Почувствуйте розницу!

05.10.2011

Мал киоск, да социально дорог

Ларьки или киоски, как называют в народе объекты мелкой розницы, с начала 90-х заполонили все крупные российские города. Сейчас даже сложно представить себе городской ландшафт без этих «малых архитектурных форм». Подобный торговый «постмодерн» можно обнаружить порой в самых неожиданных местах: на обочине при выезде из города или в самом глухом дворе, где покупательский поток превращается в тонкий, но стабильный ручеек.

Надо отметить, что мелкая розница в России за десять лет прошла определенную эволюцию. Например, в начале 90-х там продавалась даже водка. В те далекие времена  киоски контролировались нашей доморощенной мафией, известной как «братва». Поставить ларек на «чужой земле» было равносильно самоубийству. Иногда в буквальном смысле, но чаще это касалось только бизнеса. Вместе с тем, та же «братва» контролировала, чтобы на одном спонтанном рынке не торговали одновременно бок о бок несколько павильонов с одинаковой специализацией. А когда начались «нулевые», и в регионах началось победное шествие сетевого ритейла, за мелкую розницу взялось государство.

Раньше под киосками понимали, как правило, «меткоштучку», где торговали снеками, сигаретами и пивом. Сейчас можно встретить киоски – точнее, павильоны — универсальные, а также те, которые сосредоточенны только на бытовой химии, на цветах, хлебе, фруктах, кондитерской, куриной продукции, колбасных изделиях. А также киоски с периодикой, будки с банкоматами, офисы сотовых кампаний, суши-бары, интернет-салоны… И это еще не полный список. Причем все эти виды мелкорозничной «фауны», в силу зависимости от покупательских потоков, порой работают в ужасающей тесноте – как, например, на остановке «10 микрорайон» в Казани на Вторых Горках. Впрочем, никто в «десятке» не закрывается, а значит, выручки всем хватает.

 

Доходное место

Памятуя, что спрос рождает предложение, можно сделать закономерный вывод, что киоски до сих пор рентабельны, причем повсеместно. Разумеется, доход зависит и расположения торгового объекта, и насыщенности данного места конкурентами, а также, безусловно, от его специализации и ассортимента. Например, хороший кондитерский павильон на бойком месте дает ежедневно не менее 20 тысяч выручки (при условии, что он не облеплен конкурентами с аналогичным товаром – прим.авт.).

Рентабельность мелкой розницы определяется ее социальной функцией. Во-первых, как бы не убеждали нас год назад власть предержащие (и сегодня это подтвердилось – прим.авт.), кризис и не думал заканчиваться, а мелкая розница ориентирована явно не на богатейшие слои населения (на некоторых торговых точках, например, на казанском рынке «Уныш», продают продукты «в рассрочку» тем же пенсионерам – чего вряд ли стоит ожидать от сетевых дискаунеров – прим.авт.). Во-вторых, мелкорозничная торговля — как правило, мелкоштучная — доступна круглосуточно.

Однако, несмотря на давнее стремление городской администрации упорядочить мелкорозничную торговлю, оставив только определенный круг давно торгующих коммерсантов (см.дислокацию объектов мелкорозничной торговли г.Казани – прим.авт.), с формальным предоставлением им возможности оформить право на землю в соответствии с законом (т.е. через аукцион либо без оного, если больше на данный участок никто не заявится – прим.авт.), павильоны растут быстрее грибов после дождя.

Так, недалеко от дома корреспондента «Вовремя» за только  последние полгода появились три киоска разного назначения. Но интенсивное развитие мелкорозничной торговли в Казани сегодня, в отличие от начала нулевых, имеет одно серьезное отличие: если раньше киоск (павильон) практически сразу открывался и начинал работу (как правило, на основании письменного разрешения местной администрации, которые после 2005 года были признаны нелегитимными – прим.авт.), то сегодня павильоны просто устанавливают «пачками», вывешивая многозначительное «Аренда». Причем подобное имеет место быть не только в «спальных» районах типа Вторых Горок либо традиционно «социальных», вроде Соцгорода, но в центре – например, на улице Татарстан. И пока одних «прищучивают» за «несанкционированное использование земельного участка», другие работают себе спокойно, и, как говорится, в ус не дуют.

 

Правила игры

В Казани предпринимателей, занимающихся мелкой розницей, можно разделить на две большие группы. Первые работают совершенно законно на оформленной в аренду земле. Вторые (таких большинство – прим.авт.) ставят киоск, где понравится. Главное, чтобы не очень «светиться», например, не на проезжей части. Однако не будем равнять всех под одну гребенку и рассмотрим план действий законопослушного казанского предпринимателя, желающего заняться мелкорозничной, но от того не менее цивилизованной торговлей.

