Отечественный ИнвестПром

19.06.2012
 

Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.

 

Фрэнсис Бэкон

 


У главы государства акценты расставлены на инвестиции и промышленность

Напомним, что сразу после инаугурации Владимир Путин вплотную занялся подписанием ряда указов, направленных на улучшение инвестиционного климат страны, ее социальную и внешнюю политику. Так, в указе о долгосрочной государственной экономической политике, отдельный блок ценных указаний правительству направлен на область улучшения условий ведения предпринимательской деятельности. И среди прочего там указано, что до 1 января 2015 года необходимо обеспечить «существенное сокращение сроков прохождения процедур субъектами предпринимательской деятельности».

Кроме того, сократить их стоимость в следующих сферах государственного регулирования: строительство, подключение к сетям, меры налогового стимулирования и налоговое администрирование, таможенное администрирование, в том числе при реализации дорожных карт по совершенствованию делового климата, разработанных в рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

Отдельный пункт относился к утверждению до 1 января 2013 года государственной программы по развитию промышленности и повышению её конкурентоспособности. Производственный акцент в нашей стране достаточно высок и правительство с готовностью поощряет все начинания в этой сфере и, что особо радует, это тоже способствует  появлению не только новых производств, но и увеличению доли бизнеса в России.

Россия, к слову, свою промышленность никогда не забывала и старалась по мере сил хоть что-то, но делать. В прошлом году ряд регионов активно включился в процесс возрождения промышленных зон или «промышленных производственных площадок муниципального уровня» (ППМУ). Местом действия были выбраны уже существующие ранее площадки – бывшие территории различных производств, где нет необходимости заново готовить всю инженерную инфраструктуру и заниматься подведением сетей – все уже есть. Правда, кое-где то, что уже было, пришлось обновить, но эти затраты не казались слишком большими в сравнении, если бы все пришлось создавать заново.

 

А площадок-то раз, два и обчелся

Google, на запрос о промышленных муниципальных площадках на территории страны информации, выдает довольно мало: то ли их действительно немного, то ли муниципалитеты не торопятся доверять всемирной паутине данные о своих ППМУ. Поиски привели на сайт Новочеркасска, где формулировка площадок несколько иная: «муниципальные инвестиционные площадки», а также на несколько сайтов районов Челябинской области, где ППМУ активно развиваются.

Одним из первых работу по ППМУ развил Татарстан – с инициативой вышло Агентство инвестиционного развития РТ (АИР РТ). На мысль о МПП главу ведомства Линара Якупова натолкнуло выездное совещание АИРа в Актаныше, в ходе которого была организована экскурсия в местную промышленную зону. Актанышские власти раздали сформированные производственные корпуса нескольким предпринимателям, причем муниципалитет взял все затраты на себя.

Вместе с тем, будут задействованы и бюджетные деньги. В этой связи Линар Якупов отмечает, что формирование площадок позволит держать предпринимателей на контроле. Но не с тем, чтобы «считать, сколько у них денег». АИР намерен работать так, чтобы предприятия не разорились и у них всегда был рынок сбыта. В перспективе рассматривается появление рядом с этими площадками аутсорсинговых центров – финансовых, консалтинговых и юридических институтов.

Согласно официальной информации, опубликованной на сайте АИРа к годовщине создания ведомства, весь 2012 год пройдет под знаком создания муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства. Сейчас ведется работа по созданию в республике сети промышленных площадок муниципального уровня, где землю и инфраструктуру предоставляет муниципалитет, предприниматели организуют производства, а государство оказывает методическую и финансовую поддержку.

 

На откупе у государства, муниципалитетов и частных лиц

В Актаныше площадка занимает 4,7 гектаров и на размещение на ней претендуют 7 резидентов, из них двое уже заняты фундаментом под свои производственные корпуса. На последнем совещании с главами муниципальных районов Татарстана Линар Якупов развил серьезную полемику по неактивности последних в привлечении субъектов малого и среднего предпринимательства. И не только в отношении размещения на ППМУ. Главы, в свою очередь отчитывались: «интерес у предпринимателей есть, но как доходит до дела, они деятельность приостанавливают».

Площадки на территории Татарстана встречают разных типов: смешанные, сельскохозяйственные и производственные. Разные у них и владельцы – муниципалитет, государство, частные лица. В договорах с последними четко прописано, чтобы арендная плата не превышала допустимого уровня. В Альметьевском районе ППМУ смешанного типа и в муниципальной собственности площадью 2,2 гектара. В Апастово – направление сельскохозяйственное, территория 6 гектаров, государственная собственность и претенденты на размещение в количестве 10 резидентов. У четырех из них уже готовы все документы.

