Отступать некуда – впереди зима, или Снег как личный вызов
Проходившее сегодня совещание в мэрии было целиком и полностью посвящено предстоящей зиме. А точнее такому ее атрибуту? как снег, который год от года сваливается на голову горожанам, затрудняя привычные коммуникации.
Как справедливо заявили чиновники мэрии, снег – это, прежде всего, не чудо природы, а увеличивающиеся городские «пробки». Во вступительном слове мэр Казани Ильсур Метшин обозначил зимние пробки как главный на сегодняшний день вызов лично ему и городской администрации в целом. Он выдвинул подходящий лозунг: «отступать некуда – впереди зима». Для борьбы с этой напастью, по мнению градоначальника, все средства хороши. Можно ужаться в чем-нибудь другом, например, освещать долгими зимними ночами только полгорода, но не отдать зиме ни пяди асфальта.
Конечно, в качестве причин пробок мэр приводил и другие факторы. Например, рост продаж автомобилей (увеличился по Казани на 32% по сравнению с уровнем докризисного 2008 года). Или вот еще неопоримый фактор — недостаточная культура водителей, паркующихся разве только не на крыше Петропавловского собора. Безусловно, сказывается степень покрытия дорожной сетью города. Для Европы этот показатель колеблется в пределах 15-17%, в США – 25-30%, а в Казани – всего 8-9%.
Но самое страшное – это, безусловно, не нехватка дорог, а коварный снег, который покрывает их ежегодно. Поскольку ситуация приближается к военной, в мэрии уже загодя создали штаб по нормализации транспортной ситуации.
Превентивные меры
В борьбе со снегом в мэрии лишили применить научный подход. По заданию Ильсура Метшина еще в феврале этого года (когда прошлогодний снег еще удерживал фронт — прим.авт.) была разработана комплексная программа по модернизации системы содержания городских дорог. К разработке привлекли специалистов из московских дорожных институтов, ученых из КГАСУ, сотрудников ГУП «Доринвест», ГУ «Глававтодортранс» и Минстроя РТ.
В результате были разработаны конкретные меры по борьбе с будущими пробками по четырем основным направлениям. Программа рассчитана на 3 ближайших года. На ее реализацию требуется 2 млрд рублей. Причем, половина этой суммы уже получена и, видимо, даже оприходована. За что мэр не забыл публично поблагодарить президента РТ Рустама Минниханова.
Ученье – свет, неученье – старый грейдер
Четыре направления атаки на снег презентовал участникам совещания начальник Комитета внешнего благоустройства исполкома Казани Игорь Куляжев.
Первое направление – это замена устаревшей (морально и физически — прим.авт.) снегоуборочной техники. Свидетелями этого устаревания прошлой зимой были все казанцы, выходившие из дома. Многие единицы техники настолько устарели, что уже были практически невидны. Из 551 единицы техники, наличествовавших в то время, устарело 47%. Но будущей зимой, успокаивал Куляжев, все будет иначе. 344 единицы совершенно новой техники уже закуплено и должно поступить до 15 ноября. Еще 339 единиц купят в течении 3 лет.
Сложив 551 и 344, некоторые наивные подумают, что получиться 895 единиц техники. Но не тут-то было. На ближайшую зиму город будет располагать 626 единицами. Видимо, часть техники уже окончательно устарела и будет списана. Но в случае экстраординарных погодных условий мэрия сможет арендовать 1000 самосвалов дополнительно. Правда, самосвалы нужны только для вывоза, непосредственная уборка снега — дело исключительно специальной техники.
После Куляжева выступал Евгений Сиваков, генеральный директор СП «КАМАЗ-Boshung». Это предприятие специально было создано в начале года для выпуска различной снегоуборочной техники. Большую долю снегоуборочного оборудования Казань получит под маркой этого предприятия. Базируется оно в Набережных Челнах, на площадях КИП «Мастер». Сотрудничество с Казанью – это их пилотный проект. Если казанские субподрядчики останутся довольны, в последующие годы подключатся другие города.
