Под брендом японской иены

14.06.2012

— А все-таки, где она, эта Япония?

Прямо, не сворачивая. И так до самого конца света.

Алессандро Барикко

 

Японцам нужны гарантии от российских государственных банков

Пару лет назад в интернет источниках прошла новость, что японские банки испытывают потребность в иностранных заемщиках. Как оказалось, выдачу кредитов требовалось увеличить из-за роста депозитов японских банков, опережающих внутренний спрос на кредиты. Требовалось оперативное вмешательство, чтобы выпустить японские деньги наружу.

Сегодня японская сторона не скрывает своего интереса к природным ресурсам России и заявляет о готовности финансировать проекты в этой сферы. Как отметил на одной из общих встреч главный представитель московского офиса Японского банка международного сотрудничества (JBIC) Хироси Ивао, они с 1991 года предоставляют России инвестиционные кредиты в области разработки природных ресурсов. В частности, их интересуют энергетика, газ, нефть и удобрения.

В ответ на заявление российской стороны о том, что японцы неохотно идут на контакт с частными банками, так им требуются государственные гарантии от государственных банков, оппоненты возражают: все не совсем так. Но отмечают, что сотрудничество лучше начинать с госучреждения, а не частного. Сегодня Япония импортирует банковские займы через российские ВЭБ, Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. А кроме того, охотно участвует в инвестиционных проектах с совместным российско-японским капиталом, но при этом японской стороне нужно заручиться реальным управлением российской компанией.

 

Японских банкиров интересует здоровье российских кредитных учреждений

Без ложки дегтя в прекрасном будущем японско-российского банковского сотрудничества, как водится, не обошлось. Климат российский не совсем подходящий. Тут тебе и коррупция, и загвоздки таможенного законодательства, и мрак принимаемых решений, документов – прозрачности не хватает, и высокие тарифы, и налогообложение, и не соответствующая японским требованиям инфраструктура. Не хватает японцам и улучшений в правовой сфере, чтобы финансировать проекты в России. Кроме того, имеются ограничения с налоговой и исполнительной властью для обеспечения входа инвестора. Да, без помощи государства в таких отношениях точно не обойтись.

В оценке своих российских партнеров японцы подходят с присущей им серьезностью и тщательностью. Интересуются финансовым здоровьем, выясняя не ждать ли банкротства, изучают бухгалтерскую отчетность и то, насколько хорошо себя «чувствуют» банковские активы. И им больше нравится вкладываться в краткосрочные российские проекты – рисков меньше. Так, к выдаче кредитов, чей срок превышает два года, они относятся очень осторожно. Если же проект краткий и требует небольших сумм, подойдут гибко и достаточно быстро. Мнение, которое японские коллеги составляют о своих российских партнеров, содержит несколько критериев. Для примера, японцы внимательно изучают отношение и позицию российского государства к той области, в которую собираются инвестировать.

Оценивают японцы и кредитоспособность партнера – масштаб его деятельности, исследуют опыт работы с валютными операциями – 80-90% сделок японцы совершают в долларах и евро. Особенно приветствуется японцами вариант, когда будущий партнер доверяет оценить себя независимой организации, которая изучит финансовое благосостояние. Мнение третьей стороны японцы обязательно учтут и прислушаются.

 

Кризисные годы России «избавляют» страну от японских вложений

Одним из успешных проектов в России, в котором приняли участие японские финансы, стал крупнейший в стране завод по производству удобрений «Аммоний». Завод был построен в Татарстане, а японские банки дали кредит на его строительство.

С ведущими японскими торговыми домами сотрудничает ООО «Инвестиционная финансовая компания «Метрополь». И, как говорит руководитель Департамента международной деятельности этой компании, сотрудничество в этой сфере не ограничено. «Метрополь» в 2004 году стала первой российской компанией, открывшей офис в Токио. Спустя два года совместными усилиями ООО «Метрополь» и японской брокерской компанией был создан рублевый фонд для инвестиций в российскую экономику. Спустя еще несколько лет создается еще один фонд – для торговли российскими ценными бумагами. В 2007 году появились йеновые облигации российского «Газпрома», в 2008 японским компаниям открыли доступ к торговле российскими акциями через Интернет. В 2011 году был освоен Интернет-трейдинг.

