Особенности национального Хогвартса

03.11.2011

Родители безмолвствуют

Вчера в городской Ратуше, здание которой располагается прямо на площади Свободы по левую руку Ленина, все желающие высказывали свой взгляд на коррупциогенные факторы в системе образования и на то, как их сократить до минимума. Некий антагонизм данного места (свободы и Ленина – прим. авт.) чудесным образом перенесся на ход дискуссии. С одной стороны, Ильич завещал учиться, учиться и учиться, а с другой,  свободе не научишься в школе. Но это всё лирические отступления.

Предполагалось, что в работе круглого стола примут участие широкие круги общественности в лице родителей. На сайте мэрии был опубликован даже призыв ко всем желающим поучаствовать. Но в реальности не очень большой зал заполнили, в основном, депутаты, чиновники мэрии, прокурорские работники и директора школ. Были, конечно, и родители. Но выступала только одна из них — и то минуты три.

 

Все хорошо, прекрасные маркизы?

Перед заседанием всем (в том числе и журналистам – прим. авт.) раздали уже готовую резолюцию. То есть прений ещё не было, а решение уже готово. Однако, в ходе заседания выяснилось, что заботливо подготовленная депутатами резолюция не понравилась практически никому.

Открыл заседание Ильдус Янышев, депутат Казгордумы, непосредственный руководитель группы по антикоррупционной деятельности. Из его коротенького, минут на 10, доклада было ясно, что образование для  депутатов гордумы – главный приоритет. В этом году на него было выделено — 5, 670 млрд. рублей (из бюджетов всех уровней — прим.авт.) или 40% бюджета городского. Впрочем, как выяснилось позже, и этих денег недостаточно.

Группа депутатов объездила казанские школы, где зафиксировала благостную картину абсолютно добровольных пожертвований в попечительские советы со стороны родителей. Правда, уже в конце круглого стола секретарь гордумы Людмила Андреева сказала, что и с родителями, ожидающими первоклассников, они беседовали, только тайно от администраций школ. И в тех разговорах проскальзывала тень сомнения в добровольности.

 

По материалам прокурорских проверок

Сразу за Янышевым слово взяли сотрудники прокуратуры, зампрокурора города  Фарит Сафин и старший помощник этого же прокурора Людмила Морская.

Сафин начал с того, что не хочет озвучивать конкретные факты. Но потом не удержался и всё-таки озвучил. За год с одного класса могут собрать 181 100 рублей за год. Суммы таковы, что можно уже и подключать следственные органы, констатировал зампрокурора. Представитель прокуратуры с красивой фамилией Морская предложила прямо сказать о том, что родители бояться давления на их детей, поэтому большинство жалоб анонимные. В итоге прокурорские работники предложили убрать из резолюции пункты об отмене внеплановых проверок школ по анонимным жалобам.

Закон (и Путин, сказал прокурорский работник – прим. авт.) говорит: образование в России бесплатное. Давайте просто соблюдать закон, резюмировали правоохранители. А не то, например, в 90-ой школе только в апреле была проверка, а потом пришел сентябрь и жалобы на поборы пошли снова. Не забывают родителям по телефону и в дневниках напоминать, что они что-то там не сдали. Впрочем, по личному опыту корреспондента «Вовремя», теперь модно не писать в самом дневнике, а прикреплять к нему степлером маленькие записочки. В общем, не может всё-таки прокуратура обойтись без конкретики.

Янышев проявил беспокойство: а не поставим ли добросовестных директоров школ под удар «анонимщиков»? Отвечать ведь некому. Сафин заверил: анонимки всё равно рассматриваются. Есть регламент, утвержденный генеральным прокурором России и городская прокуратура, да что там, даже депутаты его отменить не могут. Но количество проверок ограничено. У каждого директора должен быть журнал проверок, где регистрируется, кто и с какими целями приходил. «Были ли факты присвоения денег в личных целях?» — устроил прокурорским настоящий допрос депутат Янышев. Морская ответила, что 3 года назад кто-то купил себе в кабинет мебель. Иначе говоря, таких фактов прокуратура не помнит.

Руководитель департамента надзора в сфере образования Людмила Нугуманова начала с того, что все в зале по одну сторону баррикад. Все хотят, чтобы было лучше. Но есть 10-12 школ, откуда жалобы от родителей поступают постоянно. Это следствие правовой неграмотности директоров этих школ. Нугуманова напомнила, что есть ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в котором прописаны способы защиты от незаконных проверок. Правда, непонятно было в чем заключается неграмотность первых лиц школ. То ли директора не умеют защищаться от проверок, то ли не умеют построить работу с родителями.

