Перспективы мировой экономики на конец 2012 г

28.11.2012

После значительного ухудшения ситуации в конце 2011 года перспективы мировой экономики постепенно улучшились в начале 2012 года, но во втором квартале вновь возникли опасения относительно прочности этого подъема. Повышение экономической активности в США и принимаемые меры в зоне евро в ответ на углубление кризиса ее экономики помогли сдержать резкое ухудшение финансовых условий и укрепить доверие со стороны рынка в течение первых месяцев 2012 года. Вместе с тем, риски ухудшения ситуации оставались повышенными в конце 2012 финансового года, и рынки проявляли беспокойство, поскольку вновь возникли опасения относительно суверенного долга в некоторых странах Европы и проблемы в европейском банковском секторе. 

Ввиду волатильности на рынках перспективы в конце 2012 финансового года оставались неопределенными. Директивным органам необходимо было продолжать фундаментальные бюджетные и структурные реформы, требующиеся для достижения здорового и устойчивого роста в среднесрочной перспективе. Странам с развитой экономикой при этом необходимо было сохранять поддержку все еще слабого роста в ближайший период. В зоне евро требовалось продолжать работу для создания более прочного валютного союза, включая шаги по усилению координации бюджетной политики и распределению ожидаемых фискальных рисков, укреплению банковских систем и уменьшению зависимости между банками и суверенным финансированием. Перед странами с формирующимся рынком и развивающимися странами стояла задача калибровки экономической политики, чтобы противостоять рискам ухудшения ситуации в мировой экономике и поддерживать рост, а в некоторых случаях требовались меры против чрезмерного нарастания тенденций перегрева экономики. 


Два шага вперед, один шаг назад

В первом квартале 2012 года в мировой экономике постепенно произошло оживление после значительного ухудшения ситуации в конце 2011 года. Обеспокоенность относительно финансовой стабильности в зоне евро и сильной напряженности на рынках грозили ввергнуть Европу и, возможно, все страны с развитой экономикой, в новую глубокую рецессию. Однако более существенные меры политики в Европе помогли стабилизировать рынки, и в США продолжалось повышение экономической активности. Кроме того, в большинстве стран с формирующимся рынком и стран с низкими доходами темпы роста оставались достаточно высокими. Вместе с тем, на конец 2012 финансового года сохраняющиеся экономические и финансовые трудности в зоне евро в сочетании с неопределенной политической ситуацией в этом регионе оставались одним из главных факторов уязвимости мирового подъема. 

И в самом деле, потрясения на финансовом рынке в 2012 финансовом году наглядно показали риск неблагоприятных изменений настроений участников рынка, которые сами влекут за собой ухудшение ситуации. Такие изменения могут быстро привести страны с неустойчивой экономикой в состояние «плохого равновесия» с повышением доходности по государственным заимствованиям, замораживанием банковского финансирования и замедлением роста кредита, что негативно скажется на реальной экономике. Меры политики в Европе активизировались в первые месяцы 2012 года, включая решительные действия Европейского центрального банка по предоставлению банкам больших сумм долгосрочной ликвидности, бюджетную консолидацию и структурные реформы в ведущих странах зоны евро, совершенствование управляющих структур Европейского союза и согласование параметров европейских механизмов экстренного финансирования. Другие центральные банки также приняли меры для смягчения денежно-кредитных условий, и кредитные риски отступили. В то же время, риски для глобальной финансовой стабильности оставались повышенными. Стандарты банковского кредитования ужесточились, более общие финансовые условия ухудшились, а рынки облигаций оставались неустойчивыми и волатильными. 

Это было и остается наследием Великой рецессии и финансового кризиса. Как показывает исторический опыт, процесс снижения левериджа требует времени и обычно сдерживает экономическую активность. В конце 2012 финансового года многие страны все еще были обременены большим долгом в ряде секторов, поэтому в процесс финансового оздоровления были вовлечены правительства, корпорации и домашние хозяйства, нередко одновременно. Кроме того, многие страны с высокими уровнями внешнего долга должны были решать задачу перебалансирования в условиях серьезных проблем конкурентоспособности и пониженного внешнего спроса. Директивным органам нужно было разработать продуманное и сложное сочетание мер финансовой, макроэкономической и структурной политики, которое обеспечило бы плавное снижение левериджа, поддержало экономический рост и способствовало перебалансированию. 