Японские финансовые институты получили статус международных в 70-80-х годах. А в Россию стали заходить лишь в 1998 году – совершали синдикатные сделки и осуществляли прямое кредитование российских партнеров. Японцы здорово обожглись еще в 1992 году – сразу после распада СССР, когда в стране случился кризис, и была большая внешняя задолженность. Коллеги из страны восходящего солнца до сих пор не могут забыть возникшие тогда трудности. И только в XXI веке крупнейшие банки Японии стали заходить в Россию.

 

Позднее «попадание»

Как комментирует директор АНО «Японский центр в Москве» Шоичи Куросака, финансовая система Японии своеобразна. Для примера, она может кредитовать всю Россию или ее отдельные ее регионы, крупных клиентов или малый и средний бизнес. При подобной банковской сделке японское кредитное учреждение выступает как главный банк и направляет своих сотрудников в помощь. Присланные сотрудники помогают финансируемой японскими банками компании, выйти на рынок. По словам Куросаки, у японских банкиров со своими клиентами теплые семейные отношения.

В тоже время японская сторона не скрывает, что при взаимодействии с Россией существуют определенные проблемы. Так, японские банки до сих пор кредитуют лишь по специализированным отраслям и широко распространены лишь в Москве и на Дальнем Востоке.

Японцы также до сих помнят кризис 1998 года в России и последовавшие за этим сложности. Кроме того, выход японских банков на российский рынок сильно запоздал, как запоздало и его освоение. Сейчас японская сторона ставит большую задачу по кредитованию проектов малого и среднего бизнеса, у нее, по словам Шоичи Куросака, «есть огромные средства в йенах» и готова содействовать с российской стороной в совместных проектах.

 

Восточная Сибирь и Дальний Восток купаются в алмазах и серебре, и чувствуют острую нехватку внимания банкиров

На последнем Российско-Японском инвестиционном форуме японских коллег очень звали в российские Восточную Сибирь и Дальний Восток. По словам председателя совета директоров ЗАО ИФК «Солид» Владимира Семернина, в этих местах просто неограниченные возможности для банковского бизнеса. «Солид» этому заявлению самый яркий пример – основной бизнес компании как и сосредоточен на этих российских территориях. Семернин акцентировал внимание на географическом положении Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также на богатых запасах природных ресурсов – 98% алмазов, 92% – платины, 91% – золото и 90% – серебра.

Банки в России, поделился Семернин, подверглись стремительной реорганизации и их общее количество на территории страны составляет свыше 900 единиц. А совокупный капитал – 1,2 трлн. рублей. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке кредитных учреждений 83 единицы, 36 из них – филиалы. За год, рассказал Семернин, банки сократились в 1,5 раза, а в качестве характеристики он заметил, что у местных банков низкая капитализация – нет ни одного, чей уставной капитал был бы 1 млрд. рублей. Удельный вес восточносибирских и дальневосточных кредитных учреждений составляет не более 1% от общего количества банков России – 90% активов находятся на территории Москвы и области.

Владимир Семернин прогнозирует, что еще 35 банков уйдут с территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока уже в этом году. ЗАО «Солид» со своей стороны анонсирует создание банковского бизнеса с головным офисом на Камчатке и ставит целью создать банк № 1 на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. В течение трех лет после открытия первого банка, компания намерена расширить сеть его филиалов до 300 отделений. Уставной капитал, отмечают в ЗАО «Солид» составит порядка 150-200 млн. долларов.

 

Япония осваивает самую удаленную часть России

Первый японский банк на Дальнем Востоке вот-вот откроет The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ. По словам старшего члена правления, заместителя исполнительного директора секции глобального бизнеса Мунэо Кураучи, в сентябре банк открывается во Владивостоке. К слову, по успехам в кредитовании в России, The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ в 2010 году занимал 21 место, в 2011 – 6-е место, а текущем году вышел уже на 3-е. Его представительство в Москве появилось в 1992 году, в 2006 году было учреждено российское юридическое лицо, а в 2008 году открылся офис в Санкт-Петербурге.

По словам Кураучи, этот банк важный стратегический объект с капиталом в 20 млрд. йен, который намерен существенно расширить спектр предоставляемых финансовых услуг. Стоит отметить, что этот банк принадлежит к крупнейшей финансовой группе Японии и является вторым по величине банком в мире. По данным на март 2010 года, общая сумма вкладов этого кредитного учреждения составила 1,6 трлн. долларов.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя.ру

14.06.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также