Согласно условиям, утвержденным исполкомом Казани два года назад (Положение о порядке предоставления находящихся на территории Казани земельных участков на цели, не связанные со строительством, утвержденное решением Казгордумы от 26.11.09 – прим.авт.), для законного открытия какого бы то ни было объекта мелкорозничной торговли надо пройти несколько бюрократических процедур. Для начала необходимо подать заявку в Комитет земельных и имущественных отношений исполкома на Груздева, 5 (там же находится и городская Служба земельного кадастра – прим.авт.). Разумеется, предварительно оплатив сбор. Еще требуется сделать топографию понравившегося места – фирм, оказывающих подобные услуги, в Казани предостаточно.

Следует учесть, что на так называемой «красной линии» (подземные коммуникации – водопровод, электросети, ливневая канализация – прим.авт.) объекты устанавливать нельзя. Поэтому торговец должен заранее выяснить, не проходит ли в выбранной им точке города эта «линия». Хотя на практике пересечение с «красной линией» незаконных киосков встречается сплошь и рядом.

Если в районной администрации потребуют сделать эскиз будущего торгового «центра», спорить тоже не следует. Чтобы с утверждением эскиза не возникло проволочек, лучше поинтересоваться прямо на месте, у чиновника, где можно заказать качественное выполнение экскиза. Как показывает практика, вам посоветуют фирму, обратившись в которую, вы получаете неофициальную гарантию утверждения проекта. На следующей стадии проводится аукцион на право аренды данного участка земли, самый настоящий, с объявлением в СМИ, предварительным взносом (который в случае проигрыша возвращается – прим.авт.), лотами, шагами и. И только потом подписанный договор права аренды регистрируется в регпалате. Правда, на практике, еще на первом этапе отказов — больше половины.

Все процедуры могут занять около 8 месяцев. На один объект надо вложить (только в оформление, без покупки самого ларька, аренды и электричества) порядка 30 тысяч рублей. В нынешних условиях многие предприниматели предпочитают покупать павильоны, бывшие в употреблении, и, сделав косметический ремонт, начинают торговлю. Однако мы ведем речь о Казани, которая, во-первых, готовится к Универсиаде (и это в последние два года стало «пугалом» для стрит-ритейла и наружной рекламы, с точки зрения ужесточения требований – прим.авт.), а, во-вторых, не столь отдалена от Москвы, где, напомним, мэр Сергей Собянин не так давно реализовал проект унификации городской мелкой розницы. Надо ли говорить, что стоимость «мэрских» павильонов, таких красивых и укомплектованных, выросла в разы по сравнению с аналогичной, частного производства. 

В Казани пока опыт Москвы в этом плане не переняли, однако еще 10 апреля 2007 года было принято решение привести все объекты мелкорозничной торговли в Казани к единому виду. Решение это было оформлено в Постановлении № 647  «Об утверждении типовых проектов некапитальных объектов  мелкорозничной сети на территории г. Казани». В приложениях к данному постановлению можно ознакомиться с несколькими видами дизайнерских решений для каждого вида киосков. Но оглянувшись вокруг, каждый может убедиться, что этот дизайн остался только на бумаге. А, между прочим, то постановление вступало в силу с момента публикации. Есть еще одна деталь – отказывая в продлении договора аренды по причине того, что павильон имеет «несовременный вид», районные администрации не могут четко сформулировать свои требования – во всяком случае, об этом нам рассказал один из предпринимателей Приволжского района.

Красивый новый павильон – это, конечно, здорово. Но нет никакой гарантии, что если срок действия договора аренды, к примеру, через год подойдет к финалу, его продлят. Вполне могут и не продлить, сославшись, например, на несовременный внешний вид, даже если павильон практически новый, или на новую схему дислокации мелкорозничных объектов. И предприниматель, еще недавно будучи владельцем вполне легитимного микробизнеса, попадает в раздряд «несанкционированных захватчиков» муниципальной земли. А дальше – штраф, суд, и принуждение об освобождении земельного участка. Вот только слабо верится, что «бойко место» будет пустовать.

Понятно, почему большинство предпринимателей предпочитают не «заморачиваться» с бюрократией, а просто заполняют все понравившиеся места. А проблемы возникают, как правило, у меньшинства «чистых» торговцев (они на виду и все учтены в администрации – прим.авт.), которые только и успевают гасить раздражение от появления под боком новых и новых «несанкционированных» конкурентов.

 

Новая схема дислокации выросла до 1077 мест, но фактически ларьков в разы больше

Антипивное законодательство – далеко не главное препятствие на пути развития мелкой розницы, тем более что для многих торговцев пиво – не более чем сезонный сопутствующий товар.

Дело в том, что 5 августа этого года вышло Постановление исполкома г. Казани № 4382 «Об утверждении схемы размещения нестационарных  торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы». Оно отменяет предыдущее постановление исполкома на ту же тему от 16 апреля 2007 года. Новое постановление принято исключительно для блага трудящихся, «в целях обеспечения доступности товаров для населения». Число мест, где городская власть милостиво разрешает устанавливать торговые точки, увеличено до 1077.

