Под антикоррупционным соусом

16.08.2011

Нет поставщиков в своем Отечестве

На рынок организации питания гособъектов всерьез, надолго и капитально намерена прийти крупная французская компания Sodexo — об этом все чаще сообщают официальные источники. Напомним, что в августе прошлого года было подписано соглашение об организации питания компанией Sodexo для в Больнице скорой медицинской помощи (БСМП) в Набережных Челнах, после того как компания выиграла тендер на предоставление услуг по питанию. Помимо сотрудничества с БСМП, компания Sodexo занималась  обеспечением питания участников ралли-рейда «Дакар», а позже заговорили  о том, что компания претендует на организацию питания студентов и спортсменов в Деревне Универсиады в Казани.

Как сообщала пресс-служба Президента РТ по итогам последней встречи главы республики и руководства вышеуказанной компании, работа мирового лидера общепита по обеспечению питания Деревни Универсиады, а также объектов по линии крупнейших республиканских госзаказчиков — Минздрава, Минобраза и МВД РТ – позволит резко повысить качество данных услуг. О грядущем всеобщем благе от партнерства татарстанских госзаказчиков с Sodexo много говорилось и на июньском межрегиональном совещании Управления Роспотребнадзора по РТ.

Однако местные предприниматели-участники госзаказа в сфере общепита подобной радости не разделяют. У них (сразу оговоримся, что речь исключительно о добросовестных участниках рынка, которые, тем не менее, согласились предоставить нам информацию исключительно на условиях анонимности – прим.авт.)  возник недоуменный вопрос, с которым они обратились в редакцию «Вовремя»: а как же конкуренция, законные интересы малого бизнеса по участию в госзаказе, «прозрачные» и объективные электронные торги?

Как рассказал «Вовремя» руководитель одной из таких малых компаний, развивающих межрегиональное сотрудничество в сфере госзаказа (общепит), предпринимателей «обижает подобное отношение к местному производителю».

 — Да, у Sodexo налажены контакты с руководством Татарстана. Да, у компании социальная направленность. К тому же они сами вкладываются в свои проекты. Но, по сути, они ничего интересного не представляют – ничего такого, чего мы не можем предложить.  Просто у нас любят иностранцев. А как же насчет того, чтобы поддерживать свои, местные компании, которые, возможно, смогли бы выполнить контракт по той же цене и с не меньшим качеством? – недоумевал один из наших собеседников.

И «Вовремя» решило разобраться в ситуации.

Электронные торги: антикоррупционная технология

Идея о том, как если не победить, то хотя бы как-то снизить влияние коррупции, витает в российском обществе со времен царя Гороха. И вот в последнее время на помощь антикоррупционерам пришли новинки прогресса. В неравную борьбу включились всемирная паутина, электронные подписи и прочие причиндалы информационного общества.

В части госзакупок речь идет об использовании электронных аукционов. Симбиоз торгов на сбивание цены и интернета, действуя на основе принципов анонимности участников, равнодоступности и прозрачности, призван обеспечить реальную конкуренцию в борьбе за госзаказ. Прямо-таки по Адаму Смиту.

Электронные аукционы на заключение госконтрактов в России проходят сегодня на пяти федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): «АГЗ РТ», «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «ММВБ-Информационные технологии» и «Единая электронная торговая площадка» (г.Москва). Деятельность всех ЭТП, как ранее (до 01.01.2011) обычных аукционов по госзакупкам,  регламентируется законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 08.07.2005 г. Интересно, что татарстанская торговая площадка www.zakazrf.ru, была создана на базе Агентства по госзаказу РТ еще в далеком 2004 году, то есть до принятия 94-го закона. Соответственно, она была первой в России. Татарстанский опыт очень понравился в Москве, и в 2005 году его решили закрепить по всей Федерации через данный закон.

Именно через вышеуказанные пять федеральных площадок с 1 января 2011 года проходят все контракты по государственному и муниципальному заказу. Единственное «но» — за исключением случаев, перечисленных в 55 статье 94-го закона.

Каждая фирма, желающая оприходовать денежные потоки, полноводной рекой текущие из казны, должна зарегистрироваться на определенной электронной площадке. И не важно, кто это — ИП, ООО или крупный холдинг. Далее для участия в торгах следует получить электронно-цифровую подпись — ЭЦП. К примеру,  у нас в Татарстане такие подписи выдает компания «Такснет».

Использовать ЭЦП можно на любой федеральной площадке. Далее надо долго и внимательно сканировать размешенные бюджетные заказы. Потом все как на обычном аукционе. Выбрал лот, подал заявку и сидишь в интернете, сбиваешь цену. Причем, делаешь это анонимно, и не зная своих конкурентов.