В Верхнеуслонском районе промплощадка развивается на принципе государственно-частного партнерства. Площадь – 1,3 гектара, основной акцент – семейные фермы. Правда, если верить словам представителя этого района, то предпринимателей в ППМУ больше интересует земля, нежели вопросы, связанные с отходами производства. В Заинском районе площадка находится в государственной собственности и располагается на площади в 4 гектара. Основной акцент здесь на лесопереработку – зона бывшего лесхоза – на размещение здесь заявились 5 резидентов.

В Балтасинском районе две ППМУ и обе в частных руках. В Лаишево территория промплощадки раскинулась на трех гектаров, а готовой документацией могут похвастаться лишь пять резидентов из 10 заявившихся. Но и это уже хорошо – меньше полугода назад АИР неоднократно озвучивал проблему, связанную с низким откликом муниципалитетов на создание у себя ППМУ. Самое же большое количество заявившихся резидентов – 22 – в Набережных Челнах, где не только применяют подготовленную АИРом документацию, но и формируют свою – под местные правила. И территория немаленькая – 11 гектаров, а собственность – муниципальная.

 

Проблемы на местах находят отклик у федералов

Серьезнее всего на упомянутом совещании подошли к Дрожжановскому району. Площадка здесь смешанного типа, резидентов – 20, а территория просто огромная – 40 гектаров. Тем не менее, претензии к району заключались не в этом – как оказалось, Дрожжановский, а вместе с ним Балтасинский, Атнинский, Кукморский, Нижнекамский, Сабинский, Тукаевский и Елабужский районы до сих пор не прислали отчеты о деятельности местных грантополучателей. Другие участники совещания тут же припомнили, что Дрожжановский, а с ним Тетюшский, Спасский и Рыбно-Слободской районы традиционно вот уже 5 лет занимают последние места в списках Минэконома РТ. Более того, именно они считаются «глубоко дотационными» и обеспечены своими средствами лишь на 20%.

Другая претензия к этим районам состоит в том, что от них идет слабый, а иногда вообще нулевой отклик на видео-приемы с муниципалитетами, которые АИР организует у себя каждый месяц. Повышенную активность в этом направлении в первом полугодии 2012 года «соблюдали» лишь Чистополь, Набережные Челны и Елабуга. Что касается электронной отчетности по грантам, то АИР ввел ее недавно и ставил цель отследить, насколько успешно работают все те предприниматели, что получили поддержку по программе Лизинг-грант в 2011 году. Сабинский район тут же оправдали – у них субъектов МСБ «рекордное количество» и такой объем информации сразу не соберешь.

К слову, в текущем году потенциальные грантополучатели будут двигаться к заветной цели в электронной очереди – максимальная прозрачность и стремление АИРа избежать нового потока «кривотолков» на тему коррумпированности ведомства. Очередь как «в детский сад» сыронизировал Линар Якупов. Серьезного обсуждения удостоились и те районы, что все-таки поспешили рассказать, насколько  успешно у них гранты тратятся – отчет был формальный, «отписка», прокомментировали в АИРе.

Между тем, по итогам первого квартала текущего года грантополучатели выручили 238 млрд. рублей (0,3% от общего количества по бизнес-плану – прим.авт.), заплатили налоговикам 13,3 млн. рублей (6%) и обеспечили рабочими местами 913 человек (16%). Цифры хоть и небольшие, но и им есть объяснение – по словам Линара Якупова, половина из заявленных на грант проектов имеет низкую степень отдачи, а большинство цифр в бизнес-планах были завышены.

В целом же на всю Россию (83 региона – прим.авт.) по программам господдержки выделяется порядка 20 млрд. рублей и Татарстан один из немногих, кто получает около 1 млрд. этих средств. Кроме того, один из спикеров обозначил, что Татарстан задолжал федеральному бюджету 80 млрд. и нужно ценить тот факт, что Татарстану не отказывают в различных формах поддержки.

В ближайшем будущем АИР, скорее всего, начнет внедрять ежемесячную отчетность, чтобы не потерять информацию о потраченных по госпрограммам рублях, но с агентства и спрос. Стоит отметить, что в этом году господдержка будет оказываться по двум направлениям: сельскохозяйственному и производственному. И предлагаемые АИРом ППМУ будут иметь определенный успех – Линар Якупов не скрывает, что приоритет по грантам будет отдан тем, кто заявится на господдержку как резидент промышленных производственных площадок муниципального уровня. Такой вот карт-бланш для повышения престижа ППМУ, повышения роли промышленного производства, увеличения доли МСБ и привлечения интереса к тому, что так усиленно продвигает родное отечество.

Оксана Ефимова, Вовремя.ру
19.06.12

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также