По информации заместителя начальника финуправления исполкома Казани Марата Абдуллина в Казани 158 школ, в которых работает более 8000 педагогов и почти 8000 единиц (так и сказал, наверно, роботы какие-нибудь – при. авт.) обслуживающего персонала. Из городского бюджета выделено в 2011 году 2,9 млрд. рублей. Из них львиная доля ушла на зарплату – 78,3%. Далее идет оплата коммуналки – 9,5%. Ну, и мелочь остается на текущий ремонт и прочие расходы.  Получается, что в среднем в школе получают 11800 рублей.

 

Директора наносят ответный удар

За директоров школ пытались вступиться и начальник Управления образования Казани Ильсур Хадиуллин, и начальник объединенного роно Ново-Савиновского и Авиастроительных районов Тамара Федорова. Они говорили, что директора поставлены в сложное положение. 90 тысяч учебников куплено на средства внебюджетных фондов (то есть родителей – прим. авт.). Но это лишь 9,5% от потребности. Работает «обменный фонд» между школьными библиотеками. Есть круглосуточная горячая линия Управления. При этом 11 директоров были уволены. Правда, не все — за нарушения. Сколько-то просто ушло на пенсию или по каким-то личным соображениям (сколько конкретно из 11  — не называлось – прим. авт.). Есть, конечно, плохие руководители, но большинство директоров – герои. По словам Федоровой, краса и гордость России.

Но наибольший успех у слушателей имело выступление директора школы №165 и по совместительству депутата Казгордумы Айдара Шамсутдинова. Директора школ прямо утопили его речь в овациях.  

Начал Шамсутдинов наукообразно: проблемы возникают, когда нарушается принцип транспорентности. Для тех, кто не учился у Шамсутдинова, транспарентность – это поддержанная законодательно прозрачность экономических процессов, однозначное отражение в них всех внутренних явлений. Правда, Шамсутдинов имел ввиду не транспарентность внутришкольных финансовых потоков, а поступлений из бюджета.

Например, не секрет, что в этом году учебники для первоклассников во многие школы поступили в конце октября. И что, отказаться от занятий, вопрошал Шамсутдинов. Родители сами готовы отдать деньги в подобной ситуации, ни о каком давлении речи не идет. Чтобы починить сгоревший щиток, требуется долго ждать деньги из бюджета. Пока документы пройдут через казначейство, кого-нибудь из учеников может убить током. Четверть бюджета школа №165 зарабатывает сама. Но ни этого, ни 100 тысяч рублей, выделенных на текущий ремонт не хватает. Тем более, что и эти 100 тысяч пришлось отдать другой, более нуждающейся в ремонте школе. Починили крышу в одном месте, потекло в другом. Последнюю фразу можно поставить эпиграфом в книге о государственном управлении в России. То есть — никакой транспарентности.

Сказал Шамсутдинов и о проверках. Среди тысячи родителей любой школы, по мнению спикера, всегда есть «несколько неадекватных». Закончил Шамсутдинов патетически. Директора выполняют героическую функцию. Поскольку на бюджетные деньги развивать образование нельзя. Можно только поддерживать. (Тамара Федорова подтвердила его слова примером: на ремонт 3-х школ Ново-Савиновского района ушло 40 млн. рублей). Далее Айдар Шамсутдинов предложил децентрализацию денежных потоков. Чтобы директора имели больше возможностей тратить деньги по своему усмотрению, но и спрос с них был строже.

В сухом остатке корреспондент «Вовремя» услышал: дайте больше денег, да побыстрей, а проверки, инициированные неадекватными родителями, чтобы не лихорадили учебный процесс, желательно отменить. Не удивительно, что директора школ рукоплескали своему коллеге.  

Единственная выступавшая родительница второклассника из родного для сердца корреспондента «Вовремя» лицея №83 Аделя Сибгатуллина в своем коротком спиче просто поддержала директорский корпус. Без учебников детей не выучишь, родители сдают деньги добровольно.

 

Министерская чехарда как национальная российская игра

Вступилась за честь мундира родного министерства Людмила Нугуманова. Хотя она не занимается сама поставками учебников (это сфера деятельности региональных ведомств – прим. авт.), но на совещаниях присутствовала. Нугуманова заметила, что депутаты (в том числе и некоторые присутствующие – прим. авт.) сами голосовали за уполовинивание расходов на закупку учебников. На министерском совещании с руководителями роно в августе, вспомнила Нугуманова, никто про учебники не вспоминал и тревоги не бил. Директорам школ надо четче формировать заказ на учебники (хотя как это делать четче, если до пробного дня неизвестно сколько точно родителей отдаст детей в конкретную школу  — прим. авт.). Ситуация, когда «Иван кивает на Петра, а Петр на Ивана» не нова для российского чиновничества. Только потребителю — в данном случае родителю — всё равно, кто виноват. Главное, пусть побыстрей разберутся между собой, чтобы в следующем году ситуация с учебниками не повторилась.

