Плата за проезд

29.06.2012

 

Если Вы, перед тем как врезаться в дерево на полном ходу, начинаете вспоминать, где тормоз, напоследок посмотритесь в зеркальце — скорее всего он там!

 

Анекдот

Печальная статистика

Есть бородатый анекдот. Гаишник останавливает машину, из нее выходит водитель и подсаживается к полицейскому. Полицейский молчит, и водитель молчит.
Полицейский, не выдерживает и спрашивает: — А что это ты мне ничего не предлагаешь?
Водитель: — Выходи за меня.

Разумеется, к татарстанским дорожным полицейским эта история не имеет ни малейшего отношения. Они за словом в карман не полезут.

У них другая проблема – их катастрофически не хватает. Например, в Казани недобор в ГИБДД – 45 человек.

А между тем, работы у них (особенно в городской среде) хватает. Растет число ДТП, растет количество машин, припаркованных так, что не пройдешь — не проедешь, растет количество погибших на дороге.

Совсем недавно экс-министр внутренних дел, а ныне вице-премьер РТ Асгат Сафаров говорил об этой неприятной ситуации. За 5 месяцев 2012 года на территории Татарстана в  различных ДТП погибли 192 человека и 2214 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП увеличилось на 9,8 процента (+157 ДТП), число погибших увеличилось на 10 человек, число раненых – на 7 процентов.

Возникает извечный вопрос, озвученный в свое время Чернышевским: что делать?

Законодатели и ГИБДД нашли сразу 2 ответа.

 

Рублем по автохамству

С 1 июля 2012 года ужесточаются санкции за некоторые нарушения ПДД. Для этого законодатели внесли корректировки в Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Говоря проще, поднимутся штрафы. Утомлять читателей перечислением всех статей КоАП, которых новеллы касаются «Вовремя» не будет. Тем более, что список водительских «прегрешений и наказаний» есть на каждом интернет-углу. Остановимся только на некоторых «скользких» моментах.

Статья 12.16. «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» в пунктах 4 и 5 (там про стоянку в неположенных местах) теперь трактуется законодателем и, что более важно, инспектором ДПС расширительно. Под действие знака или дорожной разметке попадут не только стоящие на проезжей части, но и заехавшие на тротуар автомобили. Заплатить за это придется 1500 рублей. В иных случаях транспорт могут и задержать.

Обещают усилить работу с «заброшенными» на остановках общественного транспорта машинами. Теперь это удовольствие будет стоить 1000 рублей.

Полоса для общественного транспорта будет частично открыта для остальных автомобилей. Но только для тех, кому приспичило повернуть, или если движение вперед невозможно без перестроения. Да и то стой оговоркой, что не создавать препятствий для маршрутного транспорта. Если же проехал по автобусной полосе после перекрестка прямо – плати за проезд 1500 рублей. Остановка частного транспорта на общественной полосе трактуется сейчас как нарушение части 4 статьи 12.19 «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле». То есть придется отдать ещё пару кровно заработанных тысяч.

Кстати, таксистам теперь можно в Татарстане двигаться по автобусным полосам. Но только тем, у кого есть официальное разрешение. Если кто-то просто вообразил в уме шашечки на крыше и «бомбит», то  штрафа ему не избежать. В ГИБДД есть списки легальных таксистов. По ним удаляют из базы проштрафившихся.   

Ещё один способ отъема денег государством у населения: обременение по эвакуации ложиться на нарушившего водителя. Плюс первые сутки хранения — теперь тоже платная услуга. Стоимость эвакуации – 1018 рублей. Час штрафстоянки (для легкового транспорта) – 51,68 рублей (и это ещё без НДС). Даже если все сделать оперативно, пока туда–сюда, вряд ли получиться дешевле 1500 тысяч.

Ещё отдельную песню можно спеть о парковке в жилых зонах. Но этим скорее всего будут заниматься не инспектора ДПС, а участковые уполномоченные. Если у них будет на это время.

Общий тренд таких законодательных инициатив понятен. Сделаем жизнь автомобилиста дороже. Вряд ли большинство водителей способно каждый день платить по 1500 рублей взносов в поддержку казны. Ну, пусть не каждый день, а раз в неделю.

Вероятно, расчет следующий. Будет меньше машин. Особенно в центре городов, где мест для легальной парковки маловато.  

Например, В Москву и Санкт-Петербург лучше не заезжать, даже на  минуточку. Можно ли там найти парковку – это ещё бабушка на воде вилами написала. А штрафы там повыше, чем в провинции. Например, за неправильную стоянку – 3000 рублей. Это понятно, в столицах «пробки» гораздо больше.


Техника вместо инспектора

Направление мысли в принципе верное. В одной только Казани за 2011 год количество автотранспорта, личного и всякого, удвоилось. Интенсивность движения в центре Казани превышает в 2,7 раза проектную.

Вот только хватит ли сил у ГИБДД работать сразу по всем направлениям.

Предположим, навести порядок внутри кварталов помогут участковые и сотрудники ТСЖ. Но за проезжую часть отвечает ГИБДД.

