Бизнес оставят на второй год

09.02.2012

Образовательных учреждений много, образованных предпринимтаелей — меньшинство

Инициатива создания «Виртуального университета для предпринимателя» исходит от Агентства инвестиционного развития (АИР) РТ. В официальной версии АИРа сказано, что «вопрос о создании университета возник не случайно». Сегодня в республике существуют учебные заведения и консалтинговые компании, реализующие определенные программы, однако они охватывают незначительную часть аудитории. Соответственно, исходя из «необходимости создания специализированной инфраструктуры по информационной и образовательной поддержке предпринимательства», АИР прорабатывает концепцию образования единого центра по обучению представителей бизнес-сообщества. А также предоставления им специальных теоретических и практических навыков.

«Виртуальный университет предпринимателя», отмечено агентством, может стать единой образовательной площадкой по вопросам предпринимательской деятельности и объединить в качестве операторов все вузы и консалтинговые компании, занимающиеся данной спецификой. По словам главы агентства Линара Якупова, «создавать эту площадку нужно «в срочном порядке и более активно заняться образованием татарстанских предпринимателей». Эдакий виртуальный «рабфак» для представителей малого бизнеса, стремительно получивших госсподдержку в ходе недавней «предпринимательской революции».

Свои слова руководитель ведомства подкрепляет практикой – далеко не всегда бизнесмены, получающие финансовую поддержку по программам АИРа, знают, что «же с этими деньгами потом делать». Некоторые не владеют даже начальными знаниями в маркетинге.

 

Единая образовательная площадка на аутсорсинге

За рубежом, аргументировал Линар Якупов, предприниматели вообще не получают никой грантовой помощи, пока не предоставят соответствующий сертификат об образовании или прохождении специализированных курсов. Подтверждая официальную версию АИР относительно существования множества образовательных учреждений, Якупов резюмирует, что у них нет общей направленности.

— Нам нужна единая площадка, где все бы чувствовали себя участниками одного дела, одного процесса, — обозначает он. Тем более, учитывая тот факт, что АИР отвечает за каждый государственный рубль, выданный по программе поддержки. Совсем недавно тем же «лозунгом» глава АИРа руководствовался при обсуждении с местными банками появления промплощадок.

Слова руководителя агентства подтвердил и начальник управления по развитию предпринимательства АИРа Алексей Угаров, отметивший, что «нет координации, как нет и заинтересованности предпринимателей в обучении». Последнее Угаров озвучил исходя из практики – около 7 лет назад в агентстве (тогда еще Комитете по развитию малого и среднего предпринимательства – прим.авт.) была запущена программа по субсидированию 50% стоимости обучения бизнесменов. Запускали, по словам спикера, они по собственной инициативе, мнением будущих «студентов» не интересуясь. И в этом, высказал мнение Алексей Угаров, минус – программа шла вяло и затянулась.

На этот раз в АИРе надеются обойтись без ошибок и привлечь на аутсорсинговой модели (это особо подчеркивал Линар Якупов – прим.авт.) представителей образовательной среды. Глава агентства посетовал, что участники программы «Начало дела» в большинстве своем выходцы из Казани и Набережных Челнов. Соответственно и консультативные услуги только им и оказывались. А сколько им подобных в других районах РТ, заметил он.

 

«На курсы по предпринимательству записались 9 человек, все моложе 28 лет»

Вадим Галеев из образовательного маркетингового центра Казани в ответ заметил, что акцентировать внимание лишь на очном обучении не стоит – может затянуться. Минусы спикер увидел и в дистанционном обучении – из-за отсутствия Интернета есть риск «не привлечь нужных людей». Образовательные инициативы по обучению предпринимателей у центра уже были, соответствующие предложения были отправлены в Минобрнауки РТ (центр, к слову, и учрежден министерством – прим.авт.) и главе тогда еще Комитета по развитию МСП. Но в виду ряда преобразований последнего инициатива затерялась. Галеев в продолжение темы предложил организовать курсы обучения предпринимателей в школах каждого района РТ. Линар Якупов в ответ рассказал, что накануне обсуждал этот вопрос с главой Минобрнауки РТ.

