Питьё моё

02.02.2012

Борьба за хлебный ассортимент

Сегодня состоялась итоговая коллегия Госалкогольинспекции РТ. Основным докладчиком, как и положено в таких случаях, выступил руководитель Госалкогольинспекции Игорь Марченко.

Начал он свой доклад с весьма необычных констатаций. Оказывается, времена дефицита местами вовсе не канули в лету, и одна из функций Госалкогольинспекции РТ – еженедельный мониторинг не только цен, но и ассортимента социально-значимых товаров. Вот вам и изобилие рынка!

Из доклада Марченко следовало, что в некоторых районах ассортимент самых обычных продуктов, мягко говоря, не полный. Например, в Рыбнослободском  до вмешательства Госалкогольинспекции нельзя было купить обычного «белого» хлеба. А в Кукморском районе стараниями инспекции открылся торговый объект, или, переводя с сухого языка отчетности, обычный магазин. Куда раньше ходили за продуктами кукморчане, неизвестно.

В общем, не хватает каких-нибудь продуктов в соседнем магазине – жалуйтесь в Госалкогольинспекцию. Только имейте в виду, лобстеры к продуктам первоочередной необходимости не относятся.

 

Покупай татарстанское, а не то…

Игорь Марченко акцентировал внимание на том, что поддержка татарстанских производителей – святой долг его ведомства . Так, в День республики в ТЦ «Парк Хаус» в гипермаркете «Реал» проходила выставка-продажа под лозунгом «Покупай татарстанское!». Были ли в восторге покупатели, осталось «за кадром», но сам «Реал» в результате акции увеличил долю продукции татарстанского производства на своих полках. И продлил старые договора с местными предприятиями. Всего таких выставок по республике прошло 136. Местным агрохолдингам и пищевой промышленности есть за что благодарить сотрудников Госалкогольинспекции.

Марченко уверял, что нарушениями по соответствия составу изделия грешат больше производители из других регионов, чем татарстанские. То же показывают, по словам главы Госалкогольинспекии,  и многочисленные дегустации, проводимые ведомством. Хотя на той дегустации, на которой недавно присутствовал корреспондент «Вовремя», среди победителей была только одна татарстанская марка.

Граждане и инспекция – вместе страшная сила

Более 20 тыс. обращений рассмотрели за год сотрудники Госалкогольинспекции. Чаще всего граждане жаловались на технически сложные товары (а не надо покупать гаджеты, которыми не умеешь пользоваться! – прим. авт.), продукты и жилищно-коммунальные услуги. Правда, последние в структуре жалоб не потягивали до 3%. Наверно, в Госалкогольинспекцию жаловались на ЖКХ тогда, когда все остальные органы уже «отфутболили» — потому что сфера ЖКХ лидирует по количество жалоб во всех инстанциях. Что интересно, в 92% жалобы подтвердились.

Там, где сотрудники инспекции не успевали сами, они подключали граждан. В ведомстве помогли обиженным потребителям составить 902 претензии (больше в 3,3 раза, чем в 2010 году) и 231 иск в суд (больше в 1,4 раза, чем в 2010 году). Сами приняли участие в качестве консультантов в 467 судебных заседаниях. По уши в работе. И перспектива не радует, если смотреть увеличение числа жалобщиков в геометрической прогрессии.

Хорошо, что народ потянулся отстаивать свои потребительские права. Общая стоимость исков в 2011 году составила 13,5 млн. рублей. Так, глядишь, и до сносного сервиса дойдем.

Если вы гурман – покупайте местные напитки

Но главная забота у Госалкогольинспекции, как это понятно из её названия, — это алкоголь. Плохой, разумеется, поступает к нам из-за границ Татарстана.

Марченко привел пример. Закупили они как-то в Москве сразу у нескольких фирм много разного алкоголя. Но не для того, чтобы отметить День алкогольинспектора, а для проверки. И забраковали 9 из 10 бутылок. Хоть водки, хоть коньяка.

Правда, забраковали не как совершеннейший яд. Просто наблюдалось некоторое превышение красителей. Про местный-то алкоголь такое, конечно же, и в страшном сне не приснится.

А вообще 50% алкогольного брака – это, по словам Марченко, несоответствие по органолептическим свойствам. Ну, там вкус горчит, или цвет подозрительно блеклый.