На этом фоне общие перспективы мировой экономики на конец 2012 финансового года оставались неустойчивыми. В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах прогнозировалось небольшое замедление реального роста валового внутреннего продукта (ВВП) с 6,2 процента в 2011 году до 5¾ процента в 2012 году, а затем новое повышение темпов до 6 процентов в 2013 году. В заключительный период 2012 финансового года эти страны продолжали пожинать плоды прочных основных макроэкономических показателей и проведенных ранее структурных реформ, хотя внутренние факторы уязвимости постепенно нарастали после десятилетия уверенного экономического роста, которому способствовал быстрый рост кредита или высокие цены на биржевые товары. 

Риски для перспектив экономики по-прежнему были прочно смещены в сторону снижения темпов роста. Во-первых, сохраняющаяся обеспокоенность относительно долгового кризиса в зоне евро продолжала ослаблять стабильность финансового рынка и оставалась самым большим фактором риска для мировой экономики. Резкая эскалация кризиса могла бы вызвать широкомасштабное «бегство от риска», что имело бы очень негативные глобальные последствия. Например, чрезмерное снижение левериджа в европейских банках могло бы выявить факторы уязвимости на формирующихся рынках и в результате привести к возобновлению оттока портфельных инвестиций и подорвать внутреннюю финансовую стабильность. Во-вторых, геополитическая неопределенность может привести к резкому повышению цен на нефть и подорвать мировой рост. В среднесрочной перспективе риски, связанные с хронически вялой активностью и высоким государственным долгом и дефицитом в странах с развитой экономикой, могут ослабить поддержку бюджетной консолидации и торговой и финансовой интеграции. 


На два шага впереди 

Заглядывая вперед с учетом опыта конца 2012 финансового года, правительствам необходимо будет усилить меры политики, чтобы укрепить вялую динамику подъема и противостоять рискам замедления роста. Это потребует дальнейших мер по преодолению кризиса в зоне евро, взвешенного подхода к бюджетной консолидации с учетом ослабления активности, продолжения адаптивной денежно-кредитной политики и обеспечения обильной ликвидности для финансового сектора. В среднесрочной перспективе задача состоит в улучшении слабых перспектив роста в основных странах с развитой экономикой. 

Начиная с зоны евро, официальным органам в дальнейшем необходимо было развивать принятые в 2012 финансовом году существенные меры для усиления антикризисного механизма. Требовалось неуклонно продолжать бюджетную консолидацию, но организовать ее таким образом, чтобы не допустить чрезмерного ослабления спроса в ближайший период. Возможно, имеется потенциал для дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики, и необходимо будет рекапитализировать банки, стремясь избежать деструктивного снижения левериджа в банковской системе, чтобы содействовать достаточному притоку кредита в частный сектор. В среднесрочной перспективе требовалось осуществить изменения, чтобы устранить недостатки в структуре валютного союза, которые способствовали возникновению кризиса; эти изменения включают более эффективный механизм для проведения ответственной и последовательной налогово-бюджетной политики, включая возможность активного участия институтов ЕС в формировании национальных бюджетных планов; более широкое распределение фискальных рисков, чтобы не допустить перерастания проблем в одной стране в дорогостоящий финансовый кризис в другой стране; более интегрированная финансовая система в зоне евро, включающая общий надзор и регулирование, страхование депозитов и урегулирование проблемных банков; меры по всему региону для сокращения разрыва в проведении структурных реформ, в том числе в отношении рынков труда. 

