Оралом можешь ты не быть, но говорить уметь обязан

15.03.2012

Сам себе Демосфен

В последнее время методик и тренингов по теме публичных выступлений расплодилось неимоверное множество. Но не надо скептически кривиться — многие по итогам курса либо самообучения действительно добились заметного результата и развили необходимые для правильной речи или выступления навыки. Например, сегодня очень популярны, и неспроста, тренинги по ораторскому искусству и коммуникациям от Радислава Гандапаса или Игоря Манна. Однако на секунду представим, что вы не в состоянии потратить за час несколько сотен тысяч рублей, да и вышеупомянутые мастера находятся далеко и вообще у них на год вперед все расписано.

Что же делать? Идти на местные тренинги? Для начала попробуйте взять себе на заметку наши рекомендации.

Итак, начнем с публичного выступления. Помните первые два правила настоящего оратора — вам должно быть самому интересна тема, которой посвящен ваш спич, а также не считайте себя умнее всех тех слушателей, перед которыми вы будете выступать. Ну, вообще-то считать можно, просто постарайтесь это не выпячивать прилюдно.

Начните вашу речь с риторического вопроса или шутки. Помните, что вопрос риторический, и после него не надо делать театральной паузы –  сразу стартуйте. Известный оратор, эксперт по маркетингу российского уровня Игорь Манн рекомендует «включать» аудиторию. Например, можно задать вопрос и получить на него ответ в виде поднятых рук.  Это будет знаком серьезной вовлеченности вашей аудитории и большого внимания к вам лично. 

Далее необходимо отказаться от манеры речи «советского преподавателя». Помните, как это было в школе лет «дцать» назад? «Дети, здравствуйте! Сели! Открыли тетрадки! Пишем!» Кому сегодня понравится такое обращение?! Также необходимо отказаться от менторского тона и общего вида суперпрофессионала, вынужденного просвещать аборигенов. Позитивной интонацией считается вопросительная. Любой вопрос — это вовлечение аудитории. Даже риторический.

 

Поза лидера

На самом деле в публичном выступлении все вышеперечисленные факторы в плане восприятия аудиторией выступающего вторичны. Речь начинается с выхода и расположения выступающего относительно аудитории. Если вы выходите к трибуне, ни в коем случае не подходите к ней сзади или сбоку. Даже если лестница к президиуму расположена сбоку, лучше сначала пройти перед трибуной и обогнув ее, встать за ней. Очень важно расположение рук и ног. Либо левая, либо правая нога должна на величину ступни быть выставлена вперед. Это не даст оратору раскачиваться из стороны в сторону (частая ошибка – прим.авт.) или встать по стойке «вольно».  Плечи должны быть опущены, спина выпрямлена, руки на виду и друг друга не тискают.

И еще — по дороге к трибуне не смотрите свои бумаги. Все равно от волнения вы там ничего не увидите. После того, как вы правильно встали, обведите зал взглядом, найдите контакт со всеми секторами зала.  Описанной методикой пользуются ведущие российские ораторы. Тот же Гандапас, например.

Вот только после этого можно начинать речь.

 

Мыслью по древу

Относительно самой речи.  Вам необходимо расставить так называемые такты.  Это те места в предложениях, на которые делается особый акцент. Тактов не должно быть много. Люди не могут воспринимать речь, если оратор пытается вдолбить им каждое предложение в голову.  Они быстро встанут и потянутся к выходу после нескольких первых предложений и перестанут вас слушать.

Поэтому лучше выделить в речи основные мысли, которые вам важно донести до аудитории, потом эти мысли преобразовать в красивые предложения. Затем сами предложения поставить в конец небольшого абзаца, весь смысл которого — в легкой для восприятия подготовке слушателей к самому предложению и вашей главной мысли.

И помните. Какой бы не была интересной речь (если это не монологи Задорнова, конечно – прим.авт.), аудитория не будет вас адекватно воспринимать дольше 3-5 минут.

 

Переговорщики

Теперь вернемся к теме переговоров. Все, что было сказано ранее о выступлении также справедливо и к переговорам.  Ведение переговоров в какой-то степени даже легче, чем доклад. Охват аудитории поменьше.

Необходимо больше сконцентрироваться на личности того человека, с кем вы намерены вести переговоры. Есть достаточно общее определение социологов, разделяющих людей на 4 группы.

Доминантный тип личности.  Если вы столкнетесь с ним на переговорах, будьте очень осторожны. Например, политическая эпостась Жириновского — это яркий пример такого типа личности. Он часто перебивает, ведет на переговорах себя не этично. Плюсом может считаться тот факт, что такие люди обычно до серьезных постов, где принимаются решения, не поднимаются. Так что, скорее всего, такой товарищ будет «на подхвате». Главное — не поддавайтесь на провокации.

Мобильный тип. Эти люди легко устанавливают общение.  Такое ощущение, что ты знаешь его уже давно, даже если и видишь в первый раз. Вести переговоры с такими людьми одно удовольствие. Одна загвоздка — в процессе  переговоров в командах таких людей используют, чтобы отвлечь вас от основной сути дела. Были случаи, когда такие люди «возили» по кругу тему по 4-5 часов. И их очень внимательно слушали.  Так что возможно это лицо, которое вам специально было «подсунуто», дабы сбить вас с пути истинного. 

Ригидный тип. По данным социологов, этот тип людей — самый распространенный в российском истеблишменте. Очень логичны, консервативны, на контакт идут с осторожностью. Дабы завоевать их благосклонность,  не стоит спешить и переходить сразу к теме разговора. Нужно подольше поговорить «про погоду». К сути надо переходить плавно.

Ну и последний тип — так называемый интравертный. Это самый распространенный тип людей вообще. Если вкратце – с кем интраверт поговорил последним, того позицию он и примет. И не удивляйтесь, если с утра у него будет диаметрально противоположная позиция. Это не со зла, просто такие люди очень внушаемы.

 

Предупрежден, значит вооружен. Напоследок профессионалы советуют проштудировать «Психология и этика делового общения» редакции Лавриненко. В общем, классика жанра, а НЛП и методы жестких переговоров оставьте неуверенным в себе людям.

 

Артем Наумов

специально для Вовремя.ру

15.03.12

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также