Сиваков, как мог, расхваливал продукцию своего предприятия. Но после его презентации у корреспондента «Вовремя» осталось легкое недоумение. Метшин посетовал на то, что техника «КАМАЗа» новая, сложная, и привыкшие к старым моделям казанские водители и грейдеристы будут нуждаться в дополнительном обучении. Сиваков ответил, что подобное обучение предприятие, которое он возглавляет, берет на себя. Но неужели человек, который 20 лет управлял старой «девяткой», нуждается в дополнительных курсах, чтобы овладеть, к примеру, Infiniti FX? Или грейдерист – это синоним неуча?..
Большинство тех, кто убирает снег на улицах Казани, имеет стаж работы в этой системе не менее 10 лет. Молодых там единицы. Что же это за современная техника такая, которой без помощи со стороны не сможет управлять даже опытный водитель? Но если речь идет о поддержке отечественного производителя (особенно если он из Татарстана — прим.авт.), то злые языки вынуждены умолкнуть.
Вдарим по снегу новыми снегоплавильнями!
Второе направление — «тяжелая артиллерия». Речь идет о новых снегоплавильных комплексах. Раньше в Казани был только один, в районе речного порта с мощностью около 1500 кубических метров за сутки, всего с одной плавильной камерой (не говоря уже о вреде для экологии — снег здесь плавился, оставляя «бесхозные» горы мусора — прим.авт.). Для миллионного года – это не серьезно. Поэтому, до зимы в Казани должны быть готовы еще 5 площадок, в сумме оснащенных 7 снегоплавильными камерами. Располагаться они будут в разных точках города: на проспекте Победы, на улицах Васильченко, Несмелова и Воровского, а также на пересечении Тульской и Технической. Причем, на Несмелова около Речного техникума все уже готово. Как выразился представитель мэрии: хоть завтра можно везти туда снег. Это очень смелое заявление, учитывая вероятность выпадения снега в октябре.
На одном из объектов побывал корреспондент «Вовремя». Дорога к нему (с запредельным уровнем грязи — прим.авт.) пролегает от проспекта Победы между ТЦ «Южный» и супермаркетом «Мегастрой». Там, за «Мегастроем», и находиться будущее аутодафе для казанского снега. На объекте будут целых 3 снегоплавильных камеры общей производительностью 3600 кубических метров в сутки. Сметная стоимость строительства – 150 млн. рублей. Не очень дорого за удовольствие расплавить тонну-другую свежего снега. Пока на месте видно только котлован с торчащей из него арматурой. Но строители уверяют, что через месяц все будет готово к пуску.
Принцип действия всех новых снегоплавильных камер прост. К ним подводятся трубы канализации, температура на поверхности которых достигает 17-18 градусов по Цельсию. Соответственно, снег плавиться, и стекая, смешивается со сточными водами. Специальная решетка отсеивает случайно попавший в самосвал крупный мусор. К примеру, забытый в сугробе Matiz… Доводить температуру до 20 градусов не рекомендуется, могут случиться незапланированные ручьи.
Получившиеся в сумме 6 площадок с 8 камерами смогут растапливать 10,5 тысяч тонн снега за сутки. Прогресс — налицо. Только прошлой зимой при обильном снегопаде вывоз достигал 30 тысяч тонн за сутки. При среднестатистическом снегопаде половину образовавшегося снегапридется вести по старинке, на свалку.
Те же и 44 копейки
Следующая мера по борьбе со снегом – оптимизация работы обслуживающих организаций. Весь город будет поделен на 4 зоны (по новым районам — прим.авт.). В каждой зоне будет один генподрядчик – МУП, полностью отвечающий за работу субподрядчиков и распределяющий маршрутные карты уборки. Например, для Вахитовского и Приволжского районов, администрации которых были не так давно объединены, генподрядчиком выступает МУП «Горводзеленхоз». Уже известно, что субподрядчиками будут те же организации, что и прошлом году. Ведь у них есть опыт и техника.
По ходу совещания вскрылись интересные подробности прошлогодней борьбы со снегопадом. Оказывается, некоторые подрядные организации базировались в одной части города, а убирали снег в другой. В этом году от подобной практики решили отказаться. Для этого и нужно зонирование. Решение весьма здравое. Только странно, что оно раньше не пришло кому-нибудь в голову.
Для новичков снегоуборочного бизнеса в теории тоже путь не заказан. Но на практике пролесть в этот бизнес очень сложно. Как сказал Метшин, 95% сидящих в зале он знает в лицо. Вряд ли он имел в виду журналистов. Он говорил о своих подчиненных и руководителях будущих субподрядчиков.
