И не надо нам никакого ВТО, нам хорошо и без ВТО, и нечего там делать, в этом ВТО. Шутка, конечно. |
|
Дмитрий Медведев |
Наконец-то, мы в ВТО
Так закончилась 18-летняя эпопея под названием «вступление России о Всемирную торговую организацию». По этому сроку мы обогнали даже Китай.
Здесь российское руководство (не смотря даже на то, что оно полностью сменилось с 1995 года) строго придерживалось принципа – и хочется, и колется. Да и принимали нас не очень-то охотно. Почему? В ВТО опасались наплыва российских товаров на мировом рынке? Вряд ли. Скорее, не оценивали внутренний рынок России как перспективный. И это не смотря на то, что официальная российская статистика показывала ежегодный (порой бурный) рост ВВП.
Россия взяла отсрочку, чтобы защитить своего производителя. Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют в среднем 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам — 5-7 лет. К чувствительным отраслям, в которых могут возникнуть (честно говоря, обязательно возникнут) определенные экономические и финансовые сложности относятся автомобильная промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, легкая промышленность.
Представители отечественного бизнеса (и простые потребители) весьма неоднозначно восприняли данную ратификацию. Некоторые парламентарии обратились в Конституционный суд с просьбой проверить протокол о присоединении РФ к ВТО на соответствие Конституции РФ. КС 9 июля объявил, что не усматривает нарушений Основного закона при подписании пока еще не вступившего в силу протокола о вхождении РФ в ВТО.
Всяк сегмент, знай свой порог
Страх отечественного производителя объясним. Хотя в разных потенциально проблемных сегментах ситуация разная.
Наш автопром поддерживали и финансово, и заградительными таможенными барьерами уже раз несколько. Это ещё не считая советских времен, когда иномарку могли себе позволить только народные артисты, родственники Брежнева и заведующие мясными отделами. А о своей машине многие мечтали уже тогда.
И что? Каков результат за эти годы? По-прежнему, ВАЗы называют в народе ведрами с гайками. Ну, не считая той желтой «Лады Калины». И может быть ещё пары «Грант».
Была сильная надежда на приход Renault-Nissan. Но постепенно выяснилось, что это «лекарство» не особо помогло.
Ломаются чаще даже недорогих китайских авто. Коробки передач по-прежнему механические. Об установке коробки-автомата разговоры идут уже с десяток лет. Говорили о заводе в Калининграде, который уже якобы начал их выпускать. Ходят слухи, что на Украине будут собирать ВАЗы с б/у коробками от Тойот. Вроде какие-то «Приоры» уже есть с автоматами.
В конце лета Автоваз приступит к серийному выпуску автомобилей Granta с автоматической коробкой передач. |
Но это всё досужие домыслы. Пока официальная версия Автоваза: в конце лета завод приступит к серийному выпуску автомобилей Granta с автоматической коробкой передач японской компании Jatco. В год российский автогигант способен производить примерно 80 тысяч Granta с АКП, заявил президент японской компании Такаси Хата. Но и тут не стоит прыгать от радости. Огрехи на стадии доводки возможны, как заявляют специалисты того же Автоваза.
Хотя, казалось бы, чего тут сверхсложного: за воротами завода разместились несколько фирм, которые успешно переставляют коробки передач у новых моделей.
Таким образом, у Лады остается основное преимущество — цена. Но лет через 7 и оно канет в лету.
А может и к лучшему? Может автопром (имеются в виду легковые машины) – это не наше? Пусть будет сборочное производство на месте ВАЗа. Заодно пробок в мегаполисах меньше будет. И аварий на дорогах.
Сельхозмашиностроение, конечно, желательно иметь свое. Так, на всякий случай. Но это не настолько критично. Рынок растет плохо. Новых сельскохозяйственных машин закупается мало. В крайнем случае, будем брать в братской Беларуси.
А вот фермерские хозяйства надо поддерживать постоянно. И не только ближайшие 7 лет. Без своих, бережно выращенных продуктов, не будет продовольственной безопасности страны. А без продовольственной безопасности о прочей говорить смешно.
Легкая промышленность ещё с 90-х годов балансирует на грани кризиса. В основном, благодаря дешевому китайскому ширпотребу. Засилие дешевых и часто некачественных товаров почти убило отечественный текстиль. Вступление в ВТО вряд ли что-то качественно изменит. Шить как в лондонах и парижах мы быстро вряд ли научимся. А экспансию дешевых товаров не остановить. Это уже показала практика за последние 15-20 лет.
Но здесь господдержка нужна преимущественно на стадии раскрутки товара. И лучше информационная.
Есть и плюсы
Как бы там ни было, есть отрасли, где приход ведущих мировых игроков скажется только положительно. Например, это всё, что связано с сервисом. У нас пока нет сервиса как такового.
Или банковский сектор. Потребители давно уже ждут дешевые кредиты. Особенно, ипотечные.
«Чубайсовские» черно-белые планшетные компьютеры всё равно годятся только для начальных классов и детского сада. К тому же неизвестно точно, где их производят. Вполне может быть, что в Китае. А с вступлением в ВТО есть шанс, что подешевеют зарубежные настоящие планшетники.
Та же история с программным обеспечением, которое по всему миру, в основном, западное. Не исключено, что бытовая техника подешевеет после снятия таможенных барьеров.
Точка зрения президента
Президент России Владимир Путин имеет свою логику, относительно стремления России в ВТО. Скорее всего, эта логика была подсказана ему экономическими советниками. Теми, кто первые попали в его кабинет.
Эта логика такова: инвестиции в производство товаров на территории России должны выйти на новый качественный уровень. Может измениться их стратегия. Вкладывая капиталы в новое производство на территории России, инвесторы смогут теперь рассчитывать не только на российский и евразийский рынки, но и на международные.
Другое дело: зачем открывать производство (с прицелом на международный рынок) в «холодной» России? Здесь и рабочая сила дороже, чем в Азиатском регионе, и затраты на отопление так и лезут в себестоимость продукции (причем, надо учитывать, что это наше отопление, то есть то, которое может внезапно отключиться в самый ответственный момент).
Видимо, те советники, которые могли раскрыть Путину глаза на эту сторону вопроса, попали к нему в кабинет с большим опозданием.
Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
15.08.12