Кроме пяти федеральных ЭТП,  в России на данный момент существуют порядка 400 муниципальных и коммерческих электронных площадок. Последние работают на свой страх и риск, обслуживая так называемые сделки b-2-b (business to business – бизнес для бизнеса, англ.) между предпринимателями. Но по популярности и количеству заключенных контрактов безусловные лидеры — именно федеральные площадки.

На всех 5 федеральных ЭТП  размещаются более 250 тысяч госзаказчиков. А борются между собой за эти заказы около 100 тысяч поставщиков. То есть пока бизнеса катастрофически не хватает для исполнения государственной воли. Следует также учесть, что из этих 100 тысяч некоторые вполне могут оказаться фирмами-клонами, созданными исключительно для сбивания цены и прочих манипуляций для тех, кто подобно Остапу Бендеру, чтит Уголовный кодекс. Но, несмотря на это, а также на обязательное условие участия для потенциальных поставщиков — финансовое обеспечение заявки, 5% суммы контракта (на этом, собственно, и зарабатывают ЭТП — прим.авт.), не забудем и гарантию либо поручительство — каждый день только на одной площадке заключаются сотни контрактов и выставляются тысячи заказов.

Домино по правилам шахмат

 Как уже было сказано выше, малый и средний бизнес почему-то не торопиться окунуться в сладкий мир освоения бюджетов всех уровней. Даже прокуратура Татарстана не так давно указала на этот факт. Как отмечают правоохранители, не выдерживаются те самые определенные квоты для представителей МСБ в 10-20% от общего объёма поставок. Что же останавливает предпринимателей буквально в нескольких шагах от столь лакомого куска?

 Корреспонденту «Вовремя» удалось побеседовать с одним из предпринимателей, который не только участвовал в электронных торгах но и выигрывал их. По странному стечению обстоятельств он тоже не жаждал славы, а предпочел остаться неназванным. По его словам, при всей анонимности и прозрачности электронных торгов конкретные заказчик и поставщик, как правило, сумеют договориться и сделать так, что в итоге победит нужная организация.

Зарегистрироваться на ЭТП относительно легко (слава 94-му закону! – прим.авт.). Поставщик, благодаря закону, вправе потребовать от потенциального (и, напомним, анонимного – прим.авт.) заказчика не более 4-х документов: свидетельство о госрегистрации, справки о том, что фирма – не банкрот и о том, что нет задолженностей в бюджет, в некоторых случаях необходимо представить лицензию на конкретный вид деятельности. Но на этом легкая жизнь заканчивается.

Зарегистрировавшись, надо в ежедневном режиме искать заказы (причем на всех пяти федеральных площадках – прим.авт.), которые можешь удовлетворить, и которые интересны с финансовой точки зрения. Лучше нанять для этого специального сотрудника. Объемом работ он точно будет обеспечен.

Следует иметь в виду, что заказчики с огромными суммами заказов иногда размещают их далеко от дома, то есть на ЭТП других регионов. Возможно, в надежде, что местные поставщики, исследуя только родную «поляну», его пропустят. Таким образом, уменьшается конкуренция. Кроме того, среди заказчиков стала весьма популярна следующая уловка. Название заказа формулируется таким образом, что суть контракта как бы не меняется, но поисковик ЭТП его ни за что не найдет! Бесполезен поисковик и в случае (намеренной или нечаянной) орфографической ошибки. А просматривать тысячи заказов на 5 площадках, так сказать, вручную – работа не на одни сутки.

К вопросу об анонимности участников. Любой, кто знает электронные торги не в теории, знает и о том, что при желании заказчик с легкостью способен опознать «под маской» «своего» поставщика (причем контролирующие органы периодически это подтверждают, оговариваясь при этом, что «не пойман, не вор», а та же УФАС на оперативно-розыскную деятельность просто не уполномочена – прим.авт.). Да, все подаваемые в заявке документы предполагают полную анонимность. Но, оставаясь на связи, всегда можно договориться о системе опознавательных знаков. Например, о характерных орфографических или пунктуационных ошибках. Иногда удается опознать фирменный бланк в учредительных документах. Но чисто формальная анонимность – это ещё не проблема. Ведь  выбирает поставщика все равно не заказчик, а компьютерная программа. По критерию самой низкой цены из предложенных (к вопросу о высоком качестве… – прим.авт.). Одна из главных задач – сэкономить бюджетные средства.

Как «заказать» поставщика

Главная игра начинается на втором этапе, когда победитель уже как бы определен. Здесь заказчик может придраться к какой-нибудь детали из технического описания заказа и заявить, что поставщик ее не выполнит. Например, в заявке на строительство объекта указана одна марка цемента, а невнимательный поставщик в представленной смете указал совершенно другую. Вот и реальный мотив для отказа от подписания контракта с «неугодным» поставщиком.