По словам начальника ГИБДД РТ Рифката Минниханова, личный состав, в первую очередь, будет ориентирован на регулирование дорожного движения (ведь из-за повсеместных строек иной раз не знаешь, куда податься), выявление нетрезвых и ездящих без прав. И только потом на работу по запрещающим знакам.

А как мы помним, сотрудников ГИБДД не хватает. По 400-500 ДТП разной тяжести случается за месяц в РТ (из них 150-200 в Казани). И тут мы переходим ко второму ответу ГИББД на вопрос: что делать? Упор будут делать на электронику и прогресс.

Но и здесь есть вопросы. Сейчас в Татарстане действуют 20 «парконов» (в Казани – 8). Минниханов считает, что их хватает. На 15-20 казанских улиц – безусловно. Но в Казани тысячи улиц, улочек, тупиков и перекрестков.

Везде видеофиксаторы не повесишь. В ближайшее время в Татарстане закупят 22 прибора «Кордон». Но их разместят, в основном, на трассах.


Рост ДТП и анализ аварийности

Есть ещё одна проблема. Законодательная. Увеличение штрафов не коснулось нарушений скоростного режима и нарушения правил обгона.

Например, сейчас за превышение скорости на 10-20 км/час штраф – 100 рублей, от 20 до 40 км/час – 300 рублей, от 40 до 60 км/час – 1000 рублей. Правда, если едешь быстрей 120 км/час – заплатишь 2500 рублей (но так гоняют единицы). Основное превышение в районе от 100 до 300 рублей.

Ещё немного статистики. Всего в РТ за 5 месяцев 2012 года совершено 1758 ДТП. 192 человека погибли. 2214 человек получили травмы.

68,7% ДТП зарегистрированы в городах и в населенных пунктах. Остальные на трассах.

82,3% — произошли по вине водителей. Остальные – по вине пешеходов. Правда, в 17,7% случаев как дополнительные причины отмечены недостатки в содержании улично-дорожной сети.

Около трети ДТП произошли из-за нарушения скоростного режима. 14,2% — из-за нарушений правил проезда перекрестков. 6,3% — из-за нетрезвых водителей. Почти столько же 6,2% — из-за нарушений правил обгона.

Беглый анализ этой статистики приводит к печальному выводу. Если законодатель был бы обеспокоен ростом смертности на дорогах и ростом ДТП вообще, то он бы озаботился увеличением штрафов именно за вышеперечисленные нарушения. Но ему почему-то показалось, что важней освободить городские дороги от «лишних» машин.

Впрочем, за пьянство за рулем у нас с советских времен сурово карают. А вот за превышение скорости, скажем, на 20-30 км/час (что критично для неожиданно появляющихся пешеходов, водителей, чувствующих себя Шумахерами, но на деле хорошо справляющихся только с самокатами) можно было установить и те же 1500 рублей штрафа вместо нынешних 300. К тому же инспектора с радарами в кустах сейчас не сидят. Эту статью доходов отдали на откуп беспристрастным камерам.


Нужна горячая линия?

Сама система ГИБДД заточена сама на себя. В идеале в работе автоинспекторам должны помогать граждане. В конце концов, вся  деятельность государства должна быть направлена на благо населения.

И сейчас гражданин может пожаловаться на неправильно припаркованную машину или на летящую мимо со сверхзвуковой скоростью «семерку». Рифкат Минниханов предлагает для этой цели использовать раздел «Народный контроль» на сайте электронного правительства. Такой онлайн подход на первый взгляд кажется прогрессивным.

Но начальник ГИБДД уточняет, что принимаются жалобы только с полными данными жалобщика и с приложением фото- или видеоматериалов, изобличающих злоумышленника.  То есть гражданам предлагается сделать большую часть работы инспектора ДПС – собрать доказательную базу. К тому же риск, что данные жалобщика попадут в недобросовестные руки, может остановить не особо сознательных граждан.

Представьте, вы стоите в огромной «пробке» и все по вине нескольких… оригиналов, которые перегородили своими авто половину проезжей части, тем самым наплевав в душу обществу. Чего зря скучать? Как следует сфотографируйте машины нарушителей и спокойно, не торопясь пересылайте на «Народный контроль». Не исключено, что возмутителей спокойствия автообщественности накажут. Когда-нибудь.

Логичней бы было поступить проще. Позвонить по определенному номеру в ГИБДД. Оттуда приезжают инспектора и на месте разруливают ситуацию.

И, в принципе, такой телефон есть – 5-333-900. Это телефон дежурной части ГИБДД по Казани.  Просто, во-первых, туда трудно дозвонится (туда же дозваниваются попавшие в ДТП и не обнаружившие своего «железного коня» там, где он «пасся»,  в надежде, что его не увели, а эвакуировали на штрафстоянку). А, во-вторых, не факт, что дежурный внемлет вашей просьбе и пришлет экипаж ДПС. Ведь их не хватает. У них есть более важные дела.

В общем, по  заявке трудящихся в ГИБДД пока не работают.

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
29.06.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также