В других странах с развитой экономикой сохранялась настоятельная необходимость в действенных и устойчивых планах бюджетной консолидации в среднесрочной перспективе, позволяющих вывести государственный долг на четкую устойчивую траекторию, особенно в Японии и США. Среднесрочные бюджетные планы должны были включать укрепление бюджетных институтов и реформы программ обязательных пособий, например, привязку пенсионного возраста к средней продолжительности жизни или совершенствование стимулов для снижения затрат в секторе здравоохранения. Разработка планов для решения этих проблем продемонстрировала бы готовность и способность директивных органов действовать, и тем самым помогла бы восстановить доверие рынков к устойчивости государственных финансов на раннем этапе. В то же время, ввиду слабых перспектив экономического роста, страны, обладающие потенциалом для проведения налогово-бюджетной политики, с точки зрения состояния их бюджетных счетов и доверия со стороны рынков, могли бы пересмотреть темпы консолидации, чтобы избежать негативного воздействия на рост. Другие могли бы допустить беспрепятственное срабатывание автоматических стабилизаторов, пока они способны без труда финансировать более высокие уровни дефицита. 

Помимо налогово-бюджетной политики, наиболее важными приоритетами на конец 2012 финансового года оставались регулирование и надзор в мировом финансовом секторе и проведение повышающих производительность реформ с целью увеличения потенциального объема производства. В США может потребоваться более решительный подход для преодоления проблем на рынках недвижимости и ускоренного оздоровления балансов домашних хозяйств. 

Безработица оставалась неприемлемо высокой. В конце 2012 финансового года более 200 млн человек во всем мире не имели работы, а в некоторых странах Южной Европы половина молодежи не могла найти работу. Структурные реформы должны были включать поддержку доходов и обучение безработных для содействия повышению производительности и расширению участия в рабочей силе. Были бы также полезны меры, стимулирующие банковское кредитование малых и средних предприятий, которые обеспечивают значительную долю занятости. В случае стран с формирующимся рынком и развивающихся стран необходимо было найти правильное сочетание мер макроэкономической политики, позволяющее в некоторых случаях противостоять рискам снижения активности вследствие слабого роста в странах с развитой экономикой и волатильности на финансовых рынках, а в других сдерживать тенденции перегрева. В зависимости от особенностей конкретного случая они могут включать меры в ответ на снижение внутреннего и внешнего спроса; подготовку к неблагоприятным вторичным эффектам в результате событий в странах с развитой экономикой и оттокам капитала; восстановление бюджетных буферов и резервов, сворачивание адаптивной денежно-кредитной политики и укрепление пруденциальной политики и систем. В странах с низкими доходами налогово-бюджетная политика должна была ограничить ущерб для государственных балансов путем предоставления субсидий только наиболее уязвимым слоям населения. 

Последние месяцы 2012 финансового года подтвердили, что успешное международное сотрудничество, позволившее принять скоординированные меры политики на раннем этапе финансового кризиса, все еще необходимо для обеспечения долговременного роста. Бюджетная консолидация сама по себе не способна излечить недомогание экономики, а в условиях низких темпов роста может даже привести к ухудшению коэффициентов задолженности в краткосрочной перспективе. Снижение потребления в странах с большим внешним дефицитом не было компенсировано ростом потребления в странах, имеющих профицит, поэтому в мире произошло чистое снижение спроса и темпов роста. Странам с высокими нормами сбережения необходимо было постараться устранить искажения, сдерживающие потребление, а странам с чрезмерным ростом за счет кредита сдерживать рост кредита и спрос. Это помогло бы поддержать перспективы роста в этих странах и в остальном мире, опираясь, в соответствующих случаях, на более рыночные обменные курсы. 

Сотрудничество в области экономической политики также было важным условием для обеспечения надежности и стабильности финансовой системы, отвечающей интересам населения и предприятий. На мировом уровне необходимо было последовательно внедрять новые нормативные положения во всех странах. Требовались также дальнейшие меры для решения проблем, связанных с организациями, которые считаются слишком большими или слишком сложными, чтобы можно было допустить их банкротство, а также с теневой банковской системой и вопросами трансграничного сотрудничества в санации банков и взаимодействия между органами банковского надзора. Банковское регулирование и надзор стали глобальной задачей, которую можно решать только на основе сотрудничества, чтобы организации не прибегали, как в прошлом, к арбитражу между системами регулирования, снижая действенность мер пруденциального контроля и защитных механизмов, содержащихся в новых нормативных положениях.

Источник: webeconomy.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также