Конечно, отвергнутый поставщик может подать в Арбитражный суд. И, как правило, так и делают. Но разбирательство в арбитраже может затянуться и на год. А объект-то строить надо. Поэтому за работу принимается «именно та» компания. Пока суд да дело, стройка уже в разгаре. А коней на переправе менять уже не будут. Конечно, эта схема применяется только при очень крупных заказах, когда на кону миллиарды бюджетных рублей. Из-за поставки горячих обедов на такое вряд ли кто-то пойдет. Игра должна быть тонкая, чтобы внешне все выглядело вполне законно. Поставщики  ведь тоже не лаптем щи хлебают.

Существуют и иные возможности для заказчиков и «их» поставщиков. Специально создаются фирмы под участие в электронных торгах. Зарегистрировать фирмы недорого и не хлопотно. Особенно когда речь идет о миллиардной прибыли. Эти «левые» участники нужны лишь для того, чтобы сбивать цену заказа. Таким образом, отсеиваются лишние игроки, которые не хотят работать ниже себестоимости заказа. Впрочем, обычно и без этого на электронных торгах не наблюдается изобилия участников. В среднем, 3-4 на один заказ. А некоторые заказы и вовсе остаются невыполненными.

Отметим, что все тонкости приведенных схем знает только ограниченный круг лиц, который, естественно, не станет публично  и официально делиться информацией.

Но даже, если контракт с «чужим» поставщиком подписан – это еще не победа последнего. При желании заказчик мелкими придирками, выставлением все новых условий и задержек с выплатами может так «достать» неугодного поставщика, что тот будет думать лишь о том, чтобы срок контракта скорее истек. При этом выйти из контракта почти невозможно. В этом случае поставщик теряет не только деньги, но и репутацию – его заносят в реестр недобросовестных поставщиков.

Некоторые руководители в открытую, не стесняясь, говорят «случайным» поставщикам: мы не будем с вами работать, у нас есть проверенный контакт и мы доверяем только ему. С этим опять-таки можно бороться через суд, но шансы примерно 50 на 50. При этом теряешь 2 невосполнимых ресурса – время и нервы. Но эта история уже не имеет непосредственного отношения к ЭТП и 94-му закону, поскольку является следствием несовершенства бюджетного и гражданского законодательства, дающего право госструктурам измываться над поставщиком.

На каждой ЭТП есть раздел с историей торгов. Каждый (даже незарегистрированный- прим.авт.) пользователь может посредством нескольких кликов узнать кто, когда победил и чей был заказ. Если у конкретного заказчика за редкими исключениями маячит один и тот же поставщик, то это, по мнению нашего эксперта, может означать две вещи. Либо это очень упорный и пробивной предприниматель, либо имеет место банальный сговор госзаказчика с поставщиком.

Американский «велосипед»

Есть у ЭТП и свои защитники. Один из самых ярых – Яков Геллер, директор Агентства по госзаказу РТ. Он же идеолог первой в России ЭТП – как уже отмечалось выше, площадка agzrt.ru вдохновила Москву на общефедеральную практику электронных торгов. Геллер, по его же словам, просто влюблен в свое детище. Но не настолько, чтобы не замечать его недостатков.

Главным недостатком глава АГЗ РТ видит отсутствие в 94-м законе прямых ссылок на Уголовный кодекс. Разумеется, в случае его нарушения. Ибо любое отступление от 94-го закона – это преступление. Другими способами, без использования достижений прогресса, по мнению Геллера, влияние коррупционного фактора минимизировать нельзя. Ну, а совсем победить коррупцию, по Геллеру, невозможно. 94-й закон еще слишком мало действует. Слишком велико сопротивление ему. В первую очередь, со стороны директоров различных учреждений, которые привыкли распоряжаться бюджетными деньгами по своему усмотрению, отмечает наш эксперт.

Геллер предлагает не изобретать велосипед, а перенять опыт США, где электронные торги – уже традиция. В Штатах действует Федеральная контрактная система. Фактически там создана отдельная структура, которая занимается только госзакупками. Но зато больше никто не имеет право ими заниматься. Только специальные представители этого ведомства, офицеры, имеющие соответствующий сертификат и проходящие обучение, могут подписывать контракты от лица государства. А, к примеру, директор колледжа, как это разрешено у нас, у них такого права лишен автоматически. Причем, спецпредставители делятся на 3 большие группы: одни размешают заказы, строго регламентируя требования; вторые отслеживают выполнение контракта; третьи разрывают контракт и выплачивают (или не выплачивают – прим.авт.) поставщику деньги. Так сказать, дополнительная страховка.

Геллер сетует на нехватку желающих закрывать госконтракты и советует бизнесу не ждать золотой рыбки, а быть активнее в этом вопросе.