Странно, что ни одного слова не было сказано о демонополизации этого сектора. А это была бы весьма действенная мера. Почему бы не заменить хотя бы 50% прошлогодних подрядчиков на новых? Ведь сам Метшин критиковал их прошлой зимой за плохую работу.
Все спикеры посетовали на низкий тариф на уборку улиц в зимнее время, действующий в Казани. Всего-то 15 копеек за квадратный метр. В то время как Нижнем Новгороде и Самаре – 28 копеек, а в Саратове – 25 копеек! Исследование ЦЭСИ, проведенное недавно, показало, что экономически обоснованным будет тариф в 44 копейки за квадратный метр. И не копейкой меньше. Дело за малым — согласовать новый тариф В Минфине РТ, в Кабмине и у президента. Благодаря нынешнему низкому тарифу, зарплата грейдериста не превышает сейчас 15 тысяч рублей.
Скупой платит каждый год
Наконец, как говорят в американских фильмах: а вот и кавалерия! В качестве кавалерии выступает постепенный переход на современные противоледные материалы. Казань закупила 4,5 тысяч тонн реагентов производства крупнейшего в России Уральского завода противоледных материалов. Для сравнения: традиционная песко-солянная смесь заготавливается ежегодно в размере 180 тысяч тонн. Однако именно эта смесь портит ландшафт и засоряет ливневку. Устранение последствий применения этой смеси влетает городскому бюджету в копеечку. А по словам генерального директора Уральского завода противоледных материалов Рустама Гильфанова, их реагент чуть ли не лучший в мире. Во всяком случае, их закупают несколько европейских стран.
Преимущества уральского реагента очевидны. Чистые дороги и расход в 4-5 раз меньше, чем у песко-солянной смеси. По словам генерального директора Уральского завода их продукция показывает просто чудестные результаты. Когда этим реагентом обработали несколько улиц в Санкт-Петербурге, аварийность на них снизилась примерно на 20%. Впрочем, есть и минусы: нужно точно придерживаться технологии размещения, плюс высокая цена. Видимо, только этим можно объяснить, что только 10% площади городских дорог обработают предстоящей зимой уральским реагентом. Это, скорее всего, будут самые оживленные магистрали (Пр. Победы, Ямашева, Ершова, вряд ли обойдутся без Оренбургского тракта и Кремлевской). А на остальных участках – привычная смесь песка и соли. А ведь каждый водитель врямя от времени вынужден сворачивать в сторону от основных улиц.
Хочется вверить, что когда-нибудь качественными реагентами будут обрабатывать все 100% городского ландшафта. Это именно тот случай, когда экономия приводит к еще большим затратам, которые год от года возрастают. Тем более что песко-солянная смесь тоже не бесплатно падает с неба.
Последний довод мэров против нерадивых парковщиков — БТР
Завершая совещание, Метшин призвал начальника УВД города и городского прокурора к жестким мерам по борьбе с неправильно паркующимися водителями. Без этой борьбы, по мнению градоначальника, «пробки» никуда не денутся. Он даже вспомнил (в качестве шутки, надо полагать — прим.авт.) пример вильнюсского мэра, который ради предвыборного pr проехался по неправильно припаркованным машинам на БТР.
Если серьезно, казанский градоначальник предложил провести разъяснительную работу с ректорами вузов, руководителями банков и владельцами офисных зданий. Именно они, по мнению мэра, должны заниматься площадями около собственных зданий. Видимо, запрещать своим нерадивым студентам и клиентам парковаться рядом.
Интересно, куда денутся тысячи студентов и менеджеров, если слезут со своих «железных коней»? Думается, что на пешую зимнюю прогулку вряд ли кто согласиться. Знает ли мэр, что в «час пик» (начало и конец занятий в вузах и рабочего дня — прим.авт.) в общественном транспорте трудно протолкнуться? Даже в таком просторном и не самом популярном, как метро. Лишние пассажиры рискуют парализовать его работу.
Но всегда хочется надеется, что сбудутся оптимистические прогнозы. Что программа мэрии даст результат, и зимние «пробки» станут частью казанских легенд. Поживем – увидим. Точнее, прочуствуем.
Дмитрий Смирнов
Вовремя:ру
14.10.11