санкт-Петербурге по итогам 2009 года вышел на производство 50 тыс. автомобилей в год, в 2011 – 43 тыс.

Питерские коллеги за три года пополнили российскую линейку тремя машинами: Nissan X-Trail, Nissan Teana, Nissan Murano. Этот завод, по оценке японских коллег, является «заводом японской индустрии и на 100% соответствует стандартам». Первая машина, сошедшая с питерского конвейера, была признана автомобилем высококлассного качества. Россия, с точки зрения емкости рынка, японцами признана как страна, занимающая первое место. В планах у Nissan продавать в России до 80% своих автомобилей.

В самом ближайшем будущем в России появится еще один Nissan – Datsun – решение о возрождении этого бренда принято в марте 2012 года, а завод в Санкт-Петербурге будет существенно расширен – на это направят 167 млн. евро. Японцы обещают мощность до 100 тыс. автомобилей в год и до 5 новых «продуктов» ежегодно. Новый дизайн и линейка Nissan Datsun появится в 2014-2016 годах. Распространять этот автомобиль японцы намерены в Индонезии, России и Индии.

 

В России три ведущих автомобильных кластера, самый крупный – Поволжский

Коллега из Ульяновска – первый заместитель председателя правительства области Александр Пинков – приглашал японских инвесторов к себе на Волгу, акцентируя внимание на достойных условиях и уже имеющейся инфраструктуре. Пинков заметил, что из трех ведущих автомобильных кластеров России – Санкт-Петербругского, Подмосковного и Поволжского, последний – самый крупнейший.

В Поволжье, согласно докладу спикера, производится порядка 1,5 млн. автомобилей и сосредоточено до 20% производств. Для примера, в том же Ульяновске уже работает Bosch, а в июле будет введен в эксплуатацию завод по производству автокомпонентов ООО «ТАКАТА-ПЕТРИ Рус».

Столь же активно ратовал за свою область и директор департамента промышленной политики Ярославской области Дмитрий Секретарев. На промышленность в этом регионе  приходится 35% ВРП, здесь сосредоточено около 1 тыс. крупных и средних промышленных предприятий, 300 из них имеют федеральное значение. В планах у области создать сервисные центры совместно со  Scania, MAN и МАЗом, центр сертификации автокомпонентов, импортируемых в другие страны, а также крупный логистический центр поставки комплектующих с Сибирь и Дальний Восток. В Ярославле также работает завод Komatsu (экскаваторы, погрузчики, самосвалы – прим.авт.).

 Японцы в ответ на российские приглашения с готовностью ответили, что сотрудничать более чем готовы и привели подтверждающие факты: инвестиции в миллионы на расширение присутствия, интерес к местным производителям как к соратникам по локализации производств. И вновь напомнили российской стороне о проблемах – к уже озвученным таможенным, законодательным и налоговым препонам добавилось отсутствие квалифицированных сотрудников. Кадровые агентства России, конечно, помогают, но японской стороне и самой приходится подключаться, чтобы производить отбор. Как прокомментировал генеральный директор «Тойота Бошоку ЛЛС» Масанори Хаттори, в итоге выбрана модель, когда японцы поставят во главе двух ведущих отделов – общего и кадрового – двух своих менеджеров, которые и осуществляют руководство.

Хаттори также отметил, что «Тойота» очень заинтересована в локализации производства, так как со стороны Японии остро стоит проблема с высоким курсом йены, что затрудняет доставку необходимых производителю комплектующих. Часть из них, рассказал Хаттори, может предложить и российская сторона, но качество продукции оставляет желать лучшего. По словам Хаттори, компания намерена расширяться, правда, в этой связи спикер назвал еще одну проблему – на местах возникают сложности с местными властями в вопросах предоставления необходимых для производства площадей.

Тем не менее, Масанори Хаттори с уверенностью заключил, что рассматривает Россию как перспективный рынок, который будет развиваться, а Япония внесет в это закономерное развитие свой собственный вклад.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя.ру

13.06.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также