 

Штраф как льготный тариф

Касаясь алкоголя, Марченко упомянул об одной серьезной проблеме. Всё чаще алкоголем торгуют незаконно, то есть без лицензии. Этим занимаются, в основном, различные ИП.
Занимаются, потому что хорошо умеют считать. Лицензия, для которой надо сначала стать ООО, стоит где-то 40 тыс. рублей, плюс надо тратить время, собирая бумажки, а штраф за нелицензионную продажу – 4 тыс. рублей. Ещё неизвестно, попадешься ли 10 раз.

Услышав такое, присутствовавший на коллегии премьер-министр РТ Ильдар Халиков поинтересовался, чья прерогатива назначать такие штрафы. Оказалось, что федеральная.
«Надо выйти с законодательной инициативой к центру», — быстро сориентировался премьер, — «а не то это будет не борьба с нарушителями, а профанация».

Всего в прошлом году было проверено 3 444 тысяч дал алкогольной продукции. Несоответствующей ГОСТу, требованиям безопасности и нелегальной признали 900 тысяч литров. То есть 26,1%. Шанс купить в Татарстане не совсем качественную бутылку чего-то горячительного — один из четырех.

По результатам проверки 8 «иногородних» производителей попросили больше не беспокоить Татарстан своей продукцией.

Ночная охота на алкоголь

Коснулся Марченко темы запрета на ночную торговлю крепкими напитками. Были проверены около 8 тыс. торговых точек. В 349 выявлены несоблюдения ограничения времени продаж (просим прощения за обилие существительных – прим. авт.). Наложили порядка 800 тысяч рублей штрафов. Да у ООО «Удача плюс» из Казани аннулировали лицензию. Теперь, наверно, данное ООО переименовали в «Лицензия минус».

Но здесь были свои накладки со стороны судебной системы. Так, один судья Московского района не осудил нарушителя, ссылаясь на федеральное законодательство (по нему запрещено торговать алкоголем с 22.00 до 8.00 – прим. авт.). Не знает, видимо, человек о том, что местным законодательным органам в этом вопросе федеральная власть дала приоритет и полный карт-бланш. Судью, конечно, подправила вышестоящая инстанция, но осадок у Госалкогольинспекции остался.

Примечательно, что сами граждане были не очень активны в деле профилактики ночных продаж алкоголя. За год на телефон «горячей линии» поступило только 92 обращения.


Сетевое декларирование

Марченко также отметил успешное внедрение прогресса в документооборот Госалкогольинспекции. Теперь в 65% случаев декларации о розничной продаже алкогольной продукции сдают через интернет посредством электронно-цифровой подписи. Некоторые документы сотрудники теперь запрашивают сами. Например, в Госреестре. А не требуют их с предпринимателей. Всё потому, что в республике налажен электронный документообмен между ведомствами.

Правда, Халиков сказал, что 65% — это хороший среднероссийский показатель, но у нас в республике его надо довести минимум до 90%.


Save легальную торговлю

Ретивые муниципалитеты в 2011 году закрыли более 700 торговых точек, где торговали алкоголем. С точки зрения Госалкогольинспекции, это неправильно. Таким образом, нагрузку на печень забирает на себя контрафакт. Лицензионную торговлю старались всеми возможностями вернуть в районы. Госалкогольинспекции удалось добиться восстановления около 270 торговых точек.

Больше легальной водки – меньше самогона. А в обозримом будущем резкого снижения алкоголизма на селе никто и не ждет.


Борцы за здоровье

Завершал коллегию Госалкогольинспекции РТ  докладом Ильдар Халиков. Он отметил, что Татарстан лучше всех заботиться о здоровье своих граждан, особенно употребляющих. У нас 1,6 отравлений алкоголем на 100 тысяч населения. Среднероссийский же показатель 8,4 отравлений. Цифры действительно впечатляют, и в этом значительный вклад Госалкогольинспекции Татарстана.

Но Халиков призвал не ориентироваться на соседей, у которых, как выяснилось, отравлений ещё больше, чем в среднем по России, а двигаться дальше в этом направлении.

С другой стороны, премьер призвал (в первую очередь, глав районов, которые были на прямой видеосвязи, — прим. авт.) думать о своем производителе. Упаси Боже, потребление алкоголя не должно расти ни в коем случае, сразу же оговорился Халиков. Но в структуре потребления должна сильно и явно преобладать местная продукция. Как этого добиться – задача для глав. Иначе, мягко намекнул премьер, у районов могут возникнуть проблемы с региональными субвенциями. Чего греха таить, алкогольные продажи – второй по значимости наполнитель местного бюджета после нефтехимии.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

02.02.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также