Заведующий организационным отделом Управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Алексей Панкратов напомнил ещё раз собравшимся о верховенстве закона. Попечительские советы при колледжах  — это общемировая практика (хотя трудно себе представить какого-нибудь канзасского учителя, пишущего в дневники ученикам: просьба родителям, сдать по 100 долларов на ремонт класса – прим. авт.). Но ведь президент Минниханов просил перевести сборы с родителей в сферу безналичных расчетов. Закон (в данном случае инструкция президента РТ — прим.авт.) превыше всего.

В чем смысл безнала – совершенно непонятно. Только вот у родителей появится куча хлопот. Может быть, только деньги на обед или на экскурсию в зоопарк/музей можно будет собирать по старинке, сдавая деньги в конвертах. Хотя бы до тех сказочных времен, пока у каждого татарстанского первоклассника не появится своя кредитная карта, а в каждой школьной столовой — банкомат.

Итоги дискуссии подвела секретарь Казгордумы Людмила Андреева. После многочисленных комплиментов в адрес нынешнего мэра Казани она внесла и свою лепту в копилку предложений. Андреева предложила директорам активнее работать со спонсорами, в особенности с бывшими учениками-бизнесменами. Может быть, не мелочится, а создать при каждой школе отдел менеджеров по продвижению?

На круглом столе решено было внести значительные изменения в резолюцию и разослать новый вариант всем участникам для утверждения. В частности, было предложено добавить некоторые дельные предложения. Например, сделать защищенными статьи бюджета с расходами на образование. Расходы на текущий ремонт отдать в ведение муниципальной власти, а на капремонт – региональной.

 

«Голос» со стороны

Уже после заседания своим мнением с корреспондентом «Вовремя» поделился координатор ассоциации «Голос» по Татарстану и бывший педагог Олег Белгородский. Он сказал, что ещё 2 года назад их ассоциация посылала в Минобраз и прочие инстанции проект постановления Кабмина РТ, где уже были многие предложения, высказанные на круглом столе. Только никто из официальных лиц не ответил.

Белгородский в качестве решения проблемы и минимизации коррупциогенных факторов предлагает ту же транспорентность. Только внутришкольную. Поставьте в коридоре прозрачный ящик (как при сборе благотворительных средств в магазинах – прим. авт.). Напишите объявление: школа нуждается в том-то и том-то. И каждый родитель пусть кидает туда столько денег, сколько подскажет его совесть или толщина кошелька. Вот и добровольность, и анонимность в одном флаконе, то есть ящике.

Но это ещё не все реальные предложения Белгородского. По его мнению, надо законодательно вменить в обязанность учителям давать расписки за все собранные деньги. Сами родители не рискнут их требовать, боясь обидеть учителя. На сайте школы должен быть размешен подробный отчет о том, из каких источников профинансировано то или иное приобретение, ремонт или мероприятие. Чтобы у родителей не возникало подозрения, что произошло двойное финансирование одного и того же дела, и собранные ими деньги ушли в неизвестном направлении.

 

Выводы «Вовремя»: Бесплатный сыр в школьной мышеловке

При всей актуальности темы, круглый стол оставил у автора противоречивое впечатление.

С одной стороны, директора совершенно правы в том, что без родительских денег им не обойтись. И глупо требовать прекратить поборы, пока школа не будет обеспечена со стороны государства всем необходимым на 100%. Только странно, что им не хватает не только сотен тысяч, но и миллионов и миллиардов. А называть родителей неадекватными только потому, что они пытаются сэкономить семейный бюджет или защитить права своего ребенка, по меньшей мере, некрасиво.

Анонимные жалобы для многих – это последний шанс хоть как-то повлиять на школу. Да и, по правде говоря, глядя на некоторых директоров казанских школ, трудно представить их героями. Или какая Россия – такая гордость и краса? Есть элементарные вопросы организации учебного процесса или того же сбора денег, которые не требуют больших полномочий и отдельного финансирования. А они, увы, решаются пока очень плохо.

Так что в ближайшее время среднее образование будет или очень средним, или платным. Хотя по закону, безусловно, бесплатным.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

03.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также