Но в утвержденном списке фактических адресов (с которым каждый может ознакомиться на сайте мэрии – прим.авт.) не менее 20% занимают киоски, так сказать, узкоспециализированные: «печатная продукция», «вода в розлив», «ремонт обуви» или «цветы». Львиную долю, конечно, занимают широко распространенные «универсальные» и «продовольственные». Но их виртуальное (по постановлению – прим.авт.) количество намного меньше реального. Того, которое наблюдает каждый день любой казанец, вне зависимости от места жительства и работы.

Точное количество мелкорозничных точек в Казани не известно. Одни появляются, другие исчезают. И процесс этот перманентный. Значит, что большинство ларьков — незаконны. Впрочем, их владельцам не привыкать. Их торговые точки точно также не вписывались и в старую схему дислокации, образца 2007 года. Самое неприятное в этой ситуации, опять-таки, относится к законопослушным торговцам, которых равняют под одну гребенку с нарушителями.

Нельзя сказать, что исполком пустил размножение ларьков на самотек. По информации пресс-службы мэрии за 2011 год демонтировано 64 объекта мелкорозничной сети. Администрациями районов города Казани в текущем году в судебные органы направлены исковые заявления еще на 233 объекта мелкорозничной сети об освобождении самовольно занятых земельных участков. Уже составлен план-график подачи исковых заявлений в судебные органы на освобождение самовольно занятых объектами мелкорозничной сети земельных участков на следующий год.

В общем, работа ведется. И работа рутинная, поскольку снос ларьков невозможен без предварительной судебной тяжбы. Однако в отсутствие эффективных правил игры волна открытий новых точек пока опережает волну их закрытия. Опять-таки хочется отметить, что в данной ситуации несколько странно со стороны чиновников сетовать на засилье незаконной торговли, так есть простой «ход конем» — обращение в Энергосбыт и отрезание от электроснабжения.

И хотя в отношении тех торговцев, кто имеет договора на право аренды земли (и, соответственно, входит в дислокацию – прим.авт.), в мэрии успокаивают – мол, пока срок договора не истечет, такие имеют законное право торговать, вопрос, будут ли договора продлены, по-прежнему остается без ответа.

 

В игру вступают ритейлеры

В последнее время не только «безымянные» ИП и ООО, но и известные региональные и даже федеральные компании не прочь закрепиться на рынке мелкорозничной торговли. В частности, в Казани можно наблюдать павильоны таких компаний как федеральная сеть «Сгомонь», местная «Августина», «Челны-Бройлер», а также большая тройка российских сотовых операторов. Многие из них ставят павильоны вне каких-либо норм и правил, и пока не заметно, чтобы за ними приезжал погрузчик для принудительной эвакуации.

Однако, как стало известно «Вовремя», у казанского представительства компании «Сгомонь» уже начались некоторые проблемы в правовом поле. В частности, сеть столкнулась с судебными исками от лица исполкома. К слову, продажа колбас в нарезку без проточной воды противоречит санитарным нормам. Впрочем, в последние месяцы сеть «Сгомонь» постепенно сворачивает свои уличные павильоны, отдавая предпочтение первым этажам жилых домов. Но кое-где павильоны сети работают, как и раньше, не смотря ни на какие иски. Например, рядом с остановкой Попова.

 

Ложа вольных киоскеров

Беспокоясь за судьбу мелкорозничной торговли, корреспондент «Вовремя» хотел выяснить мнение самих «ларечников» по поводу последних событий на законодательном фронте.

Поначалу все выглядело просто. Автор нашел и переписал более 20 объявлений о приеме на работу, размешенных непосредственно на киосках с пивом и шоколадками, в разных районах города. Там указывалось, что работа посуточная, трудоустройство официальное, зарплата от 500 рублей в сутки и выше. И, конечно же, предлагались телефоны для связи по данному вопросу. Однако оказалось, что не все так просто. Почти по всем телефонам корреспонденту «Вовремя» заявили, что никак не связаны с хозяевами ларьков. На том конце линии вообще отказывались что-нибудь комментировать и сообщать. Похоже, ларьками в Казани управляет какая-то глубоко законспирированная организация.

Лишь один человек, представившийся индивидуальным предпринимателем Андреем, пошел на контакт. Впрочем, контакт весьма кратковременный. На вопрос, как он относится к последним инициативам федеральной и местной власти, и не будет ли в связи с ними закрывать свои ларьки, он ответил: «Посмотрим, если что, будем договариваться». На этом разговор прервался, поэтому не удалось выяснить, с кем собственно будет договариваться предприниматель и, главное, о чем.

Впрочем, его ответ более чем красноречив.

 

Дмитрий Смирнов, 

Вовремя:ру

05.10.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также