Парадокс итальянского задиры

23.03.2012

Грубость земли и бытовые реалии

Выставка картин итальянца да Караваджо в НКЦ «Казань» стала первой публичной экспозицией в рамках проходящего в Казани «Дня Европы». Какими только эпитетами его, художника, не награждали: взрывной (о характере – прим.авт.), экспрессивный (о манере писать – прим.авт.), оригинальный, интригующий, человек со свободными, необыкновенными творческими способностями. Не случайно выставка порядка 40 репродукций его картин носит название «Оттенки истины, парадокс Караваджо». Парадоксальность художника заметна в его картинах, суждениях, поведении, образе жизни.

На фоне известных итальянских мастеров – Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Рафаэля с их тонким, изящным искусством, картины де Караваджо буквально ломают сложившиеся устои классической живописи. На полотнах Микеланджело де Караваджо изображены народные, грубые персонажи «от земли», связанные с бытом, обыденностью жизни. Он даже религиозные сюжеты изображает реалистично, до него бытовое написание живописи было редким явлением. И вместе с тем художник признан одним из крупнейших мастеров барокко, а его картины столь бережно хранятся, что их практически невозможно вывезти из итальянских коллекций. Так, в прошлом году в мае на «День Европы» в Москве удалось привезти лишь 11 его полотен – их экспозиция в Пушкинском музее имела большой успех. Наша страна может похвастаться лишь тем, что на ее территории хранится только одна картина этого удивительного мастера.

 

Обвиняемый гений

Родился Микеланджело Меризи де Караваджо в небольшом городке Караваджо (отсюда и фамилия художника – прим.авт.) недалеко от Бергамо в 1571 году. Свои картины писал в Риме, Неаполе, островах Мальте и Сицилии. В столице Италии будущий реформатор европейской живописи появился нищим и голодным, устроился на работу в мастерскую второстепенного, но бывшего в большой моде художника Чезари д’Арпино. В качестве подмастерья писал на картинах своего учителя фрукты, цветы и овощи – элементы натюрморта впоследствии будут часто изображаться и на полотнах самого Караваджо. Позднее именно Караваджо откроет для итальянской живописи жанр натюрморта.

Из-за отсутствия денег, необходимых чтобы взять натурщика, Микеланджело Меризи де Караваджо на своих картинах изображал себя – рисовал автопортреты с помощью зеркала. Так, образ художника встречается в картине «Больной Вакх», «Мальчик, укушенный ящерицей», «Голова Медузы». Часть его картин удивительна тем, что в них четко прослеживается захват движения – «Обращение Савла» – движение передано за мгновение до того, как оно прекратится. Или «Мученичество святого Петра», где три палача пытаются поднять крест, а зритель словно участвует в этом процессе.

В жизни экстравагантность, оригинальность и вспыльчивость да Караваджо находила выход в пристрастии к азартным играм, постоянным дракам и потасовкам – его называли не иначе как «талантливый задира» – художника часто задерживала полиция. Но благодаря своим богатым покровителям Микеланджело де Караваджо, избегал наказаний. В мае 1606 года к многочисленным эпитетам добавился еще один – обвиняемый – после одной из ссор скончался участник драки, в которой да Караваджо был ранен. Художнику был вынесен смертный приговор, покровители не помогли и Караваджо был вынужден сбежать в Неаполь.

 

Свобода выражения, голые пятки и интимно-психологическая интерпретация

Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для него, по информации портала smallboy, характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. У Караваджо одна из характеристик – светотеневые контрасты – становилась глубже с каждым новым периодом в творчестве. В тень художник выносил все второстепенное, а светом выделял самое главное и значимое.

С своих картинах художник отказывался от сценографической схемы маньеристских (вычурность, манерность – прим.авт.) традиций, согласно которым, для примера, прибытие Христа должно было произойти с почти предвозвещенной торжественностью. У Караваджо Иисус Христов буквально врывается в земной мир – полотно «Призвание Святого Матфея». В картине «Мадонна с паломниками» художник и вовсе разрушает традиционную иконографию, посвященную Деве Марии, которая предусматривает отрешенность Марии от паломников. У Караваджо Богоматерь в плебейском облачении подает Сына божьего молящимся. Что интересно, паломники обращены изображены спиной к зрителю, а голые, грязные ноги одного из них находятся на уровне глаз.

Традиционные религиозные темы получили у итальянского мастера совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию – «Отдых на пути в Египет», где библейское изложение представлено в интимной манере. Или «Амур-победитель – обнаженный и бесстыдный покровитель влюбленных веселым жестом представляет символы человеческой деятельности, с помощью которой люди получают известность и почести: музыку, астрономию, геометрию.

У Караваджо интерпретирована даже самая спорная и деликатная тема, связанная с Марией – непорочное зачатие – картина «Мадонна со змеей» – она была отвергнута заказчиками и продана за бесценок. Протестантская реформа отрицала способность Девы Марии победить зло, символизируемое змеей – признавалось, что это мог сделать только Христос. Однако у Караваджо Мария топчет ужа ногой с помощью Божьего Сына, причем нога Иисуса написана поверх материнской – полотно яркий пример реалистичности художника, его стремления выразить человеческую сторону библейских персонажей.

Микеланджело де Караваджо прожил всего 39 лет, но оставил после себя множество прекрасных полотен, которые до сих пор то приписывают его авторству, то отказывают в нем. Его последователями называют Рембрандта и Веласкеса.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя:ру

23.03.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также