Генеральный директор бизнес-центра «ГРАНТ» Фарида Гильфанова свой спич начала с напоминания этических принципов 1912 года. В числе 7 принципов столетней давности прозвучали: «люби и уважай человека», «будь верен своему слову», «живи по средствам» и «будь целеустремленным». В комментарии спикер заметила, что все они актуальны и сейчас. Подробно остановившись на деятельности своего центра, Гильфанова пояснила, что работает он «по оптимизации бизнеса на местах – в полевых условиях». При этом Татарстан в плане образования предпринимателей сильно отстает от Челябинска и Екатеринбурга, где уже давно этими вопросами занимаются.

«ГРАНТ» в ответ на успехи коллег из других регионов открыл собственные курсы «Школа предпринимателя». Старт был дан в октябре прошлого года. На курсы записались 9 (!) человек в возрасте до 28 лет (!). После 44 академических часов обучения они получили сертификаты об окончании курсов. В этом году группа прибавилась – 12 человек. Увеличился и возрастной критерий – учиться пришли бизнесмены в возрасте от 32 до 52 лет. Фарида Гильфанова настоятельно рекомендовала обратить внимание на преподавание базовых знаний – их, по ее словам, как раз предпринимателям и не хватает.

 

«Готовых бизнесменов  вузах не готовят»

Представитель КФУ столь настоятельно предлагал разделять предпринимателей на группы: на тех, кто закончил вузы (а они у нас хорошие – прим.авт.) и тех, кто не имеет высшего образования. Молодежи, считает он, нужно профильное образование. Кроме того, им нужно показывать все наглядно. Для примера спикер назвал поездки на международные выставки – такая практика в КФУ работает уже 6 лет. Сам же спикер заявил о готовности выступить субподрядчиком АИРа – в рамках этого направления.

— Вот съездит предприниматель в Ганновер на выставку, увидит оборудование, которое там есть и сразу поймет, как ему нужно работать, — аргументировал спикер. Он же добавил, что не рекомендует использовать дистанционное обучение – преподаватель не видит, кому он свои знания передает.

Участники совещания в ответ прокомментировали, что «готовых бизнесменов в вузах не готовят». Кто-то в продолжение предложил формировать образовательные программы сразу после получения предпринимателем гранта и сопровождать его проект в соответствии с заявленным бизнес-планом.

— Мне в Твиттере недавно один молодой предприниматель написал, что, мол, давайте сначала будем гранты выигрывать, а уже потом как ИП регистрироваться, — поделился Линар Якупов. – Но ведь это неправильно (конечно, неправильно, если ты ответственен за каждый федеральный рубль – прим.авт.).

 

Образование из-под гранта

О разделении предпринимателей говорило большинство ВУЗовских представителей, аудиторско-консалтинговая компания «Аудекс». Директор Института экономики, управления и права предложил АИРу на аутсорсинге проводить предварительную экспертизу образовательной состоятельности претендентов на грант. Из зала на это заметили: «коррупционно емко».

Линар Якупов, выслушивающий мнения спикеров, в какой-то момент заявил, что, возможно, стоит создать единую обучающую программу и не давать гранты до тех пор, пока их потенциальный получатель не предоставит сертификат об образовании. Размышления главы АИРа вслух прозвучали жестко и вызвали неоднозначную реакцию зала. Впоследствии Линар Якупов акцентировал внимание на неком «коробочном решении».

К этому и пришли – механизм, побуждающий предпринимателя получать образование, помните: «Учиться, учиться и еще раз учиться, как завещал великий Ленин», будет «коробочным». Возможно, механизм будет иметь ту же балльную систему, что работает при оценке проектов, претендующих на программы АИРа. У главы АИРа даже прозвучало, что «пусть и из-под палки», но предприниматели должны снова сесть за парты.

— У них проснутся знания, мысли, появится заинтересованность, — прокомментировал он. А уж от того, как «он разогрелся», будет зависеть то, куда он дальше отправится – в академию, университет, на курсы.

Итогом совещания стало решение, что участники обсуждения должны до 15 февраля представить в АИР свое видение «Виртуального университета предпринимателя». В АИРе ждут конкретитики — в прикрепленных файлах (форма изложения и презентования свободная – прим.авт.) должны быть и образовательные программы, направленные на обучение бизнес-сообщества.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя:ру

10.02.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также