Sodexo – чемпион! А кто не выиграл, сам виноват?

Но возвратимся к нашим французам — к истории с кормлением резидентов Деревни Универсиады при прямом участии компании Sodexo.

 

Французы, по словам генерального директора холдинга Мишеля Ланделя, готовы кормить как спортсменов-участников Универсиады, так и студентов, сейчас проживающих на территории Деревни (больше напоминающей современный город – прим.авт.). По сообщению пресс-службы президента РТ, «этот проект уже находится на стадии согласования». Учитывая, что Sodexo уже кормит КАМАЗ и БСМП Набережных Челнов, согласование не займет много времени. Но возникает закономерный вопрос: как же можно заранее предсказать  результаты  электронных торгов? Разве не через электронные торги должны распределяться казанные деньги, выделенные на проведение Универсиады?

Очевидно, что в случае наличия фактов создания преимущества тому или иному хозяйствующему субъекту, это может расцениваться как признак нарушения антимонопольного законодательства. В Казани много достойных фирм, которые и собственными силами вполне справились бы с тем, чтобы накормить студентов и спортсменов. В том числе и субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в госзаказе. Некоторые из них обладают собственной базой для приготовления пищи, имеют контакты с местными сельхозпроизводителями, и были неприятно удивлены, узнав, что судьба их дальнейшего участия – точнее, неучастия — в обеспечении госзаказа была определена свыше.

За разъяснениями корреспондент «Вовремя» обратился в УФАС по РТ, где подтвердили, что в соответствии с законом № 94-ФЗ госзаказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в пределах 10-20% общего годового объема госзаказа. Однако применительно к ситуации с получением внушительного объема госзаказов крупной иностранной компанией, в антимонопольной службе отметили, что

в случае размещения заказа (например, организация общественного питания – прим.авт.) по одной или нескольким позициям у организаций, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, заказчик должен осуществить размещение заказа у СМП по иным позициям, необходимых для своей хозяйственной деятельности. То есть не берут малый бизнес в повара, так должны дать возможность поучаствовать в торгах на право помыть посуду. Или поставить туалетную бумагу. Но далее в ответе УФАС было замечено: «если компания, не являющаяся субъектом СМП, выигрывает торги, запрос котировок по общим правилам, — это не является нарушением Федерального закона «О размещении заказов…» ни со стороны заказчика, ни со стороны участника размещения заказа». То есть не выиграл, сам виноват.

В случае, с Sodexo и Деревней Универсиады дело, оказывается, можно провернуть и вообще без торгов, причем без нарушения закона! Как сообщил корреспонденту «Вовремя» юрист, занимающийся вопросами антимонопольного законодательства (пожелавший при этом не называть свою фамилию – прим.авт.), данный случай теоретически можно подвести к пункту 21 той самой 55 статьи №94-ФЗ, где перечислены возможности избежать нудной процедуры электронных торгов. Текст пункта гласит: «осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким государственным или муниципальным заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для государственных или муниципальных нужд, и заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом». Так что все по закону.

Помимо Деревни Универсиады, пресс-служба президента РТ также сообщила, что «Рустам Минниханов предложил Sodexo заняться организацией питания в РКБ и ДРКБ».

Но у Sodexo нет в Казани собственного заготовочного комплекса. Вкладываться в его строительство без гарантии возврата средств было бы для французов, мягко говоря, рискованно, о чем они не преминули сообщить на встрече с татарстанским президентом. Президент согласился с необходимостью строительства центральной «кухни». По его мнению, без наличия такого центра невозможно будет обеспечить питание многочисленных гостей и участников Универсиады. И — поручил рассмотреть возможность организации питания с участием компании «Sodexo» не только в медицинских учреждениях, но и в вузах Казани, в детских садах и школах…

Быть или не быть

Вряд ли что-то конкретное можно посоветовать предпринимателям в данном случае. Участвовать в торгах или нет – это дело частного выбора. Но предупредить тех, кто все же решит принять участие стоит. Будьте готовы к неожиданностям.

Собственно с необходимостью и даже прогрессивностью 94-го закона не спорит никто – ни мы, ни даже предприниматели, которые на нем обожглись. Но один, как воин в поле, без кардинального изменения всего бюджетного и гражданского законодательства, этот закон вряд ли поколеблет основы коррупции. Просто будет больше бюрократической возни — как для заказчиков, так и для предпринимателей. Правда, уже на более совершенном электронном уровне. А значит, коррупционный фактор по-прежнему будет доминировать над реальной конкуренцией. И качество госуслуг не изменится.

Хотя в отдельных случаях может наблюдаться и прогресс. Например, французская кухня вполне может прийтись по вкусу и студентам, и спортсменам, и даже